Попытаться договориться с покупателями о продлении сроков исполнения контракта и довести качество продукта до нормы.
Рискнуть, в конце концов эта сделка — «первый блин», а наши инженеры «не лаптем щи хлебают».
3. Проинформировать покупателя о возникших проблемах, и будь, что будет.
Р ЭКСПАНСИЯ COCA-COLA
1 кто и разбирается в глобализации, так это Coca-Cola. В штаб-квартире компа-
з Атланте из лексикона сотрудников исключены такие слова, как «местный» и
адичный». Ничего удивительного: в 1994 г. компании принадлежали предпри-
транах мира. Исполнительный директор Coca-Cola, кубинец по проис-
•ЙЧУ0' Р°берто ГойзУэта> говорит: «Мы становимся все более глобальными,
5 /о наших потребителей живут за пределами США. Вот и вся арифметика».
оса-Cola на мировой арене во многом определяются ее стратегией. Рас-
^ рим, к примеру, ее действия в Румынии. В 1991 г. Coca-Cola не имела в этой
лем пf" ДН°Г° пРедпРиятия'а сегодня она является крупнейшим производите-
Pepsi p( адительных напитков. Ей удалось опередить своего главного конкурента
|
|
^ «ьков Румынии, но и в большинстве стран Восточной Европы. КРУШК"*6™6 С°Са'Со1а в рУмынию началось в 1990 г., когда Ион Стаманичи, глава напиткИШгИ П° Т6М Времеиам румынской компании-производителя прохладительных Сг-Со, предложил мировому лидеру создать совместное предприятие. В от-
Часть 2. Внешняя среда менеджмента
Глава 1. IVIBMBAVMVieni a i jiuucuiDnuivi гекдчш i aue
личие от предыдущих предложений от государственных компаний Coca-Cola получала контроль над новым образованием. И всего за три года потребление напитков Coca-Cola в Румынии возросло до 47 порций (по 240 г) в год на душу населения — рекордный для компании рост на зарубежных рынках.
Успех Coca-Cola стал наглядным примером для многих других компаний, пытающихся выйти на усложненный до предела рынок стран бывшего советского блока. После падения Берлинской стены в октябре 1989 г. Coca-Cola разорвала контракты с большинством государственных компаний и быстро инвестировала крупные суммы в создание собственных производств, систем распределения продукции и маркетинг. Всего в страны Восточной Европы компания инвестировала более $ 1,5 млрд (надолго Румынии пришлось $ 150 млн), в то время как PepsiCo некоторое время продолжала «со скрипом» работать с подчиненными правительству производителями. По уровню инвестиций она никогда даже близко не приближалась к Coca-Cola. Для последней вложения капитала обернулись не только финансовой, но и социальной выгодой: продавая свои напитки в основном через мелких розничных торговцев и киоски, компания способствовала формированию класса микропредпринимателей. В одном из исследований приводятся такие цифры: на одно созданное непосредственно компанией Coca-Cola рабочее место приходится одиннадцать, появившихся косвенным образом.
|
|
По словам владельца одного продовольственного магазина в черноморском городе Константа, «Pepsi ассоциировалась с коммунистическим режимом, и никогда нельзя было быть уверенным, что в бутылке, которую ты покупаешь, будет действительно лимонад, а не выдохшийся сироп». Оператор государственной кондитерской добавил, что владельцам киосков, продававших продукцию Pepsi, всегда приходилось подстраиваться под производителей. Когда на рынок пришла Coca-Cola, они были поражены, узнав, что теперь компания сама может доставлять им напитки один-два раза в неделю.
За рубежом на предприятиях Coca - Cola работают местные жители, а значит компания является поистине глобальной. Две трети из 31 тыс. ее сотрудников работают за, пределами США. В Румынии контроль за деятельностью компании был возложен на Ника Константинеску, румына, покинувшего страну в 1972 г. Ион Стаманичи стал главным управляющим по операциям в Бухаресте. Кроме Coca-Cola прохладительные напитки производят в Румынии ее компании-партнеры из Турции и Великобритании.
Возможно, основная борьба между производителями прохладительных напитков за Восточную Европу еще только начинается. Но Coca-Cola сделала все для того, чтобы максимально усложнить жизнь своему основному конкуренту PepsiCo.