Социологическими методами изучаются следующие объекты: субъекты деятельности, деятельность, взаимоотношения, условия деятельности.
Социологи, исследующие аудиторию и журналистов, используют одинаковые методики. В применении к сотрудникам редакций и их деятельности общие методики приобретают явно выраженную специфику.
Опрос в редакциях, особенности применения анкет и метода интервью.
Социометрический опрос (применяется при исследовании межличностных отношений внутри редакции).
3. Контент-анализ СМИ ( заинтересована сама редакция: она хочет знать, какими параметрами характеризуется продукт ее деятельности – совокупность номеров издания или публикаций по определенной тематике; сравнение текстов с интересами аудитории, программирующими намерениями редакций, мнениями журналистов по поводу значимости освещения тех или иных проблем. На таком сопоставлении отчетливо видны нестыковки целей редакции с ожиданиями потребителей ее продукции).
Эксперимент (для совершенствования структуры, процесса, организации деятельности редакции).
|
|
Социологическое наблюдение (при изучении организации труда, фиксировании затрат рабочего времени и т.п.).
Социопсихологические тестовые методики (для саморефлексии, определения типа личности, психологических и характерологических особенностей сотрудников, степени их соответствия занимаемым должностям или виду творчества).
Перспективные направления: важными представляются вопросы профессиональной свободы при финансовой зависимости, доступа к источникам информации и осуществления расследовательской деятельности в СМИ, реализации гуманистического их предназначения в условиях коммерциализации; экологии журналистской профессии.