• введение в генеральное соглашение и другие виды коллективных договоров положения об индексации минимальной оплаты труда в связи с ростом цен;
• укрепление финансовой базы пенсионного обеспечения;
• привлечение неимущих к общественным работам;
• увеличение совокупного дохода семьи за счет использования резервов трудоспособности, снижение иждивенческой нагрузки;
• введение индексации пособий по безработице, которые ниже прожиточного минимума, установление дополнительных льгот для безработных родителей в наиболее социально незащищенных семьях;
• сохранение пособий на детей с применением дифференцированного подхода, преимущественное увеличение их для социально неблагополучных детей, усиление контроля за обязательностью выплаты детских пособий, государствённое регулирование цен на детские товары и др.[11],670.
В ближайшее время должно быть завершено создание в Российской Федерации системы адресной социальной помощи.
Регулирование занятости основано на синтезе рыночных рычагов й активного участия государства в регламентации правил предпринимательской деятельности, функционировании рынка труда, сoциальной защиты граждан от последствий безработицы, в ускорении адаптации населения к требованиям рыночной экономики. Для этого в среднесрочной перспективе потребуется решить ряд проблем:
|
|
• создать гибкую систему смягчения негативных социальных последствий банкротства;
• отладить механизм многоканальной системы адаптационного обучения и рынка образовательных услуг;
• наладить партнерские отношения на предприятиях и в регионах; усовершенствовать систему страхования рисков на рынке труда.
Государственная политика занятости населения направлена па создание условий для возможно более полного использования потеЕпц3ала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, что будет противодействовать обеднению населения и массовой безработице.
Большое значение имеет применение механизма, обеспечивающего: согласование рынка образовательных услуг и рынка востребованных профессий; выявление реальной потребности работодателей в рабочей силе определенного профессионального профиля, проведение мониторинга структуры спроса на рабочую силу; налаживание новой системы взаимоотношений между различными службами, занимающимися проблемами труда; трансформацию системы подготовки кадров. В связи с этим особое значение приобретает регулирование государством соотношения спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.
С учетом ориентации на развитие рыночных отношений за гoсударством сохраняется функция установления минимума прав и социальных гарантий для работников; который может быть увеличен посредством механизма соглашений между органами государственнoго управления, объединениями предпринимателей и представительными органами работников, а также при помощи коллективных и индивидуальных трудовых договоров. В коллективных договорах определяются размеры тарифных ставок, окладов, премий, виды и системы оплаты труда, применяемые на предприятии, а также соотнoшения размеров оплаты труда различных категорий персонала.
|
|
К числу важнейших задач регулирования социальных процессов относятся предотвращение разрушения социальной сферы, сoхранение доступности социальных услуг.
Основными инструментами государственного регулирования развития социальной сферы являются:
• стратегические программы развития отраслей социальной сферы и их всесторонняя финансовая поддержка из бюджетов всех уровней;
• нормативы и стандарты обеспечения населения социальными услугами;
выравнивание минимальной обеспеченности по субъектам РФ;
• государственные программы, направленные на выход из критических социальных ситуаций;
• система экстренных мер, финансируемая прежде всего за счет резервных фондов, позволяющая ослабить социальную напряженность, периодически возникающую из-за негативных процессов в образовании; охране здоровья, экологий.
Помимо перечисленных инструментов государственного регyлирования следует выделить систему ограничений на коммерциализацию образования и здравоохранения, что требует тесной увязки с политикой доходов, координацией государственных и негосyдарственных форм и методов социальной защиты населения.[11],671.
Особую роль играет дальнейшее развитие экономических механизмов реализации социальной политики, в частности, стимулирование развития отраслей при помощи льгот, налогов и кредита, системы страхования, включая социальное, применение штрафных санкций за нарушение обязательств по реализации социальных гарантий.