III. Биоэнергетический тренинг»

Эта часть тренинга направлена на снятие хронических мышечных напряжений, на обучение механизму обратной связи во взаимодействии психического и физического. В основе упражнений — положение о торможении функционирования организма механизмами психологической защиты, образующими «броню характера», по определению А. Лоуэна. Гротовский называл такое состояние «заблокированным», препятствующим прохождению «внутреннего психического импульса во внешнее выражение». Демидов также настаивал на необходимости развития у будущих актеров способности «отдаваться реакции».

«Броня» является структурой характера в его физической форме. Поэтому тот, кто сможет сломать свою «броню», в той же степени сможет изменить и психическую структуру своего характера. Мышечное напряжение — следствие удержания под контролем сильных и внезапных чувств. Торможение чувств происходит автоматически, вызывая появление областей напряжения, и, следовательно, снижение энергетического уровня организма.

Биоэнергетика полагает, что тело есть биоэнергетическое пространство обмена энергией. Включение в обмен всех участков тела расширяет потенциальные возможности человека — и психические и физические. «Мышечная броня» ставит энергетические блокировки, притупляет чувства.

«ГРУППОВОЕ ДЫХАНИЕ»

Цель: биоэнергетическая разминка перед началом занятия для увеличения энергии участников и расширения сферы осознания тела.

Участники встают в круг. Ноги надо расставить на расстояние 90 см, вес тела перенести на пальцы ног, колени слегка согнуть, тело расслабить.

Нужно взяться за руки и сделать не менее 16 циклов брюшного дыхания, медленного и глубокого, выдох можно озвучивать, не напрягая связок. Участники ориентированы на то, чтобы осознавать все возникающие ощущения и чувства. Глаза — на партнера. Закончив совместное дыхание, встряхнуть все тело, свесив руки, сгибая и выпрямляя колени. Затем сделать несколько прыжков для энергетизации тела. Прыгать медленно, еле отрывая ноги от пола.

«КРИК»

Цель: осознание своих чувств и ощущений, открытая коммуникация, снижение напряжения в очагах хронических мышечных напряжений.

Участники садятся на пол, закрывают глаза; дыхание глубокое (1—2 мин.). Внимание на своем дыхании, надо ощутить течение воздуха-энергии во всем теле: как реагируют мышцы, кости, кровеносные сосуды на поступающую с глубоким дыханием энергию. Через 1—2 мин. участники начинают озвучивать выдох с переходом на крик расслабленным горлом. Медленно встают. Звук делается громче, в нем участвует все тело: помогайте себе руками, ногами, «колотите воздух».

Полное звучание удерживается некоторое время, затем постепенно стихает.

Если участник не может «выдать» полный, свободный крик, ему нужно помочь: во время крика слегка сдавить шею, шок усиливает крик, освобождает напряжения вокруг рта и связок. Губы и челюсти должны быть свободны. Для освобождения челюсти можно массировать ее соединительные мышцы. Крик затихает, внимание опять на дыхании, участники медленно опускаются на пол, ложатся на спину. При вдохе надо произносить «со», при выдохе — «хум» («со хум» в переводе с санскрита означает «это я», кроме того, соответствует естественному озвучиванию дыхания). Дыхание становится все более глубоким. Одна

рука — на диафрагме, другая — на брюшной полости, внимание — на одновременном и плавном движении диафрагмы и брюшной полости. Надо прийти к внутреннему осознанию того, что вдыхаемый воздух — это питание, необходимое организму. Глубокое дыхание и сосредоточенность в течение 5—10 мин. Через 2— 3 мин. можно заменить звуки на жужжание при каждом выдохе. Надо ощутить наэлектризованность в комнате и в своем теле. (Инструкция произносится руководителем в процессе выполнения упражнения.)

Первое условие — условие полной отдачи при выполнении любой команды, оно должно быть поставлено в начале; второе условие — не отвлекаться на разглядывание других, на первых порах все можно делать с закрытыми глазами.

«ЗВУЧАЩЕЕ ТЕЛО»

Цель: освобождение голосового аппарата от мышечных напряжений, включение в работу всех резонаторов.

Участники лежат на полу в расслабленном состоянии. Дыхание брюшное, начинают озвучивать выдох без напряжения связок словом «ом». Это элементарная мантра для концентрации внимания на дыхании. Через несколько дыхательных циклов (4—5) нужно направить звук в голову: звучит голова, включены все головные резонаторы (чем большее расслабление будет достигнуто, тем активнее заработают резонаторы, участвующие в извлечении звука). Энергия выдоха увеличивается, звук

наполняет плечи, руки и грудную клетку, далее — солнечное сплетение и живот, все тело «излучает» звук.

Руководитель может сказать, что нужно представить воздух выходящим не через дыхательные пути, а через поры кожи; с ним вместе по телу распространяется и вырывается наружу через каждый участок тела звук «ом». Можно варьировать ритм дыхания. Увеличение

ритма помогает быстрее достичь состояния «звучащего тела», но в этом случае требуется опыт руководителя, так как возможны состояния изменения сознания, из которых нужно уметь вывести участника. Это упражнение вызывает резкое ослабление мышц, выплеск застоявшейся энергии; тело становится пустым и легким.

Требуется небольшой отдых. После выполнения хорошо использовать упражнения на память физических действий и ощущений, которые требуют такого состояния, например жара, пляж, проснулись после сна на солнце: головокружение, тошнота, нет сил подняться и дойти до освежающего душа, но в нем спасение. Участники, преодолевая слабость, поднимаются и идут в душ (кабинки на пляже).

Завершает упражнение «ледяной душ». Состояние расслабления после этого упражнения носит сильный физиологический характер, поэтому важно, чтобы руководитель мог контролировать его уровень. Важна установка, что душ — это лекарство, бальзам, спасение: «Уходит слабость, тошнота, вы наполняетесь энергией».

«ЗОНЫ ЗВУЧАНИЯ»

Цель: тренировка переключения внимания тела.

Участники лежат на полу в расслабленном состоянии. Дыхание глубокое. Озвучивают выдох словом «ом», при этом каждый подносит руку поочередно к животу, груди, голове, отмечая рукой участки, «если бы» нагреваемые солнцем. Соответственно переключаются зоны звучания (грудная, головная, брюшная). Если группа небольшая, это может делать руководитель.

Следующий этап: участники представляют себя лежащими на берегу моря, набегающие волны омывают разные участки тела (ноги, живот, грудь, шею и плечи, голову). Соответственно работают зоны звучания. До

появления первой волны тело «мертвое», абсолютно расслабленное. Необходимо представить себе, что теплая волна приносит энергию оживления участку тела, которого она достигает, последняя волна, самая сильная, покрывает все тело; чтобы не захлебнуться, нужно вскочить резко. При резком вставании с задержкой дыхания из состояния расслабления с глубоким дыханием тело энергетизируется, кажется, что по телу проходит электрический ток.

«РЕЗОНАНС»

Цель: освобождение голосового аппарата от мышечных напряжений (а не постановка голоса).

Качество звучания характеризуют громкость, диапазон, включенность резонаторов. Причиной монотона, то есть ограниченности в самовыражении, являются хронические мышечные напряжения,

Упражнение выполняется стоя, можно ходить по комнате.

Необходимо сконцентрировать внимание (глубокое погружение) на собственном дыхании: движении диафрагмы, дыхательных путях. Далее нужно попробовать «родить» звук, очень осторожно озвучить выдох, ощутить вибрации связок и резонаторов. При следующем выдохе отправить звук в потолок (не смотреть туда, глаза могут быть полузакрыты), попробовать достичь резонанса с потолком, то есть услышать, что звук, отраженный от потолка, слился с новым «рожденным» звуком.

Следующие этапы: резонанс с потолком, стенами, полом, с мягким ковром, с окном, с космосом. Практика показывает, что легче всего резонанс «получается» с полом, поэтому можно начинать с него, чтобы

участники быстрее почувствовали эффект.

Условие: нельзя задавать общую тональность, упражнение может выполняться совместно, но слушать можно только свой диалог с различными объектами.

Вариант: резонанс с воображаемым объектом — животным, врагом, другом, наблюдатели могут отгадывать воображаемый объект. Вариант может выполняться после освоения первого этапа — резонанса с подлинными объектами. При выполнении упражнения можно помогать себе массажем шеи: большой палец правой руки в углу правой челюсти, средний палец сдавливает шею последовательно в трех местах — верх, середина, низ.

«ГНЕВ»

Цель: стимулирование выражения чувств, исследование чувства в контролируемых условиях; усиление циркуляции крови и кислорода.

Это активное биоэнергетическое упражнение. Может выполняться всеми участниками или каждым членом группы по очереди.

Колоченые: встать на колени перед спортивным матом, наносить удары кулаками по мату сильно, но расслабленно. В ударе участвует все тело. Дыхание глубокое, рот открыт, нельзя сдерживать звуки, они могут быть любыми: крик, слова, выражающие чувства гнева. Как и во всех предыдущих упражнениях, здесь необходимо внутреннее оправдание — на кого или на что направлен гнев. Лишних обстоятельств придумывать

не надо, главное обстоятельство — «здесь и теперь».

Брыкание: лечь на ковер, свободно раскинуть ноги и медленно начать брыкаться, увеличивая темп и интенсивность удара. Надо колотить ковер кулаками, вертеть головой, сопровождая физические движения выкриками: «Нет!», «Не хочу!» и т. д.

Условие: не играть гнев, а выполнять заданную схему действий, включаясь максимально.

«УСТРОИТЬ СКАНДАЛ»

Цель: чувственное расслабление, освобождение реакций от контроля сознания. Подготовительное упражнение — «Крик» или «Гнев».

Если группа не более 10—12 человек (в противном случае группа делится пополам: одна половина работает, другая наблюдает, выполняя одновременно упражнение «Ролевое разыгрывание»), из нее выбирается водящий — «тихоня». Задача группы — довести «тихоню» до гнева, скандала. Способы обычно с удовольствием предлагают сами участники. Приведем два из них:

1. Группа занимается общим делом (танцует, строит дом, играет в казаков-разбойников), игнорируя «тихоню», прогоняя его; «тихоня» должен пристроиться в общее дело, но ему этого сделать не удается, потому что у группы задача противоположная.

2. Группа издевается над «тихоней», заставляет его принимать глупые позы, говорить дурацкие тексты и т. д. «Тихоня» пробует «заставить» себя уважать, но этого не получается.

И в том и в другом случае «тихоня» должен закончить скандалом, после чего получает желаемое уважение. Это игра. Но любая группа всегда легко вовлекается в обстоятельства события «издевательство», и

«тихоня», зная наперед, что это игра, к моменту скандала не играет, а почти верит, что отношение группы к нему именно такое, поэтому скандал не требуется разыгрывать, нужно только разрешить его себе, а это и есть задание.

Условие: «тихоня» обязан довести дело до конца, то есть добиться внимания группы, и никакие уходы в себя, оправдания типа «ну и не надо», «мне и одному хорошо», «займусь чем-то таким, что их заинтересует», не разрешаются. Проявления гнева, страха и т. д. не только способствуют выходу заблокированных чувств, но и неизбежно предшествуют выражению положительных эмоций.

Телесные терапевты утверждают, что сильное физическое высвобождение аффекта может вести к личностным изменениям (Olsen, 1976).

«ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КРУГ»

Цель: энергетизация тела, повышение мышечной и психической активности.

После выполнения упражнения «Крик» или любого другого релаксационного упражнения все участники ложатся в круг, ногами к центру: ноги разведены и соприкасаются ступнями со ступнями соседей, руки также разведены, глаза смотрят вверх. Группа начинает совместное глубокое дыхание, при выдохе произносится слово «ом».

Руководитель может дирижировать ритмом дыхания, ускоряя его. При дыхании в ускоренном ритме длительное время (5—10 мин.) ощущается покалывание во всех мышцах, возможны легкие судорожные

явления в конечностях. Это показатель эффективности выполнения, освобождения от хронических мускульных напряжений. Внимание — на выдыхаемой энергии и распространении ее по всему телу при выдохе. Длительность упражнения — не менее 5 мин. Участники могут чувствовать теплоту в конечностях, учащенное сердцебиение, вибрации рук и ног.

«НАБЛЮДАТЬ ЗА ДЫХАНИЕМ»

Цель: «вытягивание» цепочки ассоциаций и включение тела в воображаемый процесс при помощи изменения способов дыхания.

Это древнее дзенское упражнение. После упражнения на расслабление участники лежат или сидят на полу в свободных позах. Объект внимания — собственное дыхание. Задание: дышать, прислушиваясь издалека; дышать, подслушивая; дышать, входя в холодную воду; дышать под душем; дышать, плывя против течения и т. д. Внимание остается на дыхании, но тело непроизвольно откликается на дыхание и будет жить в соответствии с ним, то есть задача противоположна задаче в упражнениях на память физических действий, где начинает тело. Если участник не освоил предыдущий цикл упражнений, связанный с дыханием («Зоны звучания», «Резонанс», «Крик»), то имитация дыхания в данном упражнении не вовлечет

тело в процесс или вовлеченность будет слабая, тело окажется не активным.

«ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ДЫХАНИЯ»

Цель: та же, что и в предыдущем упражнении, кроме того — тренировка переключения внимания.

После освоения упражнения «Наблюдать за дыханием» участникам предлагается переключение от одного способа дыхания к другому, но задание изменяется коренным образом: не дышать, прислушиваясь,

а прислушиваться и т. д. По команде руководителя происходит переключение. Скорость переключения зависит от уровня подготовки группы, пауза между заданиями — от 2 мин. до 15 сек.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: