Мышечная гимнастика

Цель: мышечная релаксация отдельных групп мышц, снятие напряжений, осознание разделенности групп мышц.

Упражнение должно выполняться индивидуально, ежедневно; утром или перед сном. Как при напряжении, так и при расслаблении групп мышц должно сохраняться глубокое, брюшное дыхание.

1. Лицо: поднимите брови максимально и держите их в этом состоянии до полного изнеможения задействованных в этом движении мышц, остальные мышцы свободны. Далее сильно зажмурьте глаза, затем расслабьте их. Рот: улыбка до ушей (время напряжения здесь и далее определяется полным изнурением мышц), губы целуют, нижняя челюсть максимально «брошена» вниз, циклы «напряжение — расслабление» делаются последовательно по каждому заданию.

2. Плечи: дотянитесь плечом до мочки уха, голова

не наклоняется. Расслабьтесь. То же самое — со вторым плечом. Появилось ощущение тяжести в плечах, плечи становятся все тяжелее.

3. Руки: обе кисти крепко сожмите в кулаки. Задержитесь в таком положении. Расслабьтесь. Должны появиться теплота и покалывание в пальцах.

4. Бедра и живот: сидя на стуле, поднимите ноги перед собой. Напряжение в бедрах до изнеможения. Расслабьтесь. Противоположная группа мышц напрягается зарыванием ступней в землю. Зарывайте тверже! Расслабьтесь; расслабление чувствуется в верхней части ног, сосредоточьтесь на этом.

5. Ступни: ноги плотно стоят на полу, упражнение выполняется сидя. Поднимите пятки высоко вверх. Только пятки! Должно появиться напряжение в икрах и ступнях. Расслабьтесь. Поднимите носки ног. Напряжение в ступне и передней части ног. Расслабьтесь. При выполнении всего упражнения, начиная с лица, необходимо держать внимание на ощущениях в мышцах.

Следующий этап: напрягать отдельные группы мышц, не совершая движений, а лежа, пользуясь памятью ощущений. Дыхание брюшное!

«ЛИЦЕВАЯ ГИМНАСТИКА»

Цель: снятие мышечных напряжений, увеличение подвижности лицевых мышц. В упрощенном виде это упражнение используется в актерском тренинге: «Циферблат губами», «Вращение глазами» и т. д. Вне связи с дыханием упражнение не расслабляет мышц лица, а еще больше зажимает их. В полном виде упражнение используется при обучении актеров театра «Но».

Массаж глазных яблок: выбрать объект перед собой, расслабиться. Глубокое брюшное дыхание. Спустя 2 мин. после глубокого вдоха сделать резкий активный выдох, направив энергию выдоха в глаза; глазные яблоки, как от толчка, должны устремиться вперед на объект. Можно придумать внутреннее оправдание, но это нежелательно, так как в этом случае напрягаются мышцы век, а они должны оставаться расслабленными. Сделать 8— 10 таких выдохов. Затем выбрать объекты последовательно справа и слева от себя, а также под ногами. Сделать по 5 движений на каждый объект, чередуя их. Энергетический импульс движения глазных яблок начинается в брюшной полости вместе с выдохом.

Массаж губ: аналогичная процедура, может использоваться «циферблат», но обязательно с активным выдохом на каждое движение.

Общий массаж лица: дыхание такое же, как в предыдущих вариантах, но на выдохе все лицо, включая нос и рот, должно искривиться в маску гнева, неприязни или страха. Сделать 10 активных движений. Тело и шея должны оставаться расслабленными. Затем можно разрядиться криком, челюсть падает, рот открывается. Упражнение лучше проводить лежа.

«НАПРЯЖЕНИЕ ПОЗЫ»

Цель: высвобождение мышечного напряжения через дрожь и непроизвольные движения.

Вообще, напряженные позы составляют основу биоэнергетического тренинга, помогая избавиться от мышечных зажимов. Тело в позах максимально сбалансировано. «Динамически наклон выражает готовность к действию, энергетически — тело заряжается от ног к голове» (Lowen, 1976, р. 74).

Арка: встаньте, расставив ноги на расстояние примерно 45 см, носки повернуты вовнутрь, колени согнуты. Кулаки поставьте на поясницу и прогнитесь назад так, чтобы линия, соединяющая точку между лопатками на позвоночнике и середину расстояния между ногами, была перпендикулярна полу. Отметьте области напряжения в теле (в пояснице, передней части бедер, шее и т. д.). Дышите животом, удерживайте паузу 2—3 мин., тело максимально расслаблено. Если

поза правильна, то ноги начинают дрожать. Вибрации — это выход и ослабление хронических мышечных напряжений.

Кольцо: расставьте ноги приблизительно на 25 см, носки слегка повернуты вовнутрь, тело брошено вперед. Коснитесь пальцами рук пола перед собой, не опираясь на них. Перенесите вес тела на пальцы ног. Нужно получить состояние неустойчивого равновесия. Глубокое дыхание через рот. Удерживайте позу 2-3 мин., ноги начинают дрожать, теплота и вибрации распространяются по всему телу. Дрожь — естественная реакция тела на напряжение, показатель энергетизации мышц. По окончании поднимайтесь как можно медленнее.

Обратное кольцо: лягте на ковер. Согните колени и расставьте ноги на расстояние 30 см. Прогните спину, притягивая себя к лодыжкам руками. Только макушка, плечи и ступни касаются пола. Положите кулаки подпитки, колени выдвигаются вперед. Глубокое дыхание, максимально расслабьте ягодицы. Таз начинает дрожать. Для усиления ощущения качните таз вверх-вниз несколько раз. Прогиб назад с опорой: наклонитесь назад и для баланса слегка обопритесь руками на стоящий позади стул, разведите колени. Дышите глубоко, покачайтесь на пятках. Через 2—3 мин. таз начнет двигаться вверх

и вниз. Упражнение необходимо для снятия тазовых

напряжений.

Стойка на одной ноге: стойте на одной ноге до полного утомления мышц, изнеможения. Внимание можно сосредоточить на любом воображаемом объекте, например, совершите весь путь из дома в институт, вспоминая возникавшие по пути мысли и чувства. Это отвлечение удлиняет процесс. В таком состоянии мышцы не могут удерживать имеющиеся в них напряжения, происходит их ослабление, что ощущается через вибрации мышц.

Падение: предлагаемые падения не разучиваются. В качестве страховки используется спортивный мат. Надо встать перед ним, закрыть глаза и резко ослабить все мышцы. В следующий раз это можно проделать с открытыми глазами. Упражнение полезно для тех, кто имеет навык расслабления. После падения — перевернуться на спину и полежать 2—3 мин. в расслабленном состоянии. Затем можно сделать упражнение «Крик». Засыпание и падение имеют общий динамический механизм — выход возбуждения. Падения, разучиваемые на уроках сценического движения, имеют совсем другую цель: они освобождают от страха при помощи разума: «Я не разобьюсь, потому что знаю прием».

«ДОВЕРАЮЩЕЕ ПАДЕНИЕ»

Цель: осознание полной бесконтрольности тела, взаимодействие с партнером, снятие психических барьеров через преодоление чувства страха перед опасностью вообще (так как при падении на пол нельзя

разбиться или ушибиться сильно, то страх падения ничем не оправдан — это «страх вообще»).

Участники делятся на пары: один падает, другой ловит. «Ловец» должен присесть, чтобы прервать падение почти у поверхности пола. Тот, кто падает, должен расслабиться, закрыть глаза и падать назад. Да­

лее участники меняются ролями.

Условие: во время выполнения нельзя разговаривать, внимание — на ощущениях в своем теле. После того как все участники выполнят упражнение, можно поделиться ощущениями в группе. Преодоление страха «бросанием» тела часто вызывает крик, вибрации в теле.

«ОЖИВЛЕНИЕ ТЕЛА»

Цель: полное расслабление, достижение состояния равновесия сознания, снятие хронических мышечных напряжений. Это медитативное упражнение, выполнение его в течение 15 мин. является более качественным отдыхом, чем продолжительный сон. Хронические мышечные напряжения снимаются благодаря освобождению сознания.

Первый этап: после расслабления (мышечная гимнастика) участники лежат на полу, дыхание глубокое, на «внутреннем экране» — черное ночное небо без звезд и просветов, полная темнота. С каждым вдохом чернота и холод ночи втягиваются в легкие, а с выдохом распространяются по телу, начиная с ног (холод доходит до щиколоток, колен, паха и т. д.).

Критерием правильности выполнения упражнения является дрожь, которую можно ощутить, если слегка прикоснуться к телу в любом месте. Руководитель должен внимательно следить, чтобы мелкая дрожь не превратилась в сотрясающий озноб: в этом случае участнику нужно помочь перейти к выполнению следующего этапа.

Второй этап: черное небо на «внутреннем экране» начинает светлеть. Участникам нужно сказать, что начинается рассвет. Чем светлее и голубое небо, тем больше тепла втягивается в легкие с воздухом и распространяется по телу, начиная с пальцев ног. Тело согревается, при этом наступает полное расслабление, теплота и легкость (или, наоборот, тяжесть — это индивидуальные проявления расслабления) в мышцах. Участник, выполнивший упражнение успешно, может уснуть. Этому можно препятствовать переходом к следующему упражнению, например «Зоны звучания», «Звучащее тело» или «Резонанс».

«МУХА В ПЛЕНУ»

Цель: достижение сильного релаксационного эффекта за относительно короткое время. Участники лежат на полу. Им нужно представить себя мухой, приклеившейся к полу. Руки, ноги, плечи и голова стремятся вверх. Нужно оторваться от пола, для этого руки и ноги совершают мелкие вибрационные движения, импульс движения исходит из ступней и кистей, колени прямые. «Отклеиваться» нужно не менее 3 мин.

В результате упражнения сильно напрягаются все мышцы одновременно, прекращение движения ведет к сильнейшему (пропорционально напряжению) расслаблению. Тело «растекается» на полу подобно медузе. Чтобы увеличить время напряжения мышц, можно предложить участникам другой (не муха) объект внимания, другую цель, например путешествие по Литейному проспекту с рассматриванием домов и вспоминанием их последовательности. Это до определенного момента отвлечет внимание от изнуренных

мышц, но главное, что при этом наступает и «изнурение» сознания. Поэтому состояние расслабления будет сопровождаться безмыслием. Это и есть полная релаксация, ведущая к снятию хронических мышечных напряжений.

«РАЗМАТЫВАНИЕ КЛУБКА»

Цель: как и в предыдущем упражнении — достижение сильного релаксационного эффекта.

Сопутствующий эффект: снимаются остеохондрозные проявления.

Участники садятся на корточки, обхватывают колени руками, голова прячется в колени. Вы — клубок ниток, вас разматывают, кто-то тянет за нить и заставляет кувыркаться вперед и назад и в стороны, с разной скоростью и в различных направлениях Клубок становится все меньше и меньше (перекаты и кувырки не менее 3 мин.), пока не разматывается в нить: участники лежат на спине. Эта нить состоит из двух волокон (правая половина тела — одно волокно, левая — другое). Кто-то дергает за волокна в противоположном направлении, туда и обратно. Импульс движения задают ноги, колени прямые. Две половины тела как бы сдвигаются относительно друг друга (3-5 мин.). Естественное после кувырков головокружение и напряжение мышц в первой и второй фазах упражнения ведут к глубокому бессознательному расслаблению после прекращения движений.

«СОН»

Цель: осознание свободного потока видений, рассредоточение внимания, формирование установки на мгновенное расслабление без выполнения комплексов мышечной гимнастики на напряжение — расслабление.

После выполнения комплекса разогревающих упражнений (мышечная нагрузка) участникам дается команда «спать». Они резко «бросают» тела на пол и начинают глубоко дышать. Это может вызвать легкое головокружение. Быстрый ритм дыхания задает руководитель. Через 3—5 мин. может наступить легкое мышечное оцепенение, участники уменьшают ритм дыхания, оно становится легким, не требующим усилий.

Объект внимания — «внутренний экран», на нем появляются и исчезают свободные видения, не привязанные к личности участника (фигуры, комбинации, пейзажи и т. д.). У некоторых участников возможны слуховые и обонятельные ассоциации. Полученное физиологическое состояние достигается ускорением ритма дыхания; оно не связано с потерей сознания, так как участники могут слышать и видеть реальную обстановку, но более сильным раздражителем является внутреннее видение.

Далее можно переходить к упражнению «Путешествие по состояниям», представленному далее.

«ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК»

Цель: последовательное освобождение групп мышц от напряжения, энергетизация тела.

Участники стоят «стайкой». Руки опущены вдоль тела. В пальцах рук начинаются вибрации, как будто бьет электрический ток, через минуту вибрации распространяются на всю кисть, затем с интервалом в

минуту они будут захватывать руку до локтя, плеча, верхнюю половину туловища и, наконец, все тело.

Участникам можно предложить иначе оправдать вибрации по собственному выбору (одни дрожат от холода, другие воображают себя каким-нибудь предметом и т. д.). Упражнение имеет ярко выраженный физиологический эффект: ощущение тепла, покалывание кожи, автоматическая концентрация внимания на внутренних ощущениях (если нет специального задания— другого объекта); снимаются

также и психические блокировки.

Продолжительность выполнения упражнения — не

менее 6

«КАЧАНИЕ»

Цель: та же, что в упражнении «Электрический ток». «Качание» может выполняться после этого упражнения или дополнять его.

Исходное положение такое же. Движение начинается также с пальцев рук и распространяется подобным образом, но вибрации в этом случае заменяются свободным качанием. Импульс движения исходит из верхней точки кисти, локтя, плеча, головы, соответственно.

Продолжительность — также не менее 6 мин. В результате возможно естественное головокружение. После выполнения упражнения нужно сделать 5—10 прыжков, почти не отрывая ступни от пола, на полусогнутых ногах — встряхивания тела. Это способствует интенсивной энергетизации.

Вообще нужно иметь в виду, что отсутствие напряжения в коленях — слегка согнутые ноги — всегда энергетизирует организм. Согласно биоэнергетической теории А. Лоуэна, в этом положении (колени чуть

согнуты, носки чуть повернуты внутрь) стопа имеет наибольший контакт с почвой, что увеличивает приток энергии.

«ПЛАСТИЛИНОВЫЙ ЧЕЛОВЕК»

Цель: мышечное расслабление отдельных групп мышц (всех в определенной последовательности).

В отличие от других релаксационных упражнений, действующих по принципу «напряжение — расслабление», упражнение усложнено введением предлагаемых обстоятельств.

Участники сидят на корточках, голова в коленях, глаза закрыты. Представьте, что каждый из вас — ком пластилина, в котором «зародилась жизнь»; попробуйте вылепить из себя человека, преодолевая сопротивление своего материала — пластилина.

Последовательность такая: вначале постарайтесь выпрямиться во весь рост, это требует большого напряжения в позвоночнике, шее, ногах; теперь «лепите» руки от плеча, напряжение распространяется в

руки, затем кисти, пальцы. Ощущайте пластилиновость пальцев: они все время норовят склеиться при соприкосновении. Этими пальцами нужно вылепить лицо — глаза, нос, рот. Какое выражение лица полу­

чилось? Какой человек вылепился? Посмотрите вокруг. Куда это вы попали? Все тело остается напряженно-пластилиновым. Попытайтесь двигаться, отрывая пластилиновые ступни от пола. Куда и зачем вы пошли? Возможно взаимодействие участников: знакомство и т. д. В какой-то момент оказались лежащими на полу (оправдать), не можете отклеиться, стараетесь это сделать, напряжение во всем теле увеличивается. Вдруг теплая, почти горячая волна накатывает на ноги,

они «тают», пластилин растекается в лужу, следующая волна доходит до паха, потом до груди, шеи, последняя волна покрывает все тело, все пластилиновое тело растеклось в лужу. Сильный эффект расслабления достигается длительным напряжением, предлагаемые обстоятельства помогают «занять» внимание, а следовательно, увеличить время напряжения, добавляют элемент всегда желанной игры во что-то.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: