Осознать сложность, глубину, величие задачи, которую ты, выходя говорить публично, взваливаешь на свои плечи. Выверить с максимальной требовательностью: готов ли я к этому виду деятельности? А если не готов пока, то что надо сделать сегодня, завтра, на протяжении ближайших месяцев, лет для того, чтобы быть готовым? Уяснение этих категорий, безусловно, является прежде всего делом совести самого оратора».
Задание 2. Расскажите в группе, как подготовить и провести лекцию на правовую тему. Продумайте вопросы, которые могут задать вам слушатели. Подготовьте на них ответы.
Задание 3. Ответьте, какие из перечисленных ниже вопросов являются актуальными в наши дни, по какому из них вы хотели бы подготовить и прочитать лекцию. Сформулируйте тему лекции. При подготовке лекции воспользуйтесь схемой, данной на с. 83.
XXX. Подростково-молодежные группировки. 2. Возрождение в России суда присяжных. 3. Коммерция и преступность. 4. История мафии. 5. Пособия женщинам и детям. 6. Новый порядок разрешения индивидуальных споров. 7. Пенсионное обеспечение. 8. Право на защиту. 9. Налоговое законодательство. 10. Экологические преступления. 11. Жилищное законодательство. 12. Новое в уголовном законе.
Задание 4. Прочитайте высказывания ученых-лингвистов. Ответьте, какая мысль объединяет эти тексты. Объясните, как следует произносить слова что, темп, тембр, конечно, модели, современного, подчеркивает, экспрессивная', поставьте ударение в словах чутки, орфоэпия. Прочитайте тексты вслух, постарайтесь интонацией передать все смысловые оттенки. Не забывайте об этом во время чтения вами лекции.
«Интонация — душа живого слова. Она бывает двух основных видов: логическая и эмоционально-экспрессивная. Оратор выделяет, «подчеркивает» повышением голоса (а иногда и понижением) те слова и выражения, которые имеют особенно важное смысловое значение. С этой же целью он пользуется паузой: останавливается, настораживает внимание слушателей, после чего произносит наиболее весомые для него слова. Паузы выполняют и другую логическую задачу: они помогают слушателям понять структуру речи, связи отдельных ее частей» (В. В. Голубков).
«Интонацию иногда связывают с орфоэпией. Но эта связь лишь внешняя: там произношение, и тут произношение... интонация — не вообще произношение, а произношение с определенным смысловым заданием. Интонация — это смыслоразличительное, целенаправленное произношение. Интонация — это характер произношения слов, словосочетаний, предложений...» (М. М. Михайлов).
«Что такое интонация? Это движение, в процессе развертывания речи, высоты ее звучания, силы, темпа, тембра и членения паузами. По-видимому, усваивая язык, мы прочнее усваиваем типы изменений тона по высоте, и мы остаемся более свободными в возможностях варьирования тембра, темпа, силы и пауз. Есть, конечно, какие-то заданные языком модели этих компонентов интонации, но эти модели оставляют большие возможности для личностного их применения.
Интонационные «рисунки» высказываний, предлагаемые и допускаемые свойствами современного русского литературного языка, многочисленны, разнообразны и очень чутки к той информации, которая высказыванием выражается и возбуждается. Именно этим объясняется громадная роль интонации как выразительного средства, усиливающего ее воздействие на сознание людей» (Б. Н. Головин).
Задание 5. Поставьте ударение и произнесите слова в соответствии с орфоэпическими нормами.
Регулирование, сформулировано, языковые (ошибки), средства, процедура, академический, дактилоскопия, реализация, информированность, лидер, судей, репрессии, красивее, сессия, договорные, агрессия, агреман, алиби, алкоголь, аннексия, арест, аффект, взяточничество, кодекс, декларация, агентство, юриспруденция, эксперт, ценз, ходатайство, федерация, таможенный, коллегия, суверенитет, долженствование, демократия, демобилизация, статус, статут, обеспечение, профессия, приговоров, референдум, рекламация, регистр, депозит, де-факто, идентификация, изобретение, интерпретация, компетенция, консенсус, коэффициент, лотерея, протест, недвижимость, происшествие, следственный, производство, ответчик, пенсия, протезирование, претензия, правы.
Задание 6. В приведенном ниже отрывке из обвинительной речи отметьте все интонационные переходы, паузы. Расскажите, какие средства создают впечатление беседы.