II. Тренинг осознования

В этой группе психологических упражнений акцент делается на создание непосредственного жизненного опыта, на коррекцию самооценки в целях обучения и личностного роста. Накопление опыта

стимулирует трансформацию уже сложившегося личностного потенциала.

Психологическая коррекция направлена наличность в целом, она

способствует повышению уровня полноценного функционирования личности за счет образования в группе «обратной связи», а также за

счет расширения диапазона сознания через преодоление барьеров (прежде всего неадекватной самооценки).

«КТО Я»

Цель: обеспечение возможности быстрого психологического контакта на уровне самооценки.

Упражнение подходит для первого занятия; надо иметь в виду, что возможен «щелчок по самолюбию или наоборот.

Каждый участник пишет на листке бумаги отпет на вопрос «Кто я?». Необходимо оговорить количество характеристик, например 10 - 12. Ответ состоит из одного слова, характеризующего черты характера, чувства, интересы, привычки. После написания каждый прикалывает листок у себя на груди. Затем участники медленно ходят по комнате, подходят к другим членам группы, читают их перечни, не стесняясь комментировать прочитанное.

Главное условие выполнения упражнения — отсутствие иронии и положительный, серьезный настрой, который должен обеспечить руководитель. Вариант: чтение вслух своего перечня группе. Если участники группы знакомы друг с другом или упражнение применяется не в первый раз, важно проследить, как меняется самооценка.

«РОЛЕВОЕ РАЗЫГРЫВАНИЕ»

Цель: обеспечение членов группы обратной связью относительно их обычного поведения.

Упражнение относится к первому этапу, поэтому, помимо регуляции самооценки, способствует сплочению группы. Половина группы — наблюдатели, каждый наблюдает за определенным участником из второй, активной, половины. Участники совершают

некое общее дело (не воображаемые действия, а подлинные), например совместно вешают люстру, делают уборку и т. д. Через 15 мин. или по выполнении задания группа наблюдателей делает анализ ролевого

поведения участника в данной акции: продуктивность и непродуктивность поведения для целей группы, доминирование, агрессия, растерянность, неспособность участвовать в общей акции, разыгрывание, представление.

Студентам первого курса особенно свойственно представлять ситуацию, а не участвовать в ней подлинно, поэтому главный принцип упражнения — «Я здесь и теперь». Вариант: может быть использована не общая акция, а общая дискуссия на значимую тему

«ОБЩЕНИЕ В ПАРЕ»

Цель: экспериментирование с вербальным и невербальным общением через установление фактического контакта.

Группа разбивается на пары, каждой парой выполняется одно из приведенных ниже упражнений, затем пары меняются.

Длительность общения — 3-5 мин.

Спина к спине. Сядьте на пол спина к спине. Попробуйте вести диалог на определенную руководителем тему, являющуюся значимой для группы. Перед началом диалога нужно провести совместное глубокое дыхание. Внимание — на органах контакта с партнером. По окончании поделитесь ощущениями.

Сидящий и стоящий. Один из партнеров сидит на полу, другой стоит рядом. Ведущим диалога может быть любой из участников. Тема диалога должна иметь действенное содержание. Примеры действия ведущего: спровоцировать партнера на что-нибудь, объясниться в любви, принудить, попросить, приказать. Обстоятельства, оправдывающие мизансцену, не оговариваются заранее, каждый участник ищет свое оправдание в процессе.

Условие: можно менять положение тела, но нельзя менять мизансцену. По окончании участники делятся ощущениями от процесса.

Глаза в глаза. Внимательно смотрите в глаза партнеру, попытаетесь установить, о чем он думает, скажите что-то глазами без слов. Поделитесь ощущениями.

Умные руки. Исследуйте лицо партнера при помощи рук, глаза закрыты. Вложите всю энергию в руки. Познакомьтесь с партнером руками (3 мин.), попрощайтесь (3 мин.). Поделитесь ощущениями. Необходимо, чтобы была возможность взаимодействовать с

людьми обоего пола.

«РИСУЮ ВНУТРЕННЮЮ РЕЧЬ»

Цель: стимулирование беспрепятственного перехода психического импульса во внешнее выражение.

Все участники должны иметь по карандашу и листу бумаги. Упражнение делается в парах. Участникам предлагается сесть, расслабиться. Вспомнить наиболее значимое событие вчерашнего дня, то есть кусочек жизни, заставивший волноваться, переживать, попробовать прожить его еще раз. В процессе воспоминания участники водят карандашом по листу, иллюстрируя свои чувства, свою внутреннюю речь. (Перед участниками не стоит задача рисовать сюжетные картинки,) Итак, с чего все начиналось'.' Участники каждой пары меняются листками и пытаются разгадать происшедшее с партнером. Они не смогут угадать факты, но качество переживания и ритм существования станут понятны.

«РИСОВАНИЕ С ПАРТНЕРОМ»

Цель: стимулирование беспрепятственного перехода психического импульса во внешнее выражение, взаимодействие с партнером.

Упражнение хорошо выполнять после упражнения

«Общение в паре — спина к спине». Напомним, что в этом упражнении партнеры после совместного глубокого дыхания обсуждали значимую тему, удерживая внимание на органах контакта.

Группа разбивается на пары. Каждая пара имеет лист бумаги и карандаш. Партнеры садятся рядом или один встает позади другого, берут вместе карандаш и пробуют нарисовать свои ощущения, возникшие в предыдущем упражнении. Важно найти разумный

компромисс: не «предавая» своих желаний, стараться угодить партнеру, не конфликтовать с ним. Можно рисовать любое совместное переживание.

«КОЛЛЕКТИВНОЕ РИСОВАНИЕ»

Цель: осознание своего состояния и состояния партнера; такое осознание помогает исследовать ролевые взаимоотношения в группе,

Вся группа садится в круг, перед каждым лист бумаги и карандаш. Каждый начинает рисовать что-то значимое для себя. По сигналу руководителя участники передают свой лист партнеру, сидящему справа, и, соответственно, получают лист с другой стороны.

Их задача — продолжить полученный рисунок (можно подправлять уже нарисованное).

Необходимо продолжать передавать рисунки по кругу, пока к каждому не вернется его рисунок. Участники группы делятся своими ощущениями по поводу изменившегося рисунка. Если в группе больше К) человек, то нужно организовать два круга, иначе изменения будет трудно проследить.

«ВПЕЧАТЛЕНИЯ»

Цель: тесная коммуникация, регуляция самооценки.

Участники делятся на две группы, которые образуют внешний и внутренний круг. Каждая пара обменивается впечатлениями друг о друге, глядя прямо в глаза партнеру. Необходимо говорить очень честно, но не грубо. Дискуссии и споры запрещаются. Те, кто слушает, должны иметь настрой пациента перед врачом, которому доверяют. «Врачи», в свою очередь, должны понимать, что от точности диагноза, вовремя доведенного до пациента, зависит излечение. Можно

прикасаться к пациенту. Условие: впечатления должны касаться не профессиональных качеств партнера, а только человеческих.

«ПОСЛЕДНЯЯ ВСТРЕЧА»

Цель: осознание личностно значимого, достижение атмосферы доверия и сопричастности.

Упражнение можно выполнять по окончании тренинга.

Все участники садятся в круг на пол. «Нужно закрыть глаза и представить, что вы встретились вместе в последний раз. Подумайте, что бы вы хотели сказать в группе. Откройте глаза и скажите это».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: