Экономическая среда

Экономическая среда есть совокупность экономических условий в стране, в которой компания осуществляет свои операции и включает в себя такие факторы, как уро­вень экономического развития, инфраструктура, рынки ресурсов и готовых продук­тов, курсы валют, инфляцию, процентные ставки, показатели экономического роста.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. Страны и регионы мира характеризуются раз­личными уровнями экономического развития. Все страны можно разделить на две группы: развивающиеся (или слаборазвитые) и развитые. В качестве критерия от­несения страны к той или иной группе традиционно используется показатель доход на душу населения (т. е. доход, полученный страной в ходе производства товаров и услуг, отнесенный к численности ее населения). К развивающимся странам, в кото­рых этот показатель весьма невелик, относят практически все Южное полушарие (страны Африки, Азии и Южной Америки). Развитые страны в основном сосредо­точены в Северном полушарии (страны Северной Америки, Европы и Япония).

Штаб-квартиры большинства международных фирм располагаются в богатых, эко­номически развитых странах. Однако если судить по числу потенциальных покупате­лей, развивающиеся страны представляют собой огромный рынок, к которому при­сматриваются многие компании. Крупные американские розничные торговцы, такие



Часть 2. Внешняя среда менеджмента


Глава 4 менеджмент в глобальном масштабе




как Wal-Mart и Toys «.R» Us, именно потому и вышли на мировой уровень, чтобы удовлетворить растущий спрос на удобство, богатство выбора и более выгодные цены в Китае, Мексике и Бразилии. Сегодня эти компании, возможно, переживают нелегкие времена, однако они создают себе задел на будущее, позиционируют себя в новейших экономиках, где основная масса населения как минимум на десять лет отстает от пика своей покупательской способности.

ИНФРАСТРУКТУРА. Инфраструктуру страны составляют ее физические структуры, поддерживающие экономическую деятельность: транспортные систе­мы (аэропорты, автомобильные и железные дороги), энергетические системы (электростанции и подстанции), системы коммуникаций (телефонные линии, ра­диостанции). Компании, работающие в слаборазвитых странах, должны быть го­товы к низкому уровню используемых там технологий и запутанным системам связи, распределения и логистики. Майк Мазола, менеджер Reuters, обнаружил, что в Мексике на установку телефона может потребоваться целый год. Но даже после того как телефон был установлен, для того, чтобы сделать звонок, ему при­ходилось по несколько раз набирать номер. Но неразвитость инфраструктуры сама по себе представляет неплохие возможности для фирм-производителей со­ответствующего оборудования.

РЫНКИ РЕСУРСОВ И ГОТОВЫХ ПРОДУКТОВ. Менеджеры оперирующей за рубежом компании обязаны оценивать спрос на предлагаемые ею товары и услуги. Если его уровень достаточно высок, компания может принять решение о начале или продолжении экспорта. Однако для осуществления прямых инвестиций необходи­мо проанализировать доступность ресурсов (сырье и рабочая сила). К примеру, основная проблема для кафе быстрого питания компании McDonald's, которая про­дает свои гамбургеры на всех континентах, кроме Антарктиды, является закупка на месте всех необходимых компонентов, от булочек до пластиковых трубочек. В Кра­кове гамбургеры McDonald's производятся на польском заводе, частично принадле­жащем чикагской компании OSI Industries, лук поставляется из Калифорнии, бу­лочки — с производственно-распределительного центра в Подмосковье, картофель — из Германии. По возможности McDonald's старается опираться на местных по­ставщиков. В Таиланде компания реализовала программу обучения местных фер­меров выращиванию картофеля сорта «Айдахо» красно-коричневого цвета, необ­ходимого для производства золотистых чипсов.

ОБМЕННЫЕ КУРСЫ. Обменные курсы валют выражают пропорции обмена де­нежной единицы одной страны на валюту другой. Изменение этих курсов может серьезно сказаться на прибыльности международных операций, ежедневный объем которых составляет (что предполагает и перевод одной валюты в другую) миллиарды долларов. Предположим, к примеру, что один американский доллар обменивается на 8 французских франков. Если цена доллара возрастет до 10 фран­ков, американские товары во Франции станут более дорогими, так как на покупку каждого доллара стоимости товара придется потратить больше франков. Экспор тировать товары США во Францию станет сложнее, поэтому прибыли американ­ских производителей снизятся. Если же цена доллара, наоборот, опустится до о франков, американские товары во Франции станут дешевле и прибыльность их экспорта повысится.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: