Анкетный опрос в арсенале исследователя СМИ

Опрос позволяет моделировать нужные экспериментатору ситуации для того, чтобы выявить устойчивость склонностей, мотивов и т. п. субъективных состояний человека. Опрос привлекает исследователей потому, что он кажется почти универсальным методом. Будучи лучшим источником знания о внутренних побуждениях людей, этот метод при соблюдении надлежащих предосторожностей позволяет получить не менее надежную, чем в наблюдении или по документам, информацию о событиях прошлого или настоящего, о продуктах деятельности — о чем угодно.

Существуют два больших класса опросных методов: интервью и анкетные опросы.

Анкетные опросы классифицируют по содержанию и конструкции задаваемых вопросов: открытые опросы, когда респонденты высказываются в свободной форме, и закрытые опросы (все варианты ответов заранее предусмотрены), полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры. Зондажный, или экспресс-опрос: для обследования общественного мнения (содержит всего 3—4 пункта основной информации плюс несколько пунктов, связанных с демографическими и социальными характеристиками опрашиваемых). Опрос по почте/анкетирование на месте: в первом случае ожидается возвращение опросного листа по заранее оплаченному почтовому отправлению, во втором — анкетер сам собирает заполненные листы. Групповое анкетирование/ индивидуализированное. В первом случае анкетируют сразу до 30—40 человек: анкетер собирает опрашиваемых, инструктирует их и оставляет для заполнения анкет, во втором — обращается к каждому респонденту.

Организация "раздаточного" анкетирования, включая опросы по месту жительства, естественно, более трудоемка, чем опросы через прессу. Однако последние непредставительны в отношении определенных групп населения и скорее могут быть отнесены к приемам изучения общественного мнения читателей. Классификация анкет по темое опросов: событийные анкеты, анкеты на выяснение ценностных ориентации и мнений, статистические анкеты (в переписях населения), хронометражи суточных бюджетов времени и т. д. При проведении опросов выявляются субъективные мнения и оценки, которые подвержены колебаниям, воздействиям условий опроса и других обстоятельств. Минимизация искажения данных: любую разновидность опросных методов следует практиковать в сжатые сроки. Нельзя растягивать опрос на долгое время, так как к концу опроса могут измениться внешние обстоятельства.

Повышение надежности инфы: Лексика опроса/ критерии системы оценки трудностей конкретного вопроса анкеты: сложность грамматики и лексики, уровень ясности смысла вопроса, недопустимо смешение программных вопросов и вопросов-индикаторов, оценка трудности формирования ответа.

Достоверность полученных сведений прямо зависит от содержания планируемой инфы. Общие сведения об опрашиваемых/ паспортичка: вопросы на возраст, статус, событийная инфа, контрольные вопросы на информированность должны быть сформулированы в терминах, не допускающих двусмысленного толкования. Вопросы-ловушки (фейковые варианты ответа). Максимальная дробность пунктов инфы – детализация.

Вопросы об оценках и мнениях – наиболее сложный этап анкеты. (проективные вопросы. Вопросы на интенсивность мнения – степени уверенности).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: