Дизайн как средство коммуникации между различными сферами, определяющими производство и потребление в современном мире

Коммуникативная функция дизайна заключается в определении параметров, особенностей внешнего вида (морфологии) объектов, соответствующих технологическим и экономическим возможностям их производителя, с одной стороны, и потребностям, вкусам, ожиданиям потенциальных потребителей (адресатов), с другой. Определяющее значение для успеха дизайн-деятельности имеет точное позиционирование разрабатываемых объектов на рынке и в социально-культурной среде.

Управление позиционированием на рынке, определение стратегий продвижения, и, в конечном итоге, обеспечение коммуникации производитель- потребитель - важнейшая социальная функция дизайна.

В современном мире происходит расширение понимания предмета дизайна. «Предмет дизайна расширяется до проектирования события, конструирования стилей жизни».

Появляется понятие «всепроникающий дизайн», который присутствует с нами повсюду: это и качество повседневных вещей, и телевизионная реклама, и масштабные политические процессы.

«Современный дизайн нужно рассматривать как способ существования, пронизывающий все области жизни: дизайн как процесс, оказывающий как деструктивное, так и конструктивное влияние.

Современный дизайн выступает не только как преобразующий окружающий мир, но и как преобразующий самого человека. Дизайн пронизывает все стороны жизни. Современный дизайн выступает не только как проектирование вещей, но как проектирование явлений и стилей существования человека и общества».

Дизайн должен учитывать и опираться «на научно-технические, экологические и политические знания».

Дизайн отличается как от чисто технической деятельности, так и от искусства качеством новизны, остроумия, неожиданности решений и подходов к вещам, предметам и ситуациям, конструируя их как-то по-другому.

Ряд других признаков может иметь параллели с иными областями деятельности.

1. Наиболее существенным признаком дизайна является решение дизайнерских задач методом компоновки.

2. Важным признаком дизайна является наличие осознанной цели.

3. Еще один признак дизайна, также сближающий его с конструированием - наличие исходных данных или прототипов.

4. Существенной особенностью дизайна по отношению к технологии является их тесное взаимодействие.

5. Связь с технологией определяет экономические особенности дизайна. Дизайн всегда связан с предварительным вложением средств.

6. Постоянная цель и особенность дизайна - в его заботе о человеке. Этот признак свойственен дизайну по определению, т.е. в силу самой его сущности.

7. Дизайну присуща восприимчивость к эстетическим категориям.

8. Результатом дизайнерской деятельности являются социальные последствия, как правило, заранее непредсказуемые.

9. Важнейшим признаком дизайна является соединение пользы и красоты. Речь идет именно о первой составляющей - о пользе. Достижение пользы выступает обычно главной целью дизайнерской модернизации любого объекта. Критерий пользы, как правило, выступает в дизайне в обличии «удобства» и «комфорта».

10. Как и искусство, дизайн воздействует на человека, воспитывает его вкус, но его воспитательная роль не ограничивается вкусом. Дизайн показывает, как можно сделать изделие, интерьер, костюм, ситуацию удобнее, комфортнее, более приспособленной к человеку. Цель дизайна есть воспитание, а значит, и формирование личности.

Дизайн - проектирование материальных объектов и жизненных ситуаций на основе метода компоновки при необходимом использовании данных науки с целью придания результатам проектирования эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом. Это определяет наличие присущих дизайну социальных последствий, проявляющихся, в том числе, и в формировании личности.

Термином «дизайн» могут обозначаться собственно проект, процесс проектирования и его результат - осуществленный проект.

Объектами и материей дизайна в современном обновляющемся обществе все в большей степени становятся информатика, компьютеры, биотехнологии, социальные процессы.

«Современный дизайнер не может работать без знания основ экономики, производства, социологии, не говоря уже о таких отраслях знания, как эргономика или тенденция развития техники. С другой стороны, объем информации в каждой из этих отраслей настолько велик, что дизайнер не может, конечно, овладеть им в достаточной мере. Поэтому важно, чтобы он, работая со специалистами разного профиля (конструкторами, технологами, эргономистами, социологами и т.п.), мог знать хотя бы основы их профессионального языка, так как только при этом условии возможно соединение в целостной структуре и гармоничной форме всех общественно необходимых свойств проектируемого объекта, к чему и стремится дизайнер.

Для человека, живущего в современном мире, необходимо сформировать новое мышление, помогающее выжить в условиях все увеличивающейся свободы — мышление экологическое, реалистическое и вместе с тем открытое переменам. Быть таким художником в современном мире — значит выступать в нескольких ипостасях: художника, проектировщика, профессионала-ремесленника, т.е. современного дизайнера с эко­логическим, сберегающим, реалистическим сознанием. Такой дизайнер вдумывается в конкретную ситуацию, в контекст, сознает неабсолютность ситуаций, проектных ориентации».

«Открытый» — значит ничем не стесненный, доступный. Открытое проектирование — это принципиально новый, ясно сознающий свои цели и задачи тип профессионального мышления предполагающего не только традиционную для проектирования возможность воздействия на окружающую среду, но и необходимость собственных изменений в зависимости от ее реакций».

Схема 4. Дизайн в системе производство-рынок-потребление


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: