Эксперимент с миской

Перед испытуемым ставилась на полу фарфоровая миска, наполненная подкрашенной жидкостью. Когда происходило псевдоскопическое изменение воспринимаемой формы миски, жидкость оказывалась расположенной ее вывернутой наружу поверхности. Испытуемые не видели непосредственно жидкость, поскольку она не могла просто лежать на такой выпуклой поверхности: кто-то видел желе или студенистую массу, кто-то – пластмассу, иногда эта жидкость воспринималась как металл. Происходившие перцептивные трансформации приводили к существенному изменению сенсорной основы образа: изменялся цвет «метала».

Если в пустую миску вливалась жидкость, то многим испытуемым казалось, что в тарелке появляется отверстия для жидкости или тарелка начинала видеться в прямом рельефе.

Если в миску с жидкостью кидали твердый предмет, то многие испытуемые начинали видеть в прямом рельефе, либо в виде желе, которое разжималось в том месте, куда попадал предмет. Если в пустую миску кидали предмет, то воспринималось все в обратном рельефе.

Геометрические нормы.

Конус и слоник:

На полу стоял конус, сделанный из плотной бумаги, рядом с ним ставилась фигурка слоника хоботом к испытуемому. На поверхности слоника и конуса, параллельно полу, укреплялся карандаш. Испытуемые получали простую инструкцию – смотреть в псевдоскоп и говорить то, что они увидели.

В.В. Столин выделял 6 вариантов перцептивного решения этой сенсорно противоречивой информации:

А). Удвоение ситуации.

Конус легко трансформируется по глубине и видится как воронка, слоник воспринимается нормально на плоскости пола. Восприятие карандаша раздваивается: над слоником он видется нормально, а там где он касается конуса, «уходит» под пол вместе с конусом. Испытуемые отмечали невозможность воспринимать 3 предмета в единую картину.

Б). Сгибание карандаша.

Испытуемые видели одновременно конус трансформированный, слоника - стоящим на полу, а карандаш – плавно изогнутым в сторону конуса.

В). Наклон карандаша.

В данном случае казалось, что карандаш наклонен. Если внимание испытуемых обращали на тень от карандаша, которая были параллельна полу, то испытуемые все равно видели карандаш наклоненным

Г). Навес над воронкой.

Карандаш видится в нормальных пространственных отношениях, но он как бы отрывается от поверхности конуса и зависает над ним.

Д). Углубление слоника.

Сам слоник не трансформируется, но видится под полом, хотя его спина воспринимается на одном уровне с вершиной конуса.

Е). Разрезание слоника.

Конус видится трансформированным, слоник – в своей истинной форме, карандаш под полом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: