Как поддерживать отечественный автопром?

Функции спроса и предложения на рынке автомобилей в стране И имеют вид , . В стране Э соответствующие функции описываются уравнениями , .

а) Найдите мировую цену на автомобили в отсутствие ограничений на торговлю.

б) Стремясь защитить внутренних производителей, правительство страны И ввело потоварный тариф на ввоз автомобилей из страны Э. Найдите размер тарифа и сумму полученных страной И поступлений от него, если известно, что после реализации этой меры импорт автомобилей в страну уменьшился на 40 %.

в) На одном из заседаний правительства страны И обсуждалась мера поддержки внутренних производителей, альтернативная импортному тарифу, — введение потоварной субсидии для них. При какой ставке субсидии эта мера имела бы тот же эффект с точки зрения изменения прибыли отечественных производителей, что и тариф из пункта б)? Каковы были бы расходы государства на выплату субсидии?

г) Некий гражданин страны И прокомментировал ситуацию следующим образом: «То, что был введен тариф, а не субсидия, абсолютно правильно. Обе меры защищают производителей в одинаковой степени, однако в случае тарифа государство получает дополнительные поступления (оплачиваемые за счет иностранцев!), в то время как в случае субсидии оно, наоборот, вынуждено тратить бюджетные средства. Следовательно, введенный тариф предпочтительнее с точки зрения общества нашей страны». Есть ли в этих рассуждениях ошибка?

Решение:

(а) В отсутствие вмешательства равновесная цена равна 35, а объем импорта в страну И равен . После введения тарифа объем импорта составил .

Заметим, что после введения тарифа цены в странах будут разными, причем отличаться они будут ровно на величину тарифа (в стране И цена будет выше). Поэтому для ответа на вопрос достаточно найти и ; ответом будет их разность.

После введения тарифа объем спроса в стране И превысил объем внутреннего предложения на 18 единиц: , откуда .

С другой стороны, в стране B объем предложения должен превысить объем спроса на 18 единиц: , откуда .

В равновесии ставка тарифа в точности равна разнице цен между странами, и значит . Государство получит ден. ед.

(б) Заметим, что в силу конкурентного поведения фирм, их выпуск является однозначной функцией от цены производителя. Значит, и прибыль их является однозначной функцией от цены производителя. Следовательно, субсидия будет иметь тот же эффект, если цена, фактически получаемая в новом равновесии производителями в стране A, будет совпадать с ценой из (а) (то есть будет равна 41).

По цене 41 производители в А произведут те же 41 единицу, однако теперь цена для всех агентов, кроме этих производителей, будет единой. Найдем ее из условия на равновесие:

,

откуда . Значит, ставка субсидии должна быть равна .

Государство потратит ден. ед. на выплату субсидии.

(в) Ошибка заключается в том, что в данном рассуждении не учтены потребители. Действительно, в случае тарифа цена для потребителей в стране И будет высокой (41), в то время как в случае субсидии она будет гораздо ниже (33,5). Таким образом, благосостояние потребителей выше в случае введения субсидии, чем в случае введения тарифа, и потому вывод о том, что тариф однозначно лучше с точки зрения общества, сделан безосновательно.

Примечание: используя как меру благосостояния суммарный излишек агентов, можно доказать, что при совершенной конкуренции субсидия как мера поддержки производителей всегда (для любых функций спроса и предложения!) лучше с точки зрения общества, чем тариф (настолько большим оказывается проигрыш потребителей от тарифа).


Задача № 8 (20 баллов)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: