Публичная лекция — это устная речь, обращенная к многочисленной аудитории, направленная на убеждение, формирование или упрочение в сознании слушателей определенных установок. В публичной лекции проявляются навыки и умение оратора подготовить и произнести речь, воздействующую на аудиторию.
Лекции на правовые темы повышают уровень правовой грамотности и правовой культуры граждан, воспитывают уважение к закону и правопорядку, расширяют кругозор слушателей, формируют их правосознание, порождают их правомерное поведение.
Задача лектора-пропагандиста права не только сообщить сведения по определенной юридически важной теме, но и объяснить их, сформировать определенное отношение к ним. Важной информацией, к примеру, является такая: новое в законодательстве, состояние правопорядка в стране (и отдельных регионах), пенсионное обеспечение граждан, деятельность акционерных обществ и др.
Лекции на правовые темы, в отличие от других публичных лекций, характеризуются большей конкретностью. Различаясь между собой тематикой, они так или иначе связаны с правом.
|
|
Здесь все подчинено содержанию; здесь не должно быть преувеличений, вымышленных эпизодов, домыслов лектора. Лекции на правовые темы отличают: 1) глубина содержания и фактологическая точность; 2) защита прав граждан; 3) правдивость, т. е. полное соответствие объясняемых явлений объективной истине; рассмотрение общественных явлений в их противоречивости; 4) доходчивость, или простота, необходимость сложные вопросы сделать доступными для слушателей.
Правовое мышление в высокой степени связано с требованием логичности. Логичность определяется как выражение в смысловых связях компонентов речи связей и отношений между частями и компонентами мысли. Мыслить и рассуждать логично — значит мыслить точно и последовательно, доказательно, не допускать противоречий в суждениях. Логичность на уровне целого текста лекции создается прежде всего ее композицией, а также радом логических приемов, основные из которых — определение понятия, объяснение, описание, сравнение, анализ, синтез, абстрагирование.
Основу целостности публичной лекции составляет предметно-структурное содержание, логическая структура, организованная вокруг основной мысли — тезиса. Для публичной лекции характерно трехчастное деление: вступление (введение в тему), основная часть (разрешение поставленных в лекции вопросов), заключение (подведение итогов).
Вступление определяется замыслом лекции и является основой для раскрытия темы. Обычно оно указывает на важность темы, определяет тему выступления, сообщает его план или дает экскурс в историю вопроса. В молодежной аудитории это может быть рассказ о каком-либо интересном факте, относящемся к теме лекции, с последующим переходом к теоретической постановке проблемы. А. Ф. Кони советовал лекторам подбирать такое вступление, которое бы «зацепило» слушателей, привлекло их внимание; которое обязательно должно быть «в тесной связи хоть какой-нибудь стороной с речью» [64, с. 111]. Таким «зацепляющим» было вступление к лекции на тему «На пути к правовому государству»1. Оратор обратился к
|
|
[1] Для анализа использована магнитофонная запись лекции, подготовленной и прочитанной д-ром юрид. наук, заслуженным юристом, профессором Красноярского университета А. С. Гореликом в марте 1991
слушателям с вопросами: Мне интересно // что вы знаете / о правовом государстве // Л как вы думаете / может ли у нас повториться // 37-й год //, — побуждая их вступить в диалог.
Это вызвало интерес к теме, активизировало мысль слушателей, мобилизовало их внимание и пробудило желание участвовать вместе с лектором в поиске истины. Кроме того, такой прием позволил оратору осуществить плавный переход к постановке проблемы. Запомните, что вступление выполняет функцию психологической и логической подготовки слушателей к восприятию лекции. Его не следует затягивать.
Заключение лекции должно быть также кратким, оно логически завершает тему.
Чтобы обеспечить логичность рассуждения, следует помнить, что центральным пунктом всякого доказательства является т е-
з и с; его раскрытию и обоснованию подчинено все содержание лекции. В лекции на тему «На пути к правовому государству» основной тезис — «формирование правового государства — одна из гарантий необратимости перестройки». Логическую перспективу лекции оратор выстроил следующим образом: