Что делать

Попытаться договориться с покупателями о продлении сроков исполнения контрак­та и довести качество продукта до нормы.

Рискнуть, в конце концов эта сделка — «первый блин», а наши инженеры «не лаптем щи хлебают».

3. Проинформировать покупателя о возникших проблемах, и будь, что будет.

Р ЭКСПАНСИЯ COCA-COLA

1 кто и разбирается в глобализации, так это Coca-Cola. В штаб-квартире компа-

з Атланте из лексикона сотрудников исключены такие слова, как «местный» и

адичный». Ничего удивительного: в 1994 г. компании принадлежали предпри-

транах мира. Исполнительный директор Coca-Cola, кубинец по проис-

•ЙЧУ0' Р°берто ГойзУэта> говорит: «Мы становимся все более глобальными,

5 наших потребителей живут за пределами США. Вот и вся арифметика».

оса-Cola на мировой арене во многом определяются ее стратегией. Рас-

^ рим, к примеру, ее действия в Румынии. В 1991 г. Coca-Cola не имела в этой

лем пf" ДН°Г° пРедпРиятия'а сегодня она является крупнейшим производите-

Pepsi p( адительных напитков. Ей удалось опередить своего главного конкурента

^ «ьков Румынии, но и в большинстве стран Восточной Европы. КРУШК"*66 С°Са'Со1а в рУмынию началось в 1990 г., когда Ион Стаманичи, глава напиткИШгИ П° Т6М Времеиам румынской компании-производителя прохладительных Сг-Со, предложил мировому лидеру создать совместное предприятие. В от-



Часть 2. Внешняя среда менеджмента


Глава 1. IVIBMBAVMVieni a i jiuucuiDnuivi гекдчш i aue




личие от предыдущих предложений от государственных компаний Coca-Cola полу­чала контроль над новым образованием. И всего за три года потребление напитков Coca-Cola в Румынии возросло до 47 порций (по 240 г) в год на душу населения — рекордный для компании рост на зарубежных рынках.

Успех Coca-Cola стал наглядным примером для многих других компаний, пытаю­щихся выйти на усложненный до предела рынок стран бывшего советского блока. Пос­ле падения Берлинской стены в октябре 1989 г. Coca-Cola разорвала контракты с боль­шинством государственных компаний и быстро инвестировала крупные суммы в создание собственных производств, систем распределения продукции и маркетинг. Всего в страны Восточной Европы компания инвестировала более $ 1,5 млрд (надолго Румынии пришлось $ 150 млн), в то время как PepsiCo некоторое время продолжала «со скрипом» работать с подчиненными правительству производителями. По уровню инвестиций она никогда даже близко не приближалась к Coca-Cola. Для последней вложения капитала обернулись не только финансовой, но и социальной выгодой: про­давая свои напитки в основном через мелких розничных торговцев и киоски, компа­ния способствовала формированию класса микропредпринимателей. В одном из ис­следований приводятся такие цифры: на одно созданное непосредственно компанией Coca-Cola рабочее место приходится одиннадцать, появившихся косвенным образом.

По словам владельца одного продовольственного магазина в черноморском городе Константа, «Pepsi ассоциировалась с коммунистическим режимом, и никогда нельзя было быть уверенным, что в бутылке, которую ты покупаешь, будет действительно лимонад, а не выдохшийся сироп». Оператор государственной кондитерской добавил, что владельцам киосков, продававших продукцию Pepsi, всегда приходилось подстра­иваться под производителей. Когда на рынок пришла Coca-Cola, они были поражены, узнав, что теперь компания сама может доставлять им напитки один-два раза в неделю.

За рубежом на предприятиях Coca - Cola работают местные жители, а значит компа­ния является поистине глобальной. Две трети из 31 тыс. ее сотрудников работают за, пределами США. В Румынии контроль за деятельностью компании был возложен на Ника Константинеску, румына, покинувшего страну в 1972 г. Ион Стаманичи стал главным управляющим по операциям в Бухаресте. Кроме Coca-Cola прохладительные напитки производят в Румынии ее компании-партнеры из Турции и Великобритании.

Возможно, основная борьба между производителями прохладительных напит­ков за Восточную Европу еще только начинается. Но Coca-Cola сделала все для того, чтобы максимально усложнить жизнь своему основному конкуренту PepsiCo.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: