К процессам проектирования услуги входит разработка ее на базе краткого описания как технических условий на услугу, так и технических условий на ее предоставлению и управлению качеством, с отражением особенностей организации (т.е. задач политики и расходов).
Технические условия на услугу устанавливают содержание предоставляемой, в то время, как технические условия на предоставление услуги устанавливают средства и методы ее предоставления, а технические условия на управление качеством устанавливают методы оценки характеристик услуги и ее предоставления, а также управления ими.
Все три вида разработок: технические условия на услугу, технические условия на предоставление услуги и технические условия на управление качеством - взаимосвязаны и в ходе всего процесса проектирования взаимно согласуются. Диаграммы удобны средствами отображения всех видов работ, их связей и всех видов взаимозависимостей. Принципы управления качеством следует применять и к самому процессу проектирования.
|
|
Руководство должно распределить обязанности по проектированию услуги и обеспечить ознакомление всех, кто участвует в проектировании, с их обязанностями по обеспечению качества услуги. Предупреждение недостатков услуги на этом этапе является более дешевым, чем их устранения при предоставлении услуги.
Обязанности по проектированию должны включать:
планирование, подготовку, утверждение, сопровождение и контроль технических условий на услугу, технических условий на предоставление услуги и технических условий на управление качеством;
определение перечня продукции и услуг, которые необходимо закупить для обеспечения процесса предоставления услуги;
проведения анализа проекта на каждой стадии процесса проектирования;
проверка того, что процесс предоставления услуги, в том виде, в котором он реализован на практике, отвечает краткому описанию технических требований к услуге;
проведения в случае необходимости изменений в технических условиях на услугу, технических условиях на предоставление услуги и технических условиях на управление качеством по результатам обратной связи или по другим причинам.
При разработке технических требований на услугу, технических требований на предоставление услуги и технических условий на управление качеством важны следующие процессы:
запланировать колебания спроса на услугу;
провести анализ, который позволяет предвидеть последствия возможных систематических и случайных отказов услуги, которые не поддаются контролю со стороны поставщика;
разработать планы на случай непредвиденных расходов, связанных с услугой.
|
|
Технические условия на услугу должны содержать полное и точное изложение предоставляемой:
четкое описание характеристик услуги, которые оцениваются потребителем;
норму приемлемости для каждой характеристики.
Технические условия на предоставление услуги должны содержать методики предоставления услуги, описывающие методы, используемые в процессе предоставления услуги и включают:
четкое описание характеристик предоставления услуги, от которых напрямую зависит уровень ее выполнения;
нормы приемлемости для каждой характеристики предоставления услуги;
требования к ресурсам с детальным указанием типов и количества оборудования и вспомогательных средств, необходимых для выполнения услуги в соответствии с техническими условиями на нее;
необходимую численность и квалификацию персонала;
ответственность субподрядчиков за продукцию и услуги, предоставляемых ими.
Технические условия на предоставление услуги должны учитывать цель, политику и возможности организации, которая предоставляет услуги, а также любые требования в области охраны здоровья, безопасности, окружающей среды и другие законодательные требования.
При проектировании процессов предоставления услуг необходимо удобно распределять процессы на отдельные рабочие этапы с составлением методик, описывающих их реализацию на каждом таком этапе работы. Особое внимание должно уделяться взаимосвязям между отдельными рабочими этапами. Примерами рабочих этапов являются:
предоставление информации об услугах, предлагаемых потребителю;
принятия заказа;
подготовка к выполнению и предоставления услуги;
выписки счетов и взыскания платежей за услугу.
При таком распределении можно пользоваться подробными диаграммами процесса предоставления услуги. Содержание, последовательность и продолжительность рабочих этапов могут варьироваться в зависимости от конкретной услуги.
Закуплены продукция и услуги могут быть решающими факторами качества, стоимости, эффективности и надежности услуг, предоставляемых организацией, оказывающей услуги. Планировать, контролировать и проверять закупку продукции и услуг следует на том же уровне, что и другие виды внутренней деятельности. Организация, которая предоставляет услуги, должна установить рабочие отношения с субподрядчиком, наладив и обратная связь. Это позволит придерживаться программы постоянного повышения качества и оперативно решать все спорные вопросы по качеству, а то и вообще избегать их. Требования к поставке должны предусматривать, как минимум:
заказах на поставку в виде описаний или спецификаций;
выбор квалифицированных субподрядчиков;
согласование требований к качеству и требований к ее обеспечению;
согласования методов обеспечения и проверки качества;
порядок решения спорных вопросов по качеству;
средства контроля продукции и услуг, поступающих;
протоколы качества продукции и услуг, поступающих.
При выборе субподрядчика организация, которая предоставляет услуги, должна принять во внимание:
результаты оценки непосредственно субподрядчика, его возможностей и необходимых для обеспечения качества элементов его системы качества;
оценивания образцов продукции, поставляемой субподрядчик;
статистику отношений с определенным субподрядчиком или аналогичными субподрядчиками;
результаты проверки аналогичных субподрядчиков;
опыт других субподрядчиков.
При закупке продукции или услуг рекомендуется следовать рекомендациям стандартов ДСТУ ISO 9000.
Предоставляя оборудование в пользование потребителю, организация, которая предоставляет услуги, несет ответственность за его соответствие назначению и наличие необходимых письменных инструкций по его эксплуатации.
|
|
В случае необходимости организация, которая предоставляет услуги, должна идентифицировать и зарегистрировать источник любой продукции, входящей в состав услуги, которая им предоставляется, назначив ответственных за проверку услуги и другие действия, связанные с процессом предоставления услуги, для того, чтобы обеспечить ее прослеживаемость в случаях выявления несоответствия требованиям, поступления претензий от потребителей и привлечения организации к ответственности за неудовлетворительное качество услуги.
Организация, которая предоставляет услуги, должна наладить эффективный контроль за погрузочно - разгрузочными работами, связанными с имуществом потребителей, за которое оно несет ответственность в процессе оказания услуги, а также за его хранение, упаковка, доставку и целостность.
Управление качеством следует рассматривать как неотъемлемую составляющую связанных с выполнением услуги процессов - маркетинга, проектирования и предоставления услуги. Разработаны технические условия на управление качеством должны предусматривать эффективное управление каждым таким процессом для того, чтобы услуги всегда соответствовали своим техническим условиям и удовлетворяли потребителя.
Проектирование управления качеством включает:
определение ключевых видов деятельности в рамках каждого процесса, которые существенно влияют на выполнение указанных услуг;
анализ ключевых видов деятельности с целью отбора тех характеристик, измерение и контроль которых обеспечивают качество услуги;
определение методов оценки отобранных характеристик;
определение способов влияния на эти характеристики или управления ими в заданных пределах.
Применение принципов управления качеством в процесс оказания услуг может быть проиллюстрировано на следующем примере услуг ресторана Для услуг ресторана ключевого вид деятельности можно принять приготовления блюда и то, как от него зависит своевременность обслуживания клиента.
|
|
Характеристикой такой деятельности, которая подлежит измерению, может быть потрачен на приготовление компонентов блюда время. Как метод оценки этой характеристики, можно применить избирательный хронометраж времени, затрачиваемого на приготовление и подачи блюда. А за счет рационального размещения персонала и исходного сырья можно, чтобы такая характеристика выполнения услуги, как своевременность обслуживания, находилась в заданных пределах.
После завершения каждого этапа проектирования услуги должно проводиться официально оформляемый документами анализ его результатов на соответствие коротком описании услуги.
В конце каждого этапа проектирования следует проводить анализ проделанной работы для того, чтобы обеспечить выполнение требований:
пунктов технических условий на услугу, касающиеся удовлетворения потребностей потребителей;
пунктов технических условий на предоставление услуги, касающиеся требований к услуге;
пунктов технических условий на управление качеством, касающиеся управления процессами, связанными с выполнением услуги.
Каждый такой анализ проекта должен проводиться с участием представителей всех подразделений, функции которых влияют на качество услуги, в зависимости от конкретного этапа. Анализируя проект, необходимо выявлять и запрогнозуваты возможные узкие места и несоответствия и инициировать меры, обеспечивающие:
соответствие определенных технических условий на услугу и технических условий на предоставление услуги требованиям потребителей;
адекватность технических условий на управление качеством с точки зрения наличия в них точных данных о качестве предоставляемой.
Новые и измененные услуги и процессы их предоставления должны подлежать утверждению, удостоверяющий окончание их разработки и способность услуги удовлетворять потребности потребителей как в ожидаемых, так и в неблагоприятных условиях. Процедура утверждения должна быть определена, запланирована и проведена до начала предоставления услуги. Результаты утверждения оформляются документально.
До начала предоставления услуги необходимо проверить выполнение следующих положений:
услуга согласуется с требованиями потребителей;
процесс предоставления услуги полностью отработанным;
обеспечены необходимые ресурсы для выполнения обязательств по ус-луге, в частности материальные и человеческие ресурсы;
услуга соответствует действующим сводом правил, стандартов, чертежам и техническим условиям;
подготовлена информация по пользованию услугой, предоставляемой потребителям.
Следует периодически проводить процедуры переутверждению услуги, которые позволяют убедиться в том, что услуга продолжает удовлетворять требования потребителя и соответствует своим техническим условиям, а также продолжает выявлять резервы повышения качества предоставления услуги и управления ею.
Процедуру переутверждению следует планировать и оформлять документально, при этом необходимо учитывать фактический опыт предоставления услуги, влияние внесенных в услуги и соответствующих процессов изменений, адекватности методик, инструкций, постановлений и предложений об изменении.
Технические условия на услугу, технические условия на предоставление услуги и технические условия на управление качеством являются основными документами на услугу. Они подлежат изменению только в случае наличия весомой основания и после надлежащего рассмотрения.
Управление внесением изменений в проект заключается в документальном оформлении изменений к требованиям и методик и их проведении после утверждения и введении в действие начальных технических условий. Такое управление должно обеспечивать:
определения необходимости изменения, проверку таких данных и их предоставление для анализа и перепроектирования соответствующей части услуги;
надлежащее планирование, документальное оформление, утверждение, внедрение и регистрации изменений, вносимых в технические условия;
участие в рассмотрении и утверждении изменений представителями тех подразделений, которых эти изменения касаются;
оценку влияния изменений, с целью подтверждения того, что они дают ожидаемый результат и не снижают качества услуги;
уведомления потребителей в случае, если изменения, вносимые в проект, касающиеся характеристик и уровня выполнения услуги