Недостатки интернет-опроса

Смещения выборки:

1. Отсутствие репрезентативности. Социально-демографическая структура пользователей Интернета кардинальным образом отличается от структуры российского населения в целом: здесь преобладают молодежь, люди с высшим образованием;

2. Стихийность выборки. Как правило на опрос отвечают – наиболее активные, заинтересованные и любопытные Интернет-пользователи. Т.о., при формировании выборки чаще всего используется метод самоотбора;

3. Охват аудитории. Даже если мы определили генеральную совокупность нашего опроса как Интернет пользователей, мы можем получить смещенные результаты. Опасность смещения выборки заключается в возможности сужении её до части аудитории какого-либо сайта, на котором размещен опросник;

4. Подвижность, изменчивость социального пространства в Интернете;

Дезинформация исследователя:

5. Неоднократное участие в опросе. Вероятность этого повышается, если за участие в исследовании полагается материальное вознаграждение, либо участник опроса заинтересован в искажении его результатов;

6. Отсутствие данных о генеральной совокупности;

7. Намеренное искажение данных. Трудно оценить степень достоверности полученных в ходе онлайн-исследования результатов – добросовестность заполнения опросника, искренность респондентов. Индивид может давать ложные или произвольные ответы на вопросы с целью позабавиться или посмотреть, что из этого получится;

8. Возможность враждебных действий. Программное обеспечение, используемое для проведения Интернет-опросов, может быть подвержено умышленному нападению, «взлому» со стороны компьютерных хакеров. Это происходит тогда, когда какая-либо конкурирующая сторона заинтересована в искажении результатов исследования или его срыве;

Технические ограничения:

9. Ограниченная длина опросника;

10. Контроль по ходу заполнения;

11. Коммуникационные проблемы. Возможна неверная интерпретация респондентами отдельных вопросов анкеты, ошибки в переходах и заполнении таблиц, искажение информации, неадекватное реагирование, пропуски отдельных вопросов. Также исследователь может неверно интерпретировать ответы респондентов в тех случаях, когда они приходят к нему в письменном виде;

12. Индивидуальные параметры системы. На восприятие пользователем текстового и, особенно, графического материала значительное влияние может оказывать тип программного обеспечения, установленного на компьютере, где происходит заполнение анкеты. Различные Интернет-браузеры могут отображать одну и ту же веб-страницу по-разному. Внешний вид анкеты будет зависеть от того, какой у пользователя монитор, каково разрешение экрана, какая стоит видеокарта и звуковая карта.

Методы проведения интернет-опроса, основные принципы:

  1. Размещать опросы не только на крупных интернет ресурсах, но и на небольших сайтах;
  2. Анкета должна быть логичной и понятной для респондента;
  3. Анкета не должна быть слишком длинной, иначе высока вероятность, что респондент завершит интервью.

Особенности подготовки анкеты:

· анкеты не должны содержать грамматических и синтаксических ошибок;

· желательно соблюдать единый стиль написания анкеты;

· в анкетах должны быть правильно заполнены отборочные вопросы, предназначенные для отсеивания респондентов, не подходящих для участия в опросе;

· анкеты должны иметь корректные условия переходов от одного вопроса к другому, а также условия отображения вариантов ответов;

· в ответах должны быть учтены все возможные варианты, которые может указать респондент, поэтому необходимо проверить наличие таких ответов как «Ничего из перечисленного», «Затрудняюсь ответить», «Другое»;

· в анкетах не должно быть текста и примечаний, относящихся к интервьюерам;

· необходимо, чтобы анкета содержала все необходимые комментарии, такие как типы вопросов, ограничения на количество ответов и т.д.;

· пилотаж.

Формирование выборки для проведения интернет опроса:

v Стихийная

v Отобранная/отсеянная

v Завербованная/панельная

Стихийная (контур выборки образуют зарегистрированные или/и незарегистрированные посетители сайта, проявившие интерес к участию в опросе). Формируя результаты, необходимо учитывать, что в исследовании обычно участвует наиболее активные пользователи.

Отобранная/отсеянная (формируется посредством адресной рассылки приглашений посетителям сайта, отобранным с заданием квоты по характеристикам связанным с задачами исследования; отклик составляет от 30% до 50%). Для рандомизации может быть применена методика «pop-up» - перед каждым n-ым посетителем сайта появляется окно с приглашением принять участие в исследовании.

Завербованная/панельная (формируется на основе постоянно обновляющейся структурированная базы данных потенциальных респондентов). WEB -панель – методологически наиболее совершенный метод привлечения пользователей к online-опросам. Благодаря имеющимся социально-демографическим данным о респондентах исследователь может делать выборки, необходимые для каждого конкретного исследования.

Современные возможности проведения интернет опросов:

Одним из самых популярных ресурсов проведения интернет-опросов являются интернет панели. Интернет-панель – база данных какого-либо ресурса с потенциальными респондентами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: