Вопрос № 15

Эргономические принципы дизайн-проектирования. Основные положения инженерной психологии при проектировании рабочих мест, жилых и общественных пространств, товаров массового потребления, одежды, объектов графического дизайна.

используются не только на производстве, но также в быту, в спорте и даже в искусстве.

Понятие эргономики -Еrgо (греч. работа) + nomos (закон) — научная дисциплина, комплексно изучая функциональные возможности человека в трудовых и бытовых процессах, выявляющая закономерности создания оптимальных условий высокоэффективной жизнедеятельности и высокопроизводительного труда.

Эргономика возникла в связи с усложнением технических средств и условий функционирования в современном производстве, существенным изменением трудовой деятельности человека, в которой оказалось, синтезировано множество трудовых функций. Поэтому она формировалась на стыке многих наук - от психологии, гигиены и анатомии до ряда технических дисциплин.

Научно-технический прогресс со всей остротой поставил проблему человека и машины. Благодаря развитию орудий труда возможности человека расширяются, но орудия труда зачастую оказываются настолько сложными (структурно и функционально) и нерационально сконструированными, что ими становится трудно пользоваться. В результате возникла задача согласования конструкций машин и условий их функционирования в конкретном производстве с психофизиологическими характеристиками работающего человека. Иными словами, машина должна быть удобной во всех отношениях для обслуживающего ее человека. Предметом научного исследования в области трудовой деятельности становится не техника сама по себе и не только человек как субъект производства, но и согласование его физических и психических возможностей, ряда социальных качеств со свойствами современных технических систем.

Предметом эргономики как науки является изучение системных закономерностей взаимодействия человека (группы людей) с техническими средствами, объектом деятельности и средой в процессе достижения цели деятельности или при специальной подготовке к ее выполнению в трудовой и досуговой сферах.

Цель эргономики - повышение эффективности и качества деятельности человека в системе «человек—машина—объект деятельности—среда» (сокращенно «человек-машина-среда») при одновременном сохранении здоровья человека и создании предпосылок для развития его личности.

Рассматривая человека, машину, предмет деятельности и среду как единую систему, специалист в области эргоно­мики изучает проблемы оптимального распределения и согласования функций между человеком и машиной, а так­же внутри трудового коллектива, проектирует процесс деятельности, обосновывает оптимальные требования к ее средствам и условиям и разрабатывает методы их учета при создании и эксплуатации изделий.

Объектом исследования в эргономике является система* «человек — машина — среда», т.е. исследуются взаимосвязи человека с предметным миром в процессе трудовой и других видов деятельности. Но могут рассматриваться и другие системы, например, система взаимодействия людей в производственном или ином коллективе.

Современная эргономика подразделяется на микроэргономику, мидиэргономику и макроэргономику

Ми́кроэргономика (иногда её неверно упоминают как миниэргономику) занимается исследованием и проектированием систем «человек — машина». В частности, проектирование интерфейсов программных продуктов находится в ведении микроэргономики.

Ми́диэргономика занимается изучением и проектированием систем «человек — коллектив», «коллектив — организация», «коллектив — машина», «человек — сеть». Именно мидиэргономика исследует производственные взаимодействия на уровне рабочих мест и производственных задач. К ведению мидиэргономики, в частности, относится проектирование структуры организации и помещений; планирование и установление расписания работ; гигиена и безопасность труда.

Ма́кроэргономика исследует и проектирует более общие системы, такие как «человек — общество», «организация — система организаций».

Система - сочетание взаимодействуют факторов, компонентов, объединена определенной единой цель», системность - свойство системы.

Задачей эргономики как сферы практической деятельности является проектирование и совершенствование процессов (способов, алгоритмов, приемов) выполнения деятельности и способов специальной подготовки (обучения, тренировки, адаптации) к ней, а также тех характеристик средств и условий, которые непосредственно влияют на эффективность и качество деятельности и психофизиологическое состояние человека.

Эргономические требования - это требования, которые предъявляются к системе «человек —машина — среда» в целях оптимизации деятельности человека-оператора с учетом его социально-психологических, психофизиологических, психологических, антропологических, физиологических и других объективных характеристик и возможностей. Эргономические требования являются основой при формировании конструкции машины, дизайнерской разработке пространственно-композиционных решений системы в целом и отдельных ее элементов.

Машина или инструмент деятельности (изделие, предмет) в эргономике - любое техническое устройство, предназначенное для целенаправленного изменения материи, энергии, информации и пр. Понятие «машина» может означать как самые простые орудия (нож, молоток и т.п.) так и сложные — станки, ЭВМ или космические корабли.

Виды совместимости среды «человек-машина»

Антропометрическая совместимость — учёт размеров тела человека, возможности обзора внешнего пространства, положения оператора при работе.

Сенсомоторная совместимость — учёт скорости моторных операций человека и его сенсорных реакций на различные виды раздражителей.

Энергетическая совместимость — учёт силовых возможностей человека при определении усилий, прилагаемых к органам управления.

Психофизиологическая совместимость — учёт реакции человека на цвет, цветовую гамму, частотный диапазон подаваемых сигналов, форму и другие эстетические параметры машины.

Человек-оператор - любой человек, управляющий машиной: диспетчер аэропорта, рабочий-станочник, домохозяйка у плиты или с пылесосом и т.д. - для эргономиста все они являются операторами. Эргономика и ее методы в последнее время все шире используются "при проектировании не только технических устройств, но и архитектурных объектов, интерьеров, элементов их оборудования. Поэтому представляется целесообразным в этом случае вместо понятия «машина»** употреблять более обобщенные понятия «изделие», «предмет», а вместо термина «оператор» применять обозначения, подходящие данному действию, — “потребитель”, “зритель”

Эргономические свойства — это свойства изделий (машин, предметов или их совокупностей) которые проявляются в системе «человек—машина (предмет)—среда» в результате реализации эргономических требований.

Специфическими методами эргономики являются приемы многофакторных экспериментальных исследований системы «человек-машина», функционального и математи­ческого моделирования, анализа, проектирования и опти­мизации процессов, средств и условий деятельности в таких системах.

Эргономика не только изучает, но и проектирует целесо­образные варианты конкретных видов деятельности, свя­занных с использованием новой техники. На основе проек­та деятельности и в соответствии с целями создания систе­мы «человек—машина» формулируются эргономические требования к техническим средствам, к профессионально­му отбору, тренингу, обучению, к средствам и способам поддержания необходимой работоспособности.

Эргономика органично связана с дизайном, одной из главных целей которого является формирование гармоничной предметной среды, отвечающей материальным и духовным потребностям человека. При этом отрабатываются не только свойства внешнего вида предметов, но, главным образом, их структурные связи, которые придают системе функциональное и композиционное единство (с точки зрения как изготовителя, так и потребителя). Именно последнее обстоятельство позволяет рассматривать эргономику как естественнонаучную основу дизайна. В практическом плане учет человеческих факторов — неотъемлемая часть процесса дизайнерского проектирования.

Рабочее место — наименьшая целостная единица производства, жизнедеятельности, в котором присутствуют три основных элемента: предмет, средство и субъект труда (деятельности).

Рабочее место включает как основные, так и вспомогательные средства труда. Специфика

организации рабочего места зависит от характера решаемых задач и особенностей предметно-пространственного окружения.

Пространственные и размерные характеристики рабочего места должны быть достаточными для:

- размещения работающего человека с учетом рабочих движений и перемещений согласно функциональному процессу

- расположения средств управления в min-max пределах моторного пространства (по ширине, глубине, высоте)

- оптимального обзора источников визуальной информации;

- смены рабочей позы и рабочего.положения;

- свободного доступа к местам наладки, ремонта, осмотра

- рационального размещения основных и вспомогательных средств труд

ЗАДАЧИ ЭРГОДИЗАЙНА В СРЕДОВОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ

Главное — придание изделиям, технике свойств, необходимых для наиболее эффективного функционирования системы «человек — машина (предмет)» при минимальном расходе ресурсов человека (количество персонала, время профессиональной подготовки, вероятность профессиональных заболеваний или травм, уровень физиологического, психологического напряжения) и максимальной удовлетворенности содержанием и условиями жизнедеятельности (труда, отдыха и т.д.). Одновременно ведется разработка средств профессиональной подготовки и системы отбора профессионалов для работы с техникой.

С этой точки зрения эргономика средового проектирования имеет два вектора:

- обоснование и выработка «ограничений» (рекомендаций) по проектированию параметров средовых элементов и их сочетаний;

- генерирование в зоне, свободной от таких ограничений, новых вариантов размерных

показателей и их комбинаций, продиктованных не столько утилитарно-практическими,

сколько художественными соображениями.

Соответственно задачи эргодизайна среды делятся на следующие:

- типология элементов оборудования

- определение видов среды:

- оборудование отдельных видов среды

- оценка комплексного оборудования средовых объектов и систем

Обоснование формообразования чайника

При разработке новой конструкции внимание было сосредоточено на следующем:

• размер ручки, ее расположение относительно центра тяжести чайника, ее функциональны свойства, просвет между ней и чайником, угол наклона, минимизация теплопроводности чайника к ручке;

• размер отверстия носика чайника и его влияние на удобство разливания чая в чашки точность направления вытекающей струи, выход пара, положение нижнего конца носика по отношению к максимальному уровню воды, легкость протекания воды через носик;

• изменения центра тяжести чайника, когда его берут в руки, при разливании чая в чашки,

при переносе; размер дна и форма чайника, его устойчивость;

• обеспечение условий минимального разбрызгивания горячей воды, направление пара в сторону от ручки и отсутствие узких щелей для пара из носика или из-под крышки.

Аналогичным образом строится эргономическое формообразование других элементов этой группы, которая в свою очередь может расчленяться на отдельные подгруппы и их комбинации: посуда, инструменты, электротехническая и радиоаппаратура, спортинвентарь и т.д.

а) все они требуют места для своего размещения — специально предусмотренного или свободно перемещающегося в пространстве, т.е. необходимо, чтобы для них в среде были

предусмотрены некоторые емкости;

б) большинство рассчитаны на подключение к тем или иным сетям (телефонным, электрическим и т.д.) или требуют специфических условий эксплуатации (освещение и т.п.);

в) как правило, они образуют разного рода комбинации между собой или с другими формами средового оборудования, что заставляет рассматривать их эрго-дизайнерские качества в комплексе с этими формами - чайник и плита или чайник и кухонная мебель, телевизор, его подставка и расстояние от экрана до зрителя и т.п.

СРЕДСТВА И СИСТЕМЫ ВИЗУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Актуальность исследований и учета в проектной практике характеристик в проектной практике характеристик визуальной составляющей среды обитания обусловлена тем, что более 80% всей информации (сведений, знаний) в процессе жизнедеятельности человек получает благодаря зрительному анализу (глазам в сочетании с соответствующими участками головного мозга).

Рассматривая визуальную составляющую рукотворной среды обитания можно выделить в ней несколько условных слоев.

Первый слой, с которым имеют контакты практически все слои населения, образуют средства и системы визуальных коммуникаций в городских, сельских и прочих пространствах, на транспорте и т.д. Сюда входят вывески, рекламные установки, витрины магазинов, таблички с наименованиями улиц и номерами домов, указатели маршрутов транспорта, знаки дорожного движения и пр.

Второй слой — средства визуальных коммуникаций в пространствах зданий, интерьерах: указатели, пиктограммы, таблички, рекламные объявления, плакаты и другие средства информации. Системы пиктограмм, относящихся к элементам второго слоя, особенно те, которые могут использоваться как инструкция по эксплуатации автоматов (в частности, банковских, множительной техники, компьютеров), имеют ярко выраженный функциональный характер. Их высокая информативность обеспечивает общедоступность, легкость восприятия и понимания людьми разных национальностей.

Третий слойсвязан с эксплуатацией и оснащением производственного, офисного, бытового и прочего оборудования. Человек, эксплуатирующий это оборудование, или, пользуясь терминологией эргономики, человек-оператор, с помощью средств отображения (индикаторов различных типов и видов) получает сведения (данные), характеризующие параметры объектов управления, ход технологических процессов и т.д. непосредственно на рабочем месте или от переносных, передвижных изделий во время функциональных процессов и работы с ними.

Качество восприятия информации обусловлено, в первую очередь, характеристиками зрительного аппарата человека, пороговыми и др. значениями ощущений (формой поля зрения, видимым спектром, разрешающей способностью и т.п

Поле зрения обоими глазами (бинокулярное зрение) ограничено угловыми размерами и предельными расстояниями от глаза до наблюдаемого предмета при нормальной освещенности последнего. Точность восприятия изображения предмета зависит от того, под каким углом оно рассматривается. При рассматривании изображения сбоку допустимый обзор не должен превышать 45° к нормали экрана т.к. при больших углах изображение значительно искажается.

Эргономика в графическом дизайне ориентирована на процессы зрительного восприятия графических объектов, виртуальных пространств, мультимедиапродуктов. Важным аспектом эргономики в коммуникативных системах городской среды является обеспечение оптимальных условий коммуникации, например, между рекламодателями и целевой аудиторией или между владельцами и потребителями брэндов, корпоративной айдентики. Однако, поскольку графический дизайн работает не только с форматом, но и с содержанием коммуникации, большая часть эргономических требований часто не может быть выражена в формализованных требованиях (как это имеет место в дизайне предметов потребления и рабочего оборудования). Дизайнер график как правило руководствуется оценочными критериями, рекомендациями и личным опытом, главную роль в котором играет умение обеспечить нужный эмоциональный ответ адресной группы, что относится к психотехнике коммуникации больше чем к психофизиологии восприятия. Но если объект графического дизайна воспринимается пользователем продолжительно, периодически и в процессе напряженной, ответственной работы – требования психофизиологии должны быть учтены. Именно поэтому существуют ограничения различного характера на содержание рекламных сообщений и четко определены базовые требования к дизайну мультимедиа-продуктов.

В дизайне интерьеров важным является обеспечение психофизиологического комфорта потребителей, особенно в жилых средах. При проектировании общественных интерьеров (особенно торгово-развлекательного назначения) важен учет особенностей восприятия, коммуникации и поведения типичных представителей целевой аудитории и групп посетителей, в офисных интерьерах напрямую учитываются требования эргономики рабочих мест.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: