Воздействие финансов на экономику и социальную сферу

2.1. Содержание системы социальной защиты и процесс поэтапного ее формирования.

Социальная политика - это область деятельности государства по отношению к формированию жизненного уровня населения, вос­производству человеческого капитала, оказанию социальных услуг и развитию социальной инфраструктуры на федеральном, региональ­ном и местном уровнях. Социальная политика позволяет реализовать основные конституционные права граждан. Инструментами реализа­ции социальной политики служат законы, программы, нормы и нор­мативы финансирования, соответствующие стандарты и др.

Баланс социальной и экономической политики представляет собой соотношение целей развития общества и средств их достиже­ния. Конкретными формами этого баланса являются соотношения между накоплением и потреблением, между экономической эффек­тивностью и социальной справедливостью, между различными моде­лями экономического развития.[11],650.

Социальная политика ориентирована на человека и реализует­ся и сфере распределения и потребления общественного продукта. Способ распределения определяется способом производства, однако распределительные отношения, обладая относительной автономией, могyт либо тормозить процесс производства, либо стимулировать его, выступая фактором повышения производительности труда. Специфика экономической политики заключается в ориентации на экономический рост и приумножение материального богатства. Это увеличива­ет свободу выбора в сфере распределения и открывает болёе ширo­кие возможности для реализации социальной политики.

Социальная политика ориентирована на определенные ценнo­сти и базируется на разных мировоззренческих установках партий и общественных групп относительно пyтей социально-экономического развития государства. Сложившаяся в том или ином обществе модель социального развития является общественным компромиссом, резуль­татом постоянного поиска общественно-политического баланса, равновесия интересов различных групп и слоев общества.

Социальная политика отражает циклический характер социаль­ного развития и его диалектику.

Выражением циклического развития индустриальной цивили­зации является чередование усиления роли рыночных регуляторов социально-экономической жизни - тенденции к повышению эконo­мической эффективности как самоцели, и повышения значимости государственных реryляторов социальнo-экономических процессов тенденции к социальной справедливости, социальному равенству.

Как известно из теории длины волн циклического развития чередование экономического и социального начал происходит так, что каждое из них поочередно играет преобладающую роль в соот­ветствии с потребностями исторического развития.

Существуют три составляющие социальной политики: социаль­ное обеспечение, социальное страхование и социальное вспомоще­ствование (благотворительность).

Рассмотрим содержание системы социальной защиты и процесс поэтапного ее формирования.

На первом этапе происходит выделение из всего населения це­левых групп - лиц, нуждающихся в социальной защите. Для этого применяются механизмы контроля и критерии определения семей­ных доходов.

На втором этапе выбираются методы, обеспечивающие целе­направленную помощь. Для этого осуществляется привязка помощи к конкретным регионам страны или социальным группам населения.

На третьем этапе проводится оценка уровня жизни, необходи­мая для правильного определения целевых групп,- обследуются се­мейные бюджеты с учетом всех доходов в денежной и натуральной формах. В целях определения объектов социальной помощи применя­ется концепция минимально необходимого уровня потребления - минимальная потребительская корзина, которая включает набор не­обходимых товаров и услуг: Этот набор расширяется в зависимости от определенных, условий. Применяются нормы потребления, соответствующие фактической структуре потребления малообеспеченных людей.

На четвертом этапе осуществляется выбор формы социальной защиты (пособий, дотаций, льгот) - денежной или натуральной.

На рубеже ХХI века в социальной политике центр тяжести пе­ремещается с благотворительности на социальное обеспечение и сoциальное страхование. Это связано с, немалыми ресурсами, с увеличением объема финансовых средств государственного бюдже­та, однако дает ощутимый социальный эффект.[11],658.

Ориентация на получение всеми членами общества равных благ и требования социальной справедливости повлекли за собой такое увеличение доли государственного бюджета, направляемой на соци­альные нужды, что эта доля стала предельной с точки зрения налогo­вого бремени. Кроме того, усилился процесс бюрократизации систе­мы социальной защиты, увеличились издержки по организации рабо­ты государственной службы в социальной сфере.

Развитая система государственных гарантий породила такие негативные социальные явления, как хроническое иждивенчество значительной части населения.

Социальное обеспечение как направление социальной полити­ки долгое время было преобладающим по сравнению с социальным страхованием и вспомоществованием.

Социальное развитие в ХХI веке будет определяться концепци­ей ориентации экономики на интересы человека, на более эффектив­ное удовлетворение его потребностей, на рассмотрение вопросов социального развития с позиции уважения человеческого достоин­ства, равенства и социальной справедливости.

Вложения в человеческий капитал являются самыми эффектив­ными, а качество человеческого потенциала - важнейший фактор экономического прогресса и уровня социально-экономические организации, развития страны. Темпы научно-технического прогресса, уровень культуры и производительности труда - это производные от качеств человека (человеческого капитала).

Сложность и масштабы решения задач переходного периода России сопряжены с немалыми издержками и потерями. Этот этап сопровождается значительным ростом дифференциации доходов и имущества населения, поляризацией об­щества на фоне растущей криминализации экономики и социальной жизни, а также неравномерного перераспределения государственной и муниципальной собственности в процессе массовой приватизации.

Реформы в России привели к тому, что кризис приобрел хрони­ческий характер и возник порочный круг экономический спад ведет к снижению жизненного уровня трудящихся и деградации социаль­ной сферы, а это, в свою очередь, провоцирует дальнейшее ухудше­ние экономического положения в стране.

При отсутствии комплексного подхода и без увязки с реальны­ми возможностями государственного бюджета эффективная реализа­ция социальной политики невозможна.[11],660.

Существует иллюзия выхода из кризиса путем одновременного решения экономических и социальных проблем. Однако социальные проблемы не могут быть быстро решены при отсутствии достаточ­ных финансовых ресурсов и возможности в кратчайшие сроки обес­печить существенный рост производства.

Правовой основой реформ в социальной сфере является разра­ботка социального кодекса Российской Федерации и принятия на его основе пакета необходимых нормативных правовых актов.

Для обеспечения стабильности финансирования социальной сферы необходимо реализовать социально-ориентированный механизм бюд­жетного федерализма, в частности обеспечить:

• четкое разграничение ответственности между федеральными, региональными и местными органами власти в решении задач социального развития, закрепление за соответствующими уровнями бюджетов собственных источников доходов;

• расширение полномочий в решении социальны задач региo­нальных и местных органов власти, что должно сопровождаться уве­личением обеспеченности собственными средствами;

• повышение обоснованности финансовых нормативов путем уточнения состава и структуры прожиточного минимума в целом и по регионам, а также постепенного приближения минимальных раз­меров заработной платы, пенсий, стипендий и социальных пособий к реальной величине прожиточного минимума;

• отнесение к функциям Российской Федерации утверждения и обеспечения общефедеральных социальных гарантий, а также предo­ставление дополнительных прав и гарантий, вытекающих из особого статуса отдельных субъектов РФ;

• отнесение к функциям субъектов РФ разработки программ, повышающих уровень обеспечения социальными гарантиями в реги­оне по сравнению с минимумом социальных гарантий, Предусмотрен­ных федеральным уровнем;

• обоснование нормативов трансфертов регионам на выплату

пособий по малообеспеченности;

• установление пособий по безработице на уровне региональнo­го прожиточного минимума;

Бюджета, направляемый на финансирование социальных расходов, и во избежание распредиления средств - уточнение перечня расходных статей бюджета, относящихся к социальномy блоку путем их объединения в специальный раздел экономической классифика­ции с экономическим обоснованием размеров отдельных расходов, а также приоритетов в их распределении.[11],665.

Ключевое значение для социальной сферы имеет государствен­ ное финансирование. Его дальнейшее расширение связано со следую­щими мерами:

• установлением целевой фиксированной доли государственных расходов на развитие социальной сферы;

• обеспечением перехода образования и здравоохранения на нормативное финансирование;

созданием правовых и организационных условий для эффек­тивной реализации многоканального механизма финансирования - как за счет бюджетов разныx уровней, гак и за счет средств, поступа­ющих от юридических и физических лиц;

• контролем за целевым расходованием средств из внебюджет­ыx фондов;

• введением максимальных налоговых и кредитных льгот для социальных инвестиций и отраслей, обеспечивающих мобилизацию внебюджетныx средств для этих целей.

Для решения социальных задач необходима мобилизация средств государственных внебюджетных фондов социального назначения на основе более четкого разграничения их функций в системе обязатель­ного социального страхования, коренного улучшения механизма уче­та страхователей, совершенствования систем сбора страховых взнo­сов и добровольного (накопительного) страхования, развития прин­ципов частичной самоокупаемости и самофинансирования.

В последние годы социальная роль государства оказалась ослаб­ленной: из-под контроля вышли важнейшие социальные процессы.

Поэтому долговременной целью социальной политики государства должно стать обеспечение уровня и качества жизни граждан по кри­териям постиндустриального общества Реализация социальной поли­тики согласно, данному критерию должна основываться на ряде оснo­вополагающих принципов

• стимулирование государством роста капиталовложений в сo­циальную сферу, налаживание контроля за состоянием научно-техни­ческого и образовательного потенциала;

• формирование государством единого социалыного простран­ства для реализации основных социальных гарантий в области обра­зования и охраны здоровья на всей территории страны;

• совмещение социальной защиты населения с ростом экономи­ческой эффективности производства на базе концепции социального партнерства;

• сочетание двух методов решения социальных задач: адаптаци­онного - для трудоспособных и работающих, способных заработать на себя и семью, и защитного - для нетрудоспособных и социально незащищенных, не имеющих возможности обеспечить свое существo­вание без помощи государства.

К числу адаптационных методов относятся: активная политика содействия занятости в масштабах, достаточных для воспроизводства населения; социальное партнерство между работодателями и наем­ными работниками в регулировании оплаты труда и распределении доходов; оптимизация налогообложения и системы социального стра­хования.[11],669.

Приоритетным направлением в политике доходов должно стать повышение цены труда и реальной заработной платы, увеличение ее удельного веса в доходах населения. Цена труда занижена в Россия не только по сравнению с уровнем оплаты труда в странах с развитой рыночной экономикой, но и с точки зрения фактической производи­тельности труда.

В условиях рыночной экономики цена труда устанавливается в процессе открытой конкуренции между работодателями и продавца­ми рабочей силы. В России в настоящее время свободная конкурен­ция на рынке труда сталкивается с серьезными препятствиями, огра­ничивающими ее воздействие на цену труда. Среди них: недостаточ­ная мобильность рабочей силы; растущая безработица как открытая, так и скрытая; структурная перестройка отраслей экономики, требую­щая переквалификации работников.

Повышение минимальных размеров заработной платы до вели­чины прожиточного минимума и значительный рост на этой основе цены труда является важнейшей и наиболее актуальной социальнo-­экономической задачей российской экономики.

Низкая оплата ограничивает платежеспособный спрос, тормo­зит технологическое обновление производства и рост производитель­ности труда, что, в свою очередь, не дает возможности повышать его оплату.

Одним из наиболее важных аспектов государственного регyли­рования социальной сферы является снижение уровня бедности. Ос­новные причины бедности: низкая цена рабочей силы, особенно в бюджетном секторе и ряде других отраслей; низкий размер пенсий; безработица; высокое число иждивенцев в семьях. Кроме того, часть населения относится к категориям риска: беженцы, лица с ограни­ченной дееспособностью, граждане, потерявшие постоянный источ­ник дохода и местожительство, маргинальные слои и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: