Основные положения:
- Исследования нейронной активности всего мозга в целом, а также взаимодействия различных отделов головного мозга при выполнении сложных когнитивных задач.
- Простые когнитивные процесс осуществляются своим отделом головного мозга.
- Сложные когнитивные процессы являются результатом взаимодействия простых когнитивных процессов.
- Методы исследования – ПЭТ (позитроно-эмиссионная томография) и ФМРТ (функциональная магнитно-резонансная томография).
Позитронно – эмиссионная томография (ПЭТ) – используется для получения точной информации об очаге мозговой активности в ходе выполнения когнитивных заданий. Пример: радиоактивный глюкозоподобный раствор вводится в кровь испытуемого и быстро поглощается метаболически активными нейронами. В ходе этого процесса из раствора выделяются элементарные положительно заряженные частицы, называемые позитронами, которые быстро разрушаются с выделение энергии в виде гама – лучей. Существует положительная корреляция между интенсивностью гамма-излучения и степенью активности нейронов в данном отделе мозга. Компьютер через специально проработанную программу определяет интенсивность гамма излучения и строит томограмму.
|
|
Исследования локализации высших психических функций при помощи ФМРТ
- при помощи методики ФМРТ возможно картрировать активность различных отделов головного мозга при выполнении наблюдателем определенные задачи
- достоинства: неинвазивность, высокое разрешение, отсутствие инъекции радиоактивных изотопов.
ФМРТ основана на зависимости магнитных свойств гемоглобина крови от концентрации кислорода в крови; следствие этого является корреляция интенсивности магнитного сигнала от нейронной активности.
Изменение концентрации кислорода в крови, являющейся функцией нейронной активности, приводит к изменению магнитного сигнала, отражающего как структуру, так и нейронную активность.
Исследования синдрома посттравматического стресса у солдат, вернувшихся с войны. Результаты показали, что адаптация к военным кинохроникам происходит значительно у больных ПТС, чем у здоровых.
Пример: при определенной мимике говорящего, у нас одновременно включаются сразу несколько центров в мозге, и даже если говорящего не слышно, а видно лишь его мимику включается центр в мозге ответственный за восприятие звуковой речи. Этот пример доказывает не только взаимодействие разных отделов мозга между собой, что делает возможным протекание сложных перцептивных процессов, но и то, что эти сложные перцептивные процессы могут включать одновременную обработку нервных сигналов от разных сенсорных рецепторов.