Особенности проектного мышления (критика, анализ, проблематизация, целеполагание, концептуализация, экспертная оценка и др.), их место в процессе дизайн-проектирования

Яркой иллюстрацией возможностей проектного воображения авторов может служить известный мультфильм про пластилиновую ворону. Меняющийся на глазах контекст происходящего с «вороной, а может быть, собакой, а может быть, коровой» не меняет смысла хорошо известного сюжета, подчеркивая универсальность ситуации и неизбежность конечного результата для глупого, самодовольного существа, кем бы оно ни было.

С проблемой включения проектного воображения сопряжена педагогическая проблема развития и формирования культуры восприятия действительности в рамках проектирования. Использование соответствующих диагностических процедур, владение исследовательскими умениями позволяют получать адекватное реальности первоначальное представление о сфере проектирования.

Особенности проектного мышления проявляются в умении промысливать будущее, используя для этого определенные процедуры. В частности, это касается структурирования и переструктурирования информации об объекте, о ситуации его развития, его внешних и внутренних связях, будущем состоянии. Есть несколько основополагающих типов проявления такого мышления. Среди характеристик, которые «отвечают» за порождение новых мыслей, идей, решений, особо выделяют латеральность, критичность, креативность, методологичность, проблемность мышления.

Латеральное (параллельное) мышление предназначено для генерирования неконкурирующих идей. Оно способно предлагать параллельно различные варианты решения практической задачи или теоретической проблемы, работая тем самым в режиме мозгового штурма. Включая латеральное мышление, участник проекта использует поступающую информацию не как самоценность, а как средство получения оптимального результата. Этому типу мышления могут быть свойственны ошибки, но в итоге оно ведет к правильному решению. Оно помогает усомниться в любом выводе, каким бы оправданным и обоснованным он ни казался.

Критическое мышление рационально и продуктивно. Его носитель способен к отстранению, отчуждению от ситуации, от авторитетных мнений. Критическое мышление тяготеет к оценивающей позиции, в которой необходимо выразить свое отношение к чему-либо и сформировать собственное суждение. Оно основано на сравнении и выборе наиболее целесообразных и продуктивных вариантов из уже имеющихся компонентов. Причем критичность в данном случае распространяется не только на оценку полученных данных, но и на собственную позицию, на состояние проектной готовности, на проектные действия.

Креативное (творческое, продуктивное, эвристическое) мышление отличает поисковое начало, способность генерировать идеи, создавать концепции, воспринимая явления и процессы окружающей действительности в необычных сочетаниях, с необычной стороны, в новом контексте. Для подобного типа мышления характерно стремление к поиску нестандартных подходов к решению проблемы, переживание удовольствия от самого процесса думания над проблемой. Если креативность мышления проявляется как способность порождать новые идеи, взгляды, подходы к известной проблеме, то проблемность характеризуется умением отыскивать и формулировать новые проблемы, а также распознавать их природу.

На практике участники проектирования сталкиваются с наличием разноуровневых проблем. Практические проблемы порождаются противоречием между наличием прикладной задачи и отсутствием способов ее решения. Научно-методические — связаны с противоречием между теоретическим замыслом организации деятельности и отсутствием надежных, продуктивных путей его осуществления. Теоретические проблемы возникают, когда в противоречие вступает понимание сущности явления (процесса) и форм ее проявления либо обнаруживается рассогласование самих сущностей (например, оказывается, что объект по-разному проявляет себя в разных контекстах или способы осуществления процесса противоречат объективной логике эффективного получения результата). Методологические проблемы отражают противоречия между предметом преобразования и методом его познания, между информацией о предмете и непониманием того, как ее использовать при взаимодействии с ним. Для решения каждого типа проблем требуется активизация различных способностей.

Проектное мышление носит методологический характер. Слово «методология» обычно пугает специалиста-практика, ибо он не улавливает смысла этого понятия. А смысл очень прост — «знание о способе», «осознание пути», «постижение метода», которым изучается и преобразовывается действительность, умение определить основания для деятельности, в данном случае проектной. Обозначив методологические основания, человек проявляет для себя содержательно-смысловые рамки возможных действий и их последствий. Методология предполагает процедуру осмысленного отбора центральных положений и ведущих идей, которыми мы пользуемся, принципов, которыми мы руководствуемся.

Характеристики и функциональное назначение методологического мышления многообразны (см. табл. 2).

Таблица 2. Характеристики и функциональное назначение методологического мышления

Функции Влияние на деятельность
Мировоззренческая Определяет общие концептуальные подходы и позицию в проектной деятельности
Исследовательская Обеспечивает самостоятельное получение знаний, необходимых для выработки стратегии и тактики реализации проекта, облегчает работу с источниками информации; дает возможность самостоятельного выхода за пределы известного знания, создает предпосылки к непрерывному самообразованию
Информационно-организующая Помогает систематизировать информацию на единой концептуальной основе, в единой логике; свертывать, хранить, передавать ее другим
Интегрирующая Позволяет обобщать, синтезировать знания об объекте проектирования из разных областей, обеспечивая выход на новый уровень осмысления теоретических и практических проблем
Прогностическая Обеспечивает опережающее видение ситуации проектирования, тех трудностей и противоречий, которые могут возникнуть в проектной деятельности
Ориентировочно-регулятивная Помогает в выработке целей и принципов проектной деятельности, определяет целенаправленность и устойчивость действий
Конструктивно-преобразующая Делает возможной коррекцию своих действий в проекте, позволяет осознанно совершенствовать ход проектирования
Поисково-эвристическая Обеспечивает выдвижение новых проблем
Оценочно-селективная Позволяет выработать критерии и показатели оценки проектных продуктов

Специфика дизайн-деятельности, отражен­ная в основных категориях профессионального мышления дизайнера - «образ», «функция», «морфология», «техно­логия» - и в их особом, профессионально-дизайнерском содержании, проявляет себя в конкретных целях, реализу­емых в процессе проектирования объекта.

Цели дизайнерского проекта структурированы категори­ями «образ», «функция», «морфология», «технология». Эта структура целей дизайн-проекта предполагает соот­ветствующую структуру самого дизайн-процесса: цели должны найти адекватное выражение в процессе.

Аспекты дизайн-процесса

Базисом про­ектной деятельности является технологическое, морфоло­гическое и функциональное проектирование. Специфика дизайн-деятельности, включающей в себя эти три элемен­та, определяется также художественно-образным проектирова­нием. Технологическое, морфологическое, функциональ­ное и художественно-образное проектирование в дизайне выступают единым блоком. Включение этих элементов в дизайн не подменяет специализированных форм проектирования - кон­структорского, технологического и пр.

Важно подчеркнуть, что технологическое, морфологичес­кое, функциональное и художественно-образное проекти­рование не автономные процессы - процесс един, цело­стен. Различение этих аспектов носит методический ха­рактер и основано на различении целей проектирования. Тот или иной аспект может преобладать над другими как в работе в целом, так и на отдельных ее этапах, но все они сведены в общий дизайн-процесс. Так, сосредоточив вни­мание на художественной проблематике, дизайнер основы­вается на определенной функции вещи; в свою очередь образ и функция материализуются в морфологии; наконец, никакое морфологическое решение не мыслимо вне материала и технологии - последние выступают по от­ношению к нему в роли своего рода языка, палитры средств.

Механизм дизайн-процесса

Для того чтобы объект и субъект пришли во взаимо­действие и процесс проектирования состоялся, необходи­мо наличие трех исходных установок субъекта:

- познавательной;

- критической (ценностной);

- преобразовательной (творческой, проектной).

Познавательная установка направляет дизайнера к изуче­нию, познанию объекта (социально-культурной ситуа­ции).

Критическая установка - к переосмыслению объекта (ситуации), к выявлению его негативных сторон, она обе­спечивает ценностное отношение дизайнера к объекту, за­дает идеал и способствует формированию проблемы и целей проектирования.

Преобразовательная установка при­водит в движение творческий потенциал дизайнера, акту­ализирует его способность переформирования объек­та.

Этапы дизайн-процесса

В последовательном развитии дизайн-процесса та или дру­гая позиция дизайнера становится в определенный момент доминирующей. Этой сменой доминанты дизайн-процесс структурируется по этапам.

Типизация дизайн-процесса по этапам находит выраже­ние и оформление в различных нормативных материалах: стандартах, инструкциях, методиках. Эти материалы отражают представление о дизайн-процессе как о последо­вательном выполнении типизированных этапов со своими задачами и результатами - так называемое норматив­ное представление.

Нормативами определены следующие стадии разработки ди­зайн-проектов.

Первая стадия - проведение предпроектных исследований и раз­работка дизайнерской документации техни­ческих предложений.

При этом предусмотрено выполнение следующих работ:

- сбор, обработка и анализ исходных данных для проектирова­ния: изучение прототипов и аналогов (в т.ч., при необходимости, их экспертиза), технической и патентной информации, технологии производства, условий потребления (эксплуатации) проектируемого изделия, формулирование проектной концепции и задач;

- разработка и обоснование проектных требований и эргономики к изделию, упаковке, графическим элементам и това­росопроводительной документации;

- разработка дизайнерских предложений (в графических изображениях и поисковых макетах);

- выбор основного варианта дизайнерского предложения;

- составление отчета о проведенных предпроектных исследова­ниях и дизайнерских предложениях;

- согласование дизайнерской документации и уточнение технического задания на разработку дизайн-проекта.

Вторая стадия - разработка дизайнерской документации эскизного проекта. При этом предусмотрено выполнение следующих работ:

- проработка вариантов объемно-пластического и цветофактурного решений;

- разработка и обоснование эргономического решения;

- выбор конструкционных и защитно-декоративных материалов и технологии отделки;

- разработка чертежей и дизайнерских моде­лей;

- выбор основного варианта дизайнерского, эргономического и цветофактурного решений;

- составление пояснительной записки;

- согласование дизайнерской документации.

Третья стадия - разработка ХКД технического проекта. При этом предусмотрено выполнение следующих работ:

- окончательная проработка принятого варианта дизайнерского решения;

- разработка эргономической; схемы;

- выполнение оригиналов графических элементов;

- выполнение 3D макета (макет­ного образца);

- составление карты цветофактурного решения;

- дизайнерская экспертиза проектного вари­анта изделия;

- составление пояснительной записки (обоснование проектного решения, включая социально-экономическое обоснование и обоснование латентной чистоты дизайнерского и эргономического решений, вариантов цветофактурного решения и выбора декоративно-конструкционных материалов и технологии отделки);

- согласование дизайнерской документации с заказчиком.

Разработка дизайн-концепции

Разработка дизайн-концепции - центральный этап во всем процессе разработки дизайн-проекта.

Дизайн-концепция - это замысел дизайн-проекта, обобщенно и конструктивно излагающий идею решения актуальной, научно обоснованной проблемы и пути достижения поставленных целей.

В структуру дизайн-концепции входят следующие смыс­ловые блоки:

- профессиональная идеология, определяю­щая ценностные ориентации дизайн-проекта, задаю­щая художественный идеал проектируемого объекта и культурные образцы-носители художественной про­граммы формообразования системного объекта;

- система принципов дизайнерского проектирования объекта;

- принципиальная проектная модель - образ объекта, представляющая собой конкретизацию типологических и классификационных моделирующих пространств;

- предварительное социально-экономическое обоснова­ние эффективности решения проблемы.

В промышленном дизайне выстраивают послойную иерархию проектной концепции.

В основе расположены проектные проблемы, которые отражают объективно существующие противоречия, лежащие в области социо-культурных отношений общества.

Выводы, сделанные по результатам проектного анализа, формулируются как проектные задачи, указывающие направление действия дизайнера. Важно, отметить специфику проектных задач в зависимости от:

- вида (жанра) дизайна,

- объекта проектирования,

- типа выполняемых проектных работ,

- специфических профессиональных целей проектировщика.

Проектные требования отражают объективные ограничения, существующие в реальной предпроектной ситуации.

В основе дизайн-концепции лежит принцип проектных классификаций: общих и частных (инструментальных).

Одна из наиболее общих классификаций, используемых в практике дизайна, - классификация объектов по сферам их назначения. Она применяется на самых начальных ста­диях проектирования: при постановке проектных задач и определении общей стратегии проектной работы. Каждая из основных сфер назначения - производства, массового обслуживания, индивидуального (личного) по­требления - задает свои целевые требования к вещи, в ка­ждой из них вещь предстает как результат достижения этих целей. Попеременно занимая точку зрения произ­водства, потребления и сферы массового обслуживания, дизайнер изменяет зависимости между целевыми требова­ниями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: