Вопрос № 12

Понятие морфологии, основные виды морфологического анализа, представления о процессах формообразования, художественная и технологическая формы, взаимосвязи формы и конструкции, морфологические направления в дизайн-проектировании

Морфология

Строение, структура формы изделия, организованная в соответствии с его функцией, материалом и способом изготовления, воплощающими замысел дизайнера.

Морфологический анализ – анализ внешнего вида и строения, выражение значений в пределах одной вещи.

В философии дизайна и в философии вещи существенное значение имеет понятие – «форма». Создание вещей – процесс возникновения новых форм в соответствии с замыслом человека. Только будучи материально воплощенным, дизайнерский проект реализует себя, становится достоянием культуры, обретает смысл.

По Аристотелю. Форма – это природа вещи, сказывающаяся, в том числе и во внешних проявлениях, а так же причина существования вещи. Без формы вещь осталась бы неопределенной и аморфным, целостным и слитым. Вещь, рождаясь из материи, отделяет себя от нее, оказывается чем-то самостоятельным и получает свои качества благодаря форме.
Если форма – причина существования вещи, то она связана с началом и концом этого существования во времени и пространстве. Форма представляет собой границу вещи – то, что и где она есть. Форма выступает границей между данной вещью и остальным миром, она очерчивает пределы существования, обозначает место. Граница двойственна, поскольку постижима и глазам и рукой, и разумом.
Материя трактуется античностью как переходящая и конечная, форма – как существенная и абсолютная. Поэтому для Аристотеля бесспорен тезис о примате формы над материей.
Определение формы как причины существования наводит на мысль об органичности связей всех элементов и частей. Вещь не возникает до тех пор, пока в процессе изготовления форма не соберет эти части воедино. (Книга не станет книгой, если есть только текст, иллюстрации и шрифт. Говорит о ней как о форме можно, начиная с момента достижения целостности). Напротив, конец существования вещи связан с разрушением этих связей. Начало имеет четкий критерий – органическую целостность.

Для дизайна имеет значение то, что говорится в трактате Аристотеля «Физика» о природных, естественных формах, имеющих в себе особенность к изменению, и формы искусственные – не способных к изменению или состоят из смешения «природных тел».
Дизайнер проектирует завершенные формы, не способные к самостоятельным видоизменениям. При этом в первую очередь он должен учитывать, что форма соответствует сущности предмета: по форме мы понимаем его специфичность и отличие от других вещей. (догадаться, что вилка – предмет, с помощью которого едят, то есть понять ее сущность, назначение именно по форме).
Сущность сказывается на многообразном проявлении вещи. (стул может быть подставкой для цветка, запором для двери или пулеметом в детской игре, но всегда способен быть использован по назначению, пока не утратит формы (когда им будут топить печь, он перейдет в качественно новое состояние). Наличие формы приводит к тому, что вещь оказывается относительно устойчива в своем индивидуальном бытие. Форма задает и систему устойчивых внешних связей предмета. Если эти два требования соблюдены, то формой может считаться не только единичная вещь, но и синтетичное единство нескольких вещей – ансамбль, интерьер, коллекция. Соответственно, все проективные и смысловые характеристики будут применимы к этой, большей, форме, как к чему-то неразрывному, единому целому.

Каждая форма существует в цепочке превращений в более сложную. Чем полнее подход дизайнера, тем больше он учитывает возможность включения единичной вещи в некоторую систему – коллекцию, интерьер, ландшафт.

Форма и материя.
Форма – причина существования вещи. Форма демонстрирует связь данной вещи с другими вещами и человеком, выявляя в отношениях с ними ее свойства и качества. Анализируя эти связи дизайнер способен предоставить возможные изменения. Каждая вещь предоставляет собой единство формы и материи. Материя –это то, из чего состоит данная вещь, форма – это вид, который придается данной материи…..
Форма в дизайне – это:
- объективация всего объема информации о человеке-создателе.
- способ реализации замысла, она способна воплотить идею.
- способ организации вещества, без которых не возникает предмет.
- материализация сущности этого предмета. Чем более адекватна форма, тем естественнее будет освоен предмет, становясь вещью.
- способ коммуникации создателя и пользователя вещи.
Этот текст составлен из книги Быстровой Т.Ю., но если вкратце, то:
- форма – это выражение идеи, она не рождается сама собой, ф. – это реализация цели.
- целое,
- логичное (идея дает логику),
- эстетическое целое.
- Если материя помешала реализации идеи, то форма некрасива.
- Гармония понимается, как внутренняя соразмерность формы.
- Мера, как степень проявленности замысла (отрицание декора, излишеств).
- Декор, как сверх меры.
- Красота осмысляется, когда она интеллектуально насыщена.
- Если Мы находим мысль, которая рождает эту форму, то это ЭСТЕТИКА,
- По Аристотелю форма – это органичное целое, она подвижная, трансформирующаяся.
- В орган. целом малое и большое существует по единым законам:
- Большое складывается из малого – малое обуславливается большим
- это логика организма.
- Форма – это назначение вещи.
- Функция – это более узкий термин, потому что она предполагает расчленение целого на части.


Назначение.
Функция.

- Морфология – это форма вещи, как комплексная система организованная в соответствии с ее функциями. Важно разделить деятельности на этапы, и решить где к форме вещи обращаются.
- Изучение аналогов – это снятие внешней оболочки, распознание ситуации.
Пример: разработки полувещь-полусреда (Коломбо. Кухня-шкаф)
- Оценивается существующую морфология критически, что бы создать новизну.
- Требуется осознанное использование не в чистом виде, а стилизованно, с добавлением новых материалов и технологий

Вопрос №13. (взяла полностью из прошлогодних ответов)

Понятие образа в искусстве и дизайне. Отличие проектного образа от художественного. Различные подходы к созданию проектного образа (на примере творчества ведущих дизайнеров). Творческие концепции и стили в дизайне.

Ответ:

Эту тему желательно раскрыть на примере творчества известных вам художников и дизайнеров

Обратив внимание на следующие моменты:

1. Художественный образ (образ в искусстве) возникает как результат личностного самовыражения и воплощается в произведении искусства при помощи авторских средств, техник и выразительных приемов, которые становятся неотъемлемой частью произведения. Художественный образ – это остро-личностный ответ на события и явления окружающего художника мира, своего рода «крик души», хотя его

«сила и тональность» может быть и тонкой, интимной, понятной только узкому кругу ценителей. Именно поэтому считается, что настоящий художник не работает «на заказ» - вы можете купить только готовое произведение, или «спонсировать» работу по определенной тематике.

2. Проектный образ строится на основе творческого переосмысления проектировщиком ситуации заказчика, он ориентирован на реализацию для конкретной группы адресатов за счет средств заказчика.

Зачастую проектный образ является продуктом креативной работы группы специалистов и по сути дела совпадает с понятием «концепция» или используют как основу определенный «стиль», «тренд». Для графического дизайна характерен этап выработки «визуальной концепции», на основе которой создаются и оцениваются дальнейшие конкретные проектные решения.

3. В дизайне работа над образом может успешно сочетать художественные и концептуальные подходы: на определенном этапе, после выработки общей концепции, к работе привлекаются известные авторским стилем или техникой художники, чьи произведения используются как основа для проектных решений в айдентике, интерьерах, дизайне виртуальных пространств и мультимедиа. Примером такой организации работ могут служить признанные шедевры кинематографа – фильмы о будущем (Звездные войны, Аватар) и компьютерные игры. Произведения современного искусства часто используются как доминанта или акцент в современных общественных и элитных интерьерах.

Будьте готовы к тому, что вас спросят об образе в отношении вашего дипломного проекта. Постарайтесь заранее «отточить» формулировки – на чем основана ваша визуальная концепция, к какому стилю ее можно отнести (если она не уникальна на 100%), какие культурные явления, тенденции повлияли на ваше видение,

В чем главные особенности, отличия и новизна ваших предложений по отношению к известным аналогам и конкурентам?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: