Смещения выборки:
1. Отсутствие репрезентативности. Социально-демографическая структура пользователей Интернета кардинальным образом отличается от структуры российского населения в целом: здесь преобладают молодежь, люди с высшим образованием;
2. Стихийность выборки. Как правило на опрос отвечают – наиболее активные, заинтересованные и любопытные Интернет-пользователи. Т.о., при формировании выборки чаще всего используется метод самоотбора;
3. Охват аудитории. Даже если мы определили генеральную совокупность нашего опроса как Интернет пользователей, мы можем получить смещенные результаты. Опасность смещения выборки заключается в возможности сужении её до части аудитории какого-либо сайта, на котором размещен опросник;
4. Подвижность, изменчивость социального пространства в Интернете;
Дезинформация исследователя:
5. Неоднократное участие в опросе. Вероятность этого повышается, если за участие в исследовании полагается материальное вознаграждение, либо участник опроса заинтересован в искажении его результатов;
|
|
6. Отсутствие данных о генеральной совокупности;
7. Намеренное искажение данных. Трудно оценить степень достоверности полученных в ходе онлайн-исследования результатов – добросовестность заполнения опросника, искренность респондентов. Индивид может давать ложные или произвольные ответы на вопросы с целью позабавиться или посмотреть, что из этого получится;
8. Возможность враждебных действий. Программное обеспечение, используемое для проведения Интернет-опросов, может быть подвержено умышленному нападению, «взлому» со стороны компьютерных хакеров. Это происходит тогда, когда какая-либо конкурирующая сторона заинтересована в искажении результатов исследования или его срыве;
Технические ограничения:
9. Ограниченная длина опросника;
10. Контроль по ходу заполнения;
11. Коммуникационные проблемы. Возможна неверная интерпретация респондентами отдельных вопросов анкеты, ошибки в переходах и заполнении таблиц, искажение информации, неадекватное реагирование, пропуски отдельных вопросов. Также исследователь может неверно интерпретировать ответы респондентов в тех случаях, когда они приходят к нему в письменном виде;
12. Индивидуальные параметры системы. На восприятие пользователем текстового и, особенно, графического материала значительное влияние может оказывать тип программного обеспечения, установленного на компьютере, где происходит заполнение анкеты. Различные Интернет-браузеры могут отображать одну и ту же веб-страницу по-разному. Внешний вид анкеты будет зависеть от того, какой у пользователя монитор, каково разрешение экрана, какая стоит видеокарта и звуковая карта.
|
|
Методы проведения интернет-опроса, основные принципы:
- Размещать опросы не только на крупных интернет ресурсах, но и на небольших сайтах;
- Анкета должна быть логичной и понятной для респондента;
- Анкета не должна быть слишком длинной, иначе высока вероятность, что респондент завершит интервью.
Особенности подготовки анкеты:
· анкеты не должны содержать грамматических и синтаксических ошибок;
· желательно соблюдать единый стиль написания анкеты;
· в анкетах должны быть правильно заполнены отборочные вопросы, предназначенные для отсеивания респондентов, не подходящих для участия в опросе;
· анкеты должны иметь корректные условия переходов от одного вопроса к другому, а также условия отображения вариантов ответов;
· в ответах должны быть учтены все возможные варианты, которые может указать респондент, поэтому необходимо проверить наличие таких ответов как «Ничего из перечисленного», «Затрудняюсь ответить», «Другое»;
· в анкетах не должно быть текста и примечаний, относящихся к интервьюерам;
· необходимо, чтобы анкета содержала все необходимые комментарии, такие как типы вопросов, ограничения на количество ответов и т.д.;
· пилотаж.
Формирование выборки для проведения интернет опроса:
v Стихийная
v Отобранная/отсеянная
v Завербованная/панельная
Стихийная (контур выборки образуют зарегистрированные или/и незарегистрированные посетители сайта, проявившие интерес к участию в опросе). Формируя результаты, необходимо учитывать, что в исследовании обычно участвует наиболее активные пользователи.
Отобранная/отсеянная (формируется посредством адресной рассылки приглашений посетителям сайта, отобранным с заданием квоты по характеристикам связанным с задачами исследования; отклик составляет от 30% до 50%). Для рандомизации может быть применена методика «pop-up» - перед каждым n-ым посетителем сайта появляется окно с приглашением принять участие в исследовании.
Завербованная/панельная (формируется на основе постоянно обновляющейся структурированная базы данных потенциальных респондентов). WEB -панель – методологически наиболее совершенный метод привлечения пользователей к online-опросам. Благодаря имеющимся социально-демографическим данным о респондентах исследователь может делать выборки, необходимые для каждого конкретного исследования.
Современные возможности проведения интернет опросов:
Одним из самых популярных ресурсов проведения интернет-опросов являются интернет панели. Интернет-панель – база данных какого-либо ресурса с потенциальными респондентами.