Публичная лекция на правовую тему

Публичная лекция — это устная речь, обращенная к много­численной аудитории, направленная на убеждение, формиро­вание или упрочение в сознании слушателей определенных ус­тановок. В публичной лекции проявляются навыки и умение оратора подготовить и произнести речь, воздействующую на аудиторию.

Лекции на правовые темы повышают уровень правовой гра­мотности и правовой культуры граждан, воспитывают уважение к закону и правопорядку, расширяют кругозор слушателей, формируют их правосознание, порождают их правомерное по­ведение.

Задача лектора-пропагандиста права не только сообщить све­дения по определенной юридически важной теме, но и объяс­нить их, сформировать определенное отношение к ним. Важной информацией, к примеру, является такая: новое в законодатель­стве, состояние правопорядка в стране (и отдельных регионах), пенсионное обеспечение граждан, деятельность акционерных обществ и др.

Лекции на правовые темы, в отличие от других публичных лекций, характеризуются большей конкретностью. Различаясь между собой тематикой, они так или иначе связаны с правом.

Здесь все подчинено содержанию; здесь не должно быть пре­увеличений, вымышленных эпизодов, домыслов лектора. Лек­ции на правовые темы отличают: 1) глубина содержания и фак­тологическая точность; 2) защита прав граждан; 3) правдивость, т. е. полное соответствие объясняемых явлений объективной истине; рассмотрение общественных явлений в их противоре­чивости; 4) доходчивость, или простота, необходимость слож­ные вопросы сделать доступными для слушателей.

Правовое мышление в высокой степени связано с требова­нием логичности. Логичность определяется как выражение в смысловых связях компонентов речи связей и отношений меж­ду частями и компонентами мысли. Мыслить и рассуждать ло­гично — значит мыслить точно и последовательно, доказатель­но, не допускать противоречий в суждениях. Логичность на уровне целого текста лекции создается прежде всего ее компо­зицией, а также радом логических приемов, основные из кото­рых — определение понятия, объяснение, описание, сравнение, анализ, синтез, абстрагирование.

Основу целостности публичной лекции составляет предмет­но-структурное содержание, логическая структура, организо­ванная вокруг основной мысли — тезиса. Для публичной лек­ции характерно трехчастное деление: вступление (введение в тему), основная часть (разрешение поставленных в лекции во­просов), заключение (подведение итогов).

Вступление определяется замыслом лекции и является осно­вой для раскрытия темы. Обычно оно указывает на важность темы, определяет тему выступления, сообщает его план или да­ет экскурс в историю вопроса. В молодежной аудитории это может быть рассказ о каком-либо интересном факте, относя­щемся к теме лекции, с последующим переходом к теоретиче­ской постановке проблемы. А. Ф. Кони советовал лекторам подбирать такое вступление, которое бы «зацепило» слушате­лей, привлекло их внимание; которое обязательно должно быть «в тесной связи хоть какой-нибудь стороной с речью» [64, с. 111]. Таким «зацепляющим» было вступление к лекции на те­му «На пути к правовому государству»1. Оратор обратился к

[1] Для анализа использована магнитофонная запись лекции, подго­товленной и прочитанной д-ром юрид. наук, заслуженным юристом, профессором Красноярского университета А. С. Гореликом в марте 1991

слушателям с вопросами: Мне интересно // что вы знаете / о правовом государстве // Л как вы думаете / может ли у нас по­вториться // 37-й год //, — побуждая их вступить в диалог.

Это вызвало интерес к теме, активизировало мысль слушате­лей, мобилизовало их внимание и пробудило желание участво­вать вместе с лектором в поиске истины. Кроме того, такой прием позволил оратору осуществить плавный переход к поста­новке проблемы. Запомните, что вступление выполняет функ­цию психологической и логической подготовки слушателей к восприятию лекции. Его не следует затягивать.

Заключение лекции должно быть также кратким, оно логи­чески завершает тему.

Чтобы обеспечить логичность рассуждения, следует помнить, что центральным пунктом всякого доказательства является т е-

з и с; его раскрытию и обоснованию подчинено все содержание лекции. В лекции на тему «На пути к правовому государству» основной тезис — «формирование правового государства — од­на из гарантий необратимости перестройки». Логическую пер­спективу лекции оратор выстроил следующим образом:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: