1.Участие клиента в отношениях с психологом является добровольным. При работе с детьми, пациентами с серьезными.психическими расстройствами и душевнобольными людьми (т. е. в крайних случаях) допускаются отклонения от принципа добровольности участия с учетом соответствующих законодательных норм, но при этом следует также стремиться к установлению с клиентом отношений взаимного сотрудничества.
2. Вступая в контакт с клиентами, в отношении которых применяются насильственные меры или допускается косвенное применение силы, психологи четко осознают свою роль и делают заключение о том, принесут ли эти меры пользу клиенту, несмотря на применение силы. Следует избегать попыток заставить клиента сообщить что-либо против его воли или других попыток получить материал, в котором нет срочной необходимости применительно к данной ситуации.
3. Психологи не принимают участия в действиях, целью которых является путем физического или психологического принуждения (идеологической обработки, «промывания мозгов», пыток) либо путем угрозы их применения заставить кого-либо сообщить информацию или сделать признание; оказать на кого-либо давление, чтобы заставить рассказать о своей или чьей-либо жизненной философии, политических, религиозных или этических убеждениях, заставить отвергнуть или изменить их.
4. Психологи активно пытаются предотвратить использование психологических знаний в действиях, упомянутых в разделе III.. 3, независимо от того, какова их декларируемая цель.
5. Если психологи берут на себя профессиональную ответственность за лечение или консультацию и начали их, они договариваются с клиентом, насколько это возможно, о завершении своей деятельности либо отсылают его к другому компетентному лицу до того, как они снимут с себя ответственность. Психологи ответственны за клиента до тех пор, пока тот (те), к кому отсылают клиента, не возьмет на себя ответственность за дальнейшее лечение.
6. Психологи стараются осознавать свои собственные потребности, отношения, мнения и свою роль во взаимоотношениях с клиентом. Они не используют свою силу и положение для получения выгоды от того, что клиент зависит от них и доверяет им.
7. Психологи избегают установления профессиональных отношений с клиентом, если существует вероятность, что это явится помехой в непрофессиональных отношениях с заинтересованным лицом.
8. Когда клиенты зависят от услуг психологов (например, для получения финансовой поддержки или в юридических вопросах), следует откровенно обговорить условия оплаты и возможного посредничества.
9. Психологи не взимают платы за консультации и не устанавливают клиентурных отношений со студентами, которых они обучают или собираются экзаменовать.
10. Между психологами и клиентами не должно быть сексуальных отношений.
11. Во всех случаях психологической деятельности финансовые условия оговариваются заранее.
12. Психологи внимательно рассматривают возможные последствия принятия ими подарков или других услуг от клиентов в дополнение к плате.
13. Если есть возможность получить необходимую психологическую помощь из общественных источников, за которую клиент не должен платить или которую можно получить дешевле, психологи информируют об этом своего клиента.
14. Психологи не извлекают преимуществ из своего положения или из доверия к их профессии для получения консультационной работы или привлечения клиентов.
15. Психологи воздерживаются от ненужных обследований и/или лечения.