Исследования Р. Фанц

  • Движение глаз как показатель восприятия формы.
  • Детеныш (младенец) лежал на удобной кроватке в специальной камере
  • К потолку камеры были прикреплены специальные объекты: справа и слева. Предъявляли в течение короткого периода
  • Через небольшое отверстие в потолке можно было увидеть отражение объектов в глазах детеныша, какой объект отражается на этот объект и смотрит малыш.
  • Ребенок быстрее проявлял интерес, чем детеныши шимпанзе, и мог засыпать во время эксперимента.
  • Результаты: некоторые объекты чаще отражались в глазах детеныша, чем другие.
  • Вывод: врожденная способность различать предметы.

Эксперимент с лицами:

  • Гипотеза: фигура, похожая на человеческое лицо будет привлекать внимание ребенка, если он вообще способен к избирательному восприятию.
  • Были проведены опыты с тремя плоскими объектами: все сходны по величине и форме с головой человека:
    1. На одном из них было изображено черной краской правильные черты лица человека,
    2. На втором эти черты были разбросаны в беспорядке,
    3. На третьем сплошь закрасили черной краской верхний участок, равный по площади всем чертам лица.
  • Три объекта предъявляли во всех возможных парных сочетаниях 49 младенцам в возрасте от 4 дней до 6 месяцев.
  • Результаты: дети всех возрастов чаще смотрели на настоящее лицо, несколько реже на фигуру с беспорядочно разбросанными чертами лица и почти не обращали на третью фигуру.
  • Вывод: Восприятие формы присуще детям.

Эксперимент с шарами плоскими фигурами:

  • Маленьким детям предлагали выбор между шаром и плоским диском
  • Результаты: при наличии заметного различия в виде шара и плоской фигуры дети с большим интересом смотрели на шар
  • Вывод: это свидетельствует о восприятии глубины

Значение формы и яркости:

  • Гипотеза: Форма и структура имеет большую привлекательность, нежели цвет и яркость.
  • Грудным детям предъявляли 6 тестовых объектов – плоских дисков диаметром 15 см.
  • 3 из 6 дисков были с изображением лиц, концентрических кругов и печатного текста
  • Другие 3 диска были однородными – красный, белый и желтый.
  • Все диски предъявляли на однородном голубом фоне.
  • Отмечали длительность фиксации ребенка на объектах при беспорядочном предъявлении.
  • Результаты: самые интересные – изображения лица, далее печатный текст и концентрические круги, однородные диски оказались позади и ни в одном случае не заняли первое место.
  • Вывод: гипотеза доказана.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: