В старину один умный человек сказал так: «Коня можно привести к водопою, но пить конь должен сам»

Осознать сложность, глубину, величие задачи, которую ты, выходя говорить публично, взваливаешь на свои плечи. Выверить с макси­мальной требовательностью: готов ли я к этому виду деятельности? А если не готов пока, то что надо сделать сегодня, завтра, на протяже­нии ближайших месяцев, лет для того, чтобы быть готовым? Уяснение этих категорий, безусловно, является прежде всего делом совести са­мого оратора».

Задание 2. Расскажите в группе, как подготовить и провести лекцию на правовую тему. Продумайте вопросы, которые могут задать вам слушатели. Подготовьте на них ответы.

Задание 3. Ответьте, какие из перечисленных ниже вопросов являются актуальными в наши дни, по какому из них вы хоте­ли бы подготовить и прочитать лекцию. Сформулируйте тему лекции. При подготовке лекции воспользуйтесь схемой, данной на с. 83.

XXX. Подростково-молодежные группировки. 2. Возрождение в Рос­сии суда присяжных. 3. Коммерция и преступность. 4. История ма­фии. 5. Пособия женщинам и детям. 6. Новый порядок разрешения индивидуальных споров. 7. Пенсионное обеспечение. 8. Право на за­щиту. 9. Налоговое законодательство. 10. Экологические преступле­ния. 11. Жилищное законодательство. 12. Новое в уголовном законе.

Задание 4. Прочитайте высказывания ученых-лингвистов. Ответьте, какая мысль объединяет эти тексты. Объясните, как следует произносить слова что, темп, тембр, конечно, модели, современного, подчеркивает, экспрессивная', поставьте ударение в словах чутки, орфоэпия. Прочитайте тексты вслух, постарайтесь интонацией передать все смысловые оттенки. Не забывайте об этом во время чтения вами лекции.

«Интонация — душа живого слова. Она бывает двух основных ви­дов: логическая и эмоционально-экспрессивная. Оратор выделяет, «подчеркивает» повышением голоса (а иногда и понижением) те слова и выражения, которые имеют особенно важное смысловое значение. С этой же целью он пользуется паузой: останавливается, насторажива­ет внимание слушателей, после чего произносит наиболее весомые для него слова. Паузы выполняют и другую логическую задачу: они помо­гают слушателям понять структуру речи, связи отдельных ее частей» (В. В. Голубков).

«Интонацию иногда связывают с орфоэпией. Но эта связь лишь внешняя: там произношение, и тут произношение... интонация — не вообще произношение, а произношение с определенным смысловым заданием. Интонация — это смыслоразличительное, целенаправленное произношение. Интонация — это характер произношения слов, слово­сочетаний, предложений...» (М. М. Михайлов).

«Что такое интонация? Это движение, в процессе развертывания речи, высоты ее звучания, силы, темпа, тембра и членения паузами. По-видимому, усваивая язык, мы прочнее усваиваем типы изменений тона по высоте, и мы остаемся более свободными в возможностях варьирования тембра, темпа, силы и пауз. Есть, конечно, какие-то за­данные языком модели этих компонентов интонации, но эти модели оставляют большие возможности для личностного их применения.

Интонационные «рисунки» высказываний, предлагаемые и допус­каемые свойствами современного русского литературного языка, мно­гочисленны, разнообразны и очень чутки к той информации, которая высказыванием выражается и возбуждается. Именно этим объясняется громадная роль интонации как выразительного средства, усиливающе­го ее воздействие на сознание людей» (Б. Н. Головин).

Задание 5. Поставьте ударение и произнесите слова в соот­ветствии с орфоэпическими нормами.

Регулирование, сформулировано, языковые (ошибки), средства, процедура, академический, дактилоскопия, реализация, информиро­ванность, лидер, судей, репрессии, красивее, сессия, договорные, аг­рессия, агреман, алиби, алкоголь, аннексия, арест, аффект, взяточни­чество, кодекс, декларация, агентство, юриспруденция, эксперт, ценз, ходатайство, федерация, таможенный, коллегия, суверенитет, должен­ствование, демократия, демобилизация, статус, статут, обеспечение, профессия, приговоров, референдум, рекламация, регистр, депозит, де-факто, идентификация, изобретение, интерпретация, компетенция, консенсус, коэффициент, лотерея, протест, недвижимость, происше­ствие, следственный, производство, ответчик, пенсия, протезирова­ние, претензия, правы.

Задание 6. В приведенном ниже отрывке из обвинительной речи отметьте все интонационные переходы, паузы. Расскажи­те, какие средства создают впечатление беседы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: