Чернобай А.Д., Федотова Ю.Ю.)

НЕКОТОРЫЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ДИАГНОСТИКИ ВОСПРИЯТИЯ

Методика поиска информации для диагностики особенностей восприятия младших школьников

(Методический сборник для школьников)

Школьнику предлагается 100-клеточная таблица, заполненная цифрами. Задание - подсчитать, сколько раз встречается каждое число от 0 до 9. Фиксируется время, за которое школьник подсчитывает, сколько раз встречается 0, потом 1, затем – 2 и т.д.

                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Во время проведения дополнительных занятий можно использовать данную матрицу, проводить информационный поиск каждого из чисел в любой последовательности.

Оценка результатов:

Проводиться в целом по классу. Отбрасываются 25% лучших результатов и 25% худших. Остальные 50% составляют учащиеся со средним восприятием.

Результаты выполнения теста примерно таковы:

Возраст 9-10 лет Цифры                    
Время (сек.)                    
Количество цифр                    

Неправильный подсчет цифр или более медленный подсчет свидетельствует о снижении восприятия.

Узнавание фигур

(Методики диагностики свойств восприятия, внимания и памяти.

Чернобай А.Д., Федотова Ю.Ю.)

Цель методики: исследование процессов восприятия и узнавания.

Экспериментатор предъявляет испытуемому таблицу с изображением 9 фигур и предлагает внимательно рассмотреть и запомнить эти фигуры в течение 10 секунд. После чего испытуемому показывают вторую таблицу, с большим количеством фигур. Испытуемый должен обнаружить среди них фигуры первой таблицы.

Первая инструкция: «Сейчас я покажу вам изображения фигур. У вас есть 10 секунд, чтобы постараться запомнить как можно большее количество фигур»

Вторая инструкция: «На следующем рисунке среди нарисованных фигур вы должны выбрать те, которые видели в первом случае».

Обработка результатов: экспериментатор отмечает и подсчитывает

количество правильно и неправильно узнанных фигур. Уровень узнавания (Е) подсчитывается по формуле:

Е= М/9+-N

где «M» – число правильно узнанных фигур,

«N» – число неправильно узнанных фигур.

Наиболее оптимальный уровень узнавания равен единице, поэтому,

чем ближе результаты испытуемого к единице, тем лучше у него

функционируют процессы узнавания наглядного материала. Аналогичным образом можно исследовать процессы узнавания другого материала. Аналогичным образом можно исследовать процессы узнавания другого материала: буквенного, цифрового, словесного.

3. Методика "Фигуры Готтшальдта"

Теоретические основы

Наиболее общим основанием индивидуальных различий в познавательной деятельности, устанавливаемых с помощью "ПЗ-ПНЗ", является степень свободы от внешних референтов, или, иначе, степень ориентации человека при принятии решений на имеющиеся у него знания и опыт, а не на внешние ориентиры, если они вступают в противоречие с его опытом.

Личностные различия полезависимых и поленезависимых людей появляются многогранно. С одной стороны, поленезависимые люди более успешны в интеллектуальной деятельности. С другой - полезависимые обычно более общительны, расположены к социальным контактам. Поленезависимые, как правило, выбирают сферу деятельности, требующую высокую самостоятельность в средствах достижения постав- ленной цели. Полезависимые обычно выбирают такой род занятий, в котором средства деятельности заранее заданы, оговорены, предпочитают коллективное выполнение задачи.

Наиболее четкие различия между полезависимыми и поленезависимыми проявляются в особенностях восприятия. Полезависимые в большей мере подвержены разного рода иллюзиям восприятия. Для поленезависимых воспринимаемая "картинка" значительно более структурирована, чем для полезависимых. Это проявляется в том, что для первых воспринимаемый объект, качества объекта воспринимаются самостоятельно, отдельно от других объектов, качеств этих объектов, воспринимаемых одновременно с этим объектом. Иначе говоря, восприятие поленезависимых - аналитично, восприятие полезависимых синтетично.

Процедура проведения

Испытуемым предлагается в тридцати замаскированных фигурах найти одну из пяти эталонных фигур и указать ее. Сложные фигуры предъявляются по одной. Фиксируется общее время выполнения задания. После предъявления инструкции следует демонстрация примеров с указанием правильных ответов.

Инструкция

«Вам будут предъявлены сложные фигуры (изображения), в каждой из которых имеется один из простых эталонов, закодированных буквами А, Б, В, Г, Д. Вы должны найти в каждом случае, какой из этих элементов содержится в рисунке и указать его (набрать код элемента)».

Обработка и интерпретация

Ключ

Подсчет сырых баллов производится в соответствии с ключом, приведенным в таблице:

1. А 6. В 11. Б 16. Д 21. Г 26. Б
2. Б 7. А 12. А 17. А 22. Б 27. А
3. В 8. В 13. А 18. Д 23. Г 28. Д
4. Г 9. Д 14. В 19. Б 24. А 29. В
5. В 10. Д 15. Б 20. В 25. Д 30. Б

За каждый правильный (совпадающий с ключом) ответ присваивается 1 балл.

Индекс полезависимости рассчитывается по формуле:

где N – общая сумма баллов (т.е. число правильно выполненных заданий), а t – время работы над всем тестом в минутах. Интерпретация

Если I больше 2,5, то можно делать вывод о выраженной поленезависимости.

Если I меньше 2,5, то можно делать вывод о выраженной полезависимости.

Таким образом, чем больше правильно выполненных заданий и меньше время работы с тестом тем более выражена поленезависимость.

Представители полезависимого стиля больше доверяют наглядным зрительным впечатлениям и с трудом преодолевают видимое поле при необходимости детализации и структурирования ситуации. Представители поленезависимого стиля, напротив, полагаются на внутренний опыт и легко отвлекаются от влияния поля, быстро и точно выделяя деталь из целостной пространственной ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: