Вопрос № 14 Экономическая основа дизайна

Экономические основы дизайна. Дизайн в системе маркетинга. Ориентация дизайна на систему потребления: типологии потребителей и проблемы ассортимента. Понятие и принципы построения фирменного стиля.

Экономическая основа дизайна – успешное позиционирование и продвижение товаров, услуг и других реализованных разработок на соответствующих рынках за счет их инновационных преимуществ.

Поэтому развитие дизайна предполагает развитый, цивилизованный рынок и конкуренцию производителей, обладающих ресурсами для внедрения инноваций. Именно там, где складываются эти условия, дизайн становится главной движущей силой, «мотором» экономического роста.

Для того, чтобы инновации были востребованы потребителем, необходим постоянный мониторинг моды, трендов и тенденций в культурном пространстве конкретной целевой аудитории и оценка возможностей по «захвату» близких групп потенциальных потребителей. Этим занимается маркетинг как наука об организации и управлении рынками. Главный инструмент маркетологов – создание и постоянное совершенствование типологий потребителей* и систем ассортимента продукции. А цивилизованном рынке именно маркетолог инициирует инновации и ситуацию заказа на новый дизайн, ориентируясь на динамику рынка. Сочетание тенденции к резкому изменению в структуре спроса на товар и возможность реализовать ее на новой технологической основе – наилучшая ситуация для дизайна. Именно с этим связано большинство «стилевых» и морфологических «революций» в дизайне – мобильный стиль в электронике, постмодернистское «буйство» формопластики и цвета в бытовых предметах, мебели и интерьерах, строгое достоинство современных элитных интерьеров, проявляющее свою элитность и эксклюзивность в основном через материал, фактуру, детали.

Дизайн фирменного стиля, как особая деятельность внутри дизайна, в наше время достаточно серьезно дифференциирован по типу проектных задач. Можно выделить следующие его разновидности:

- айдентика* товаров и услуг, создание и управление товарными брэндами;

- корпоративный стиль, имидж предприятия, организации, социально-культурного института, общественной инициативы;

- промо-имидж, рекламня кампания, дизайн-сопровождение акции или мероприятия;

- визуальный стиль и продвижение художественной, творческой группы или личности (т. наз. «раскрутка»);

- политическая реклама и пиар-кампании.

Основы проектирования стиля лежат в принципах системного подхода (см. вопрос 7)

Главные из них:

- построение общей структуры объекта разработки на основе функциональных требований, поставленных целей и стратегии продвижения;

- определение базовых констант – «сквозных решений» - элементов, принципов компоновки, обеспечивающих единство образа и узнаваемость стиля;

- реализация стиля на всем многообразии форматов, определенных стратегией продвижения.

* Корпоративный стиль, айдентика (англ. corporate identity) — набор графических форм и принципов построения визуальной коммуникации, объединённых одной идеей, основная задача которых — выделить компанию среди себе подобных и создать узнаваемый образ в глазах потребителей.

* В маркетинге типологию потребителей можно провести по классификационным признакам в зависимости от того, по какому принципу компании нужно разбить своих потребителей.

1. Степень приверженности потребителя к марке товара.

2. Общественный класс.

3. Образ жизни.

4. Интенсивность потребления товара.

Психологические типы потребителей:

  Физиологические потребности (например, потребность в пище) Физиолого-психологические потребности (например, потребность в жилье /покупка/) Психолого-социальные потребности (например,потребность в общении)
Информационно ориентированный тип Интересуется: составом пищи, количеством калорий, фирмой производителем, сроком хранения и т.п. Собирает информацию: кроме основной о бывших владельцах, о стоимости подобного жилья в других районах, об уровне преступности в районе и т.п. Заинтересован: в получении новой информации, в знакомстве с различными оригинальными точками зрения, и т.п.
Потребностно ориентированный тип Желает: приятного и изысканного вкуса, запаха, наличие специфических добавок, неповторимость аромата и т.п. Хочет: хорошей шумоизоляции, гарантированности тепла, электричества, газа, близость торговых точек и бытовых услуг, эстетичный вид из окна и т.п. Получает удовольствие: от теплого процесса общения, взаимных похвал и эмоциональных поддержек, комфортных условий и т.п.
Оценочно ориентированный тип Оценивает: стоимость, качественность продукта, экологическую чистоту, оформление упаковки и т.п. Чувственно сопоставляет: свои пожелания к условиям жилья с реальным предложением, желаемый комфорт с предлагаемым и т.п. Предпочитает:оценивать моральность поступков других людей, поддержку другими своих оценок фактов, событий, людей и т.п.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: