Экономическая среда есть совокупность экономических условий в стране, в которой компания осуществляет свои операции и включает в себя такие факторы, как уровень экономического развития, инфраструктура, рынки ресурсов и готовых продуктов, курсы валют, инфляцию, процентные ставки, показатели экономического роста.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. Страны и регионы мира характеризуются различными уровнями экономического развития. Все страны можно разделить на две группы: развивающиеся (или слаборазвитые) и развитые. В качестве критерия отнесения страны к той или иной группе традиционно используется показатель доход на душу населения (т. е. доход, полученный страной в ходе производства товаров и услуг, отнесенный к численности ее населения). К развивающимся странам, в которых этот показатель весьма невелик, относят практически все Южное полушарие (страны Африки, Азии и Южной Америки). Развитые страны в основном сосредоточены в Северном полушарии (страны Северной Америки, Европы и Япония).
|
|
Штаб-квартиры большинства международных фирм располагаются в богатых, экономически развитых странах. Однако если судить по числу потенциальных покупателей, развивающиеся страны представляют собой огромный рынок, к которому присматриваются многие компании. Крупные американские розничные торговцы, такие
Часть 2. Внешняя среда менеджмента
Глава 4 менеджмент в глобальном масштабе
как Wal-Mart и Toys «.R» Us, именно потому и вышли на мировой уровень, чтобы удовлетворить растущий спрос на удобство, богатство выбора и более выгодные цены в Китае, Мексике и Бразилии. Сегодня эти компании, возможно, переживают нелегкие времена, однако они создают себе задел на будущее, позиционируют себя в новейших экономиках, где основная масса населения как минимум на десять лет отстает от пика своей покупательской способности.
ИНФРАСТРУКТУРА. Инфраструктуру страны составляют ее физические структуры, поддерживающие экономическую деятельность: транспортные системы (аэропорты, автомобильные и железные дороги), энергетические системы (электростанции и подстанции), системы коммуникаций (телефонные линии, радиостанции). Компании, работающие в слаборазвитых странах, должны быть готовы к низкому уровню используемых там технологий и запутанным системам связи, распределения и логистики. Майк Мазола, менеджер Reuters, обнаружил, что в Мексике на установку телефона может потребоваться целый год. Но даже после того как телефон был установлен, для того, чтобы сделать звонок, ему приходилось по несколько раз набирать номер. Но неразвитость инфраструктуры сама по себе представляет неплохие возможности для фирм-производителей соответствующего оборудования.
|
|
РЫНКИ РЕСУРСОВ И ГОТОВЫХ ПРОДУКТОВ. Менеджеры оперирующей за рубежом компании обязаны оценивать спрос на предлагаемые ею товары и услуги. Если его уровень достаточно высок, компания может принять решение о начале или продолжении экспорта. Однако для осуществления прямых инвестиций необходимо проанализировать доступность ресурсов (сырье и рабочая сила). К примеру, основная проблема для кафе быстрого питания компании McDonald's, которая продает свои гамбургеры на всех континентах, кроме Антарктиды, является закупка на месте всех необходимых компонентов, от булочек до пластиковых трубочек. В Кракове гамбургеры McDonald's производятся на польском заводе, частично принадлежащем чикагской компании OSI Industries, лук поставляется из Калифорнии, булочки — с производственно-распределительного центра в Подмосковье, картофель — из Германии. По возможности McDonald's старается опираться на местных поставщиков. В Таиланде компания реализовала программу обучения местных фермеров выращиванию картофеля сорта «Айдахо» красно-коричневого цвета, необходимого для производства золотистых чипсов.
ОБМЕННЫЕ КУРСЫ. Обменные курсы валют выражают пропорции обмена денежной единицы одной страны на валюту другой. Изменение этих курсов может серьезно сказаться на прибыльности международных операций, ежедневный объем которых составляет (что предполагает и перевод одной валюты в другую) миллиарды долларов. Предположим, к примеру, что один американский доллар обменивается на 8 французских франков. Если цена доллара возрастет до 10 франков, американские товары во Франции станут более дорогими, так как на покупку каждого доллара стоимости товара придется потратить больше франков. Экспор тировать товары США во Францию станет сложнее, поэтому прибыли американских производителей снизятся. Если же цена доллара, наоборот, опустится до о франков, американские товары во Франции станут дешевле и прибыльность их экспорта повысится.