Деятельность обществ попечения о начальном образовании в городах Енисейске и Минусинске

В 1861г в Енисейске было 2 приходских и 1 уездное училище для мальчиков, а также одно женское училище (110,с.386)

Желание распространять образование для детей постепенно овладевало жителями. В Енисейском уезде жители села Анциферово “пожелали” устроить в селе училище и купец Игнатий Кытманов согласился построить здание для училища за свой счет. (110,с.377). Отец Игнатия Петровича Кытманова происходил из крестьян Енисейского округа (69,с.11-18) И.П.Кытманов и его брат А.П.Кытманов занимались золотодобычей. Игнатий Петрович был известен как щедрый благотворитель: он давал большие деньги на женское училище и мужскую прогимназию в Енисейске, построил богадельню в с. Анциферово, передал деревянный дом под Александровский приют. Слово, данное им о строительстве народного училища в Анциферово, было им сдержано, и в 1864г. училище было открыто. В том же году в Анциферово обучалось 13 учеников, в Казачинском училище –16, Верхне-Пашенском –13, Бельском –8, Чалбышевском –5, Яланском –8. (110,с.421)

В 1865г при женском монастыре в г.Енисейске было открыто училище для девочек-сирот духовного звания (110,с.425). Однако, как свидетельствует Кытмановская летопись, “образование в Енисейске, несмотря на значительный прилив капиталов, делало мало успехов” (110,с.432)

Подтверждением данного заключения является, например, то, что в 1865г в женском училище обучалось 27 учениц, закончили курс всего 4 ученицы.

Общество попечения о начальном образовании в городе Енисейске было образовано в 1884 году. Что из себя представлял в это время город Енисейск? До сороковых годов девятнадцатого века город был торгово-промышленным центром. Енисейцы того времени были известны как живописцы, резчики, плотники, оружейники, кузнецы. Железная руда, которую добывали в окрестностях города, считалась в Сибири лучшей по качеству. Но в сороковые годы прошлого столетия "во всём ослепительном блеске золотопромышленность смела за собою всё окончательно. Прежняя слава его - ныне "предание старины глубокой".(30,с.2) Казалось бы, золотодобыча должна была дать новый импульс для развития города. Но "енисейцы забросили свой производительный труд и взапуски пустились в тайгу на заработки. Енисейск патриархальный и религиозный, упорно и скромно трудящийся, превратился в город пирующий, легкомысленно и беззаботно прожигающий жизнь".(30,с.2)

Осенью, когда заканчивался сезон добычи золота, "город превращался буквально в царство беспробудного пьянства и диких оргий, чинимых зачастую самими же золотопромышленниками." Всё заработанное здесь спускалось рабочими до копейки.

В.Д.Скарятин писал в своих записках, что это "была драма, актёром которой был весь народ".(30с.97). В.Д.Скарятин вспоминал о 87000 рублях, которые были пропиты "одним из енисейских золотопромышленников на шампанском в течение трёх месяцев его здесь пребывания".

В 1914 году секретарь Енисейской городской Думы М.П.Миндаровский с сожалением писал: "Будь это золотое время сейчас, когда умственная жизнь населения, с её назревающими вопросами вступила на путь культурного развития, этот золотой дождь явился бы неиссякаемым источником процветания края, он поднял бы и финансовое положение города. Время одичалого разгула теперь благодаря Бога прошло, на смену им появилась потребность к просвещению и культурному саморазвитию".(30,с.4).

В развитии этой "потребности к просвещению" большую роль сыграло общество попечения о начальном образовании Енисейска.

16мая 1883 года Потомственный Почётный Гражданин городской голова Николай Никандрович Дементьев сделал следующее заявление гласным городской Думы: "Господа гласные! Позвольте предложить вам сегодняшнее торжество коронования их императорских величеств ознаменовать сочувствием к учащимся бедным детям, например, учредить общество попечения о начальных школах в городе Енисейске, подобно существующему в г. Томске, главная цель которого будет содействовать улучшению существующих приходских училищ и учреждению нового женского приходского училища. Позвольте просить вас принять моё пожертвование в честь празднества коронования их величеств 1000рублей с тем, чтобы проценты с этого капитала шли в распоряжение общества попечения о начальных школах...Заботясь об образовании детей богатых в гимназиях, я думаю, тем более следует позаботиться о детях беднейших здешних жителей, для которых есть только два приходских училища и грешно было бы не помочь нашим приходским училищам, почти единственным распространителям грамотности среди бедного населения" (125,с.31-32).

24 сентября 1884 года был получен утверждённый МВД Устав общества попечения, а 14 ноября было проведено первое собрание, на котором присутствовало 29 человек. Первым председателем общества был избран Александр Игнатьевич Кытманов, его заместителем- Александр Алексеевич Баландин."

Это были представители нового поколения енисейцев. Александр Игнатьевич Кытманов (1858-1910) закончил Петербургский университет, стал кандидатом естественных наук. Вернувшись в Енисейск, становится инициатором и одним из создателей местного музея, собирает сам коллекции растений, почв. Он написал ряд научных работ о лекарственных растениях Енисейского округа, рыбных промыслах, золотодобыче, занимался историей родного края. Его отец, И.П.Кытманов, в это время вел разработки золота на 20 приисках, по размерам добычи на которых его предприятие выходило на 2 место в губернии. Но с 90-х годов размеры добычи золота сокращаются и они сдают прииски в аренду, став рантье.

Александр Алексеевич Баландин (1857-1919), сын золотопромышленника, пароходовладельца, окончил Петербургский университет, стал кандидатом наук. Широко образованный специалист, прекрасный организатор, он не по принуждению, а вполне сознательно занимался благотворительностью. В архиве сохранилась запись о том, как на средства почетного смотрителя Енисейского трехклассного городского училища А.А.Баландина была организована “загородная прогулка на реку Кемь, находящуюся в 6км от города. По дороге на заимку ученикам был показан кожевенный завод, по дороге к деревне Борки рассматривали цветущие растения, в д.Борки заходили на воскодельный завод, осмотрели огород, нашли цветущий картофель. От Борков по дороге останавливались посмотреть жатву хлеба. При этом оказалось, что многие ученики в первый раз видят поле, засеянное хлебом” (35,с.11)

Когда знакомишься с отчётами о деятельности общества, не устаёшь удивляться изобретательности его членов по изысканию средств на благотворительные цели. К примеру, в 1894 году А.А.Кытманов устроил благотворительный базар, давший обществу 1077 рублей. Совет старейшин Енисейского общественного собрания постановил с каждой игры в карты отчислять по 10 копеек и за год это принесло обществу 65 рублей. В первое десятилетие обществу удалось организовать народные чтения, создать книжный склад, открыть 2 начальных училища и женское училище. Через 10 лет в обществе состояло уже 194 члена. Учитывая, что все они вкладывали деньги и силы на ниве народного просвещения, весьма любопытна оценка психологии тогдашнего населения жителей Енисейска уже известным нам М. Миндаровским: "Психология русского человека, в особенности аборигена-обывателя Енисейска такова, что он боится, дрожит за каждый грош, за каждую копейку, прячется за спину своего товарища вместо того, чтобы решительно и смело путём настойчивого упорного труда, своего творческого дерзновения с сознанием своего достоинства выступить в роли общественного деятеля-реформатора",(30,с.10).

Если с этих позиций посмотреть на каждое пожертвование, то проникаешься пониманием того, что изменялась психология не только благотворителей, но и граждан Енисейска, которые не могли поддержать материально общество. Средства общества складывались из отдельных пожертвований, ежегодных взносов, от концертов, лекций, музыкальных вечеров, лотерей. Все средства делились на неприкосновенный и оборотный капитал. Часть неприкосновенного капитала обращалась в государственные бумаги и хранилась в банке, где на текущем счете находился и оборотный капитал.

За 10 лет в оборотный капитал общества поступило 18379 рублей, в неприкосновенном капитале было 5001рубль. За этот период в начальных училищах обучилось 297 человек, и большая часть из них поступила в уездное училище. Всех желающих получить начальное образование школы общества принять не могли и на собрании, посвящённом 10 летнему юбилею, члены общества указали: "Единичные усилия не смогут сдвинуть гору невежества, но общими массовыми усилиями всех своих членов можно далеко продвинуться по пути намеченной обществом попечения цели-достижения общей грамотности в городе. Совет нуждается столько же в средствах, сколько и в деятельности и энергии своих членов"(125,с.42).

В 1895г обществом попечения финансировалось 4 приходских училища:

1 приходское училище (муж) –100уч-ся;

11 приходское училище (муж) –63 учащихся

111 приходское училище (смешанное) –21м., 15дев.

женское училище -73дев.

Всего –292 учащихся, из них девочек –88.

Кроме того, с 1893г обществом была открыта женская воскресная школа, которую посещали 48 учащихсяся от 8 до 26 лет. По социальному положению состав был достаточно разнооднообразным: учились дочери дворян, казаков, мещан, крестьян, поселенцев. В 1895г на Всероссийской выставке в Москве Енисейское общество попечения о начальном образовании было удостоено серебряной медали за устройство и содержание 4-х ежедневных и 1 воскресной школы. (135,с.1-34)

В 1896г обществом было открыто 4-ое приходское училище и В.А.Баландина устроила частную школу для 20 девочек, в которой преподавала сама. В 1901 году в школе была проведена проверка. Проверяющие дали высокую оценку качеству преподавания в ней. (34,с.47-48)

Вера Арсеньевна Баландина (1871-1943), дочь купца А.Емельянова, жена А.А.Баландина, окончила в Петербурге высшие женские курсы, училась в Париже, в Сорбонне, стажировалась в Швейцарии. Вернувшись в Енисейск, она стала активно заниматься просветительской деятельностью: была членом попечительного совета женской гимназии, учредила воскресную школу, организовала педагогический музей и передала его в ведение общества попечения о начальном образовании. Она была председателем общества пособия бедным в г.Енисейске, открыла столовую и чайную, ночлежный дом. В.А.Баландина была членом Московского комитета общества содействия учащимся сибирякам, пожизненным и почетным членом общества для доставления средств высшим женским курсам в Петербурге. Она основала детские ясли в с.Новоселово Енисейской губернии. На все это требовались деньги. Конечно, они с мужем получили наследство, но не прекращали заниматься активной предпринимательской деятельностью. А.А. и В.А. Баландины основали “Товарищество Черногорских каменно - угольных копей” с основным капиталом в 140 тысяч рублей. Разработка угольных копей началась в 1908г. В 1915г они оценивали свое предприятие в 1млн.рублей. В годы первой мировой войны годовой доход по добыче угля составлял 300тыс.рублей. В.А.Баландина занимала активную просветительскую позицию постоянно, вне политической коньюнктуры.

В 1896г в Енисейске был открыт книжный склад, куда по каталогам выписывали книги из московских магазинов Муриной и Сытина (135,с.9)

Членами общества для детей организовывались елки, прогулки, школьные праздники. 31 марта 1897г на собрании членов общества В.А.Баландина и А.А.Баландин сделали заявление о том, что в память своего покойного отца Алексея Сафроновича они решили выстроить женское училище и народную бесплатную читальню и, обеспечив их средствами, передать в общество попечения о начальном образовании. (34, с.36)

Cвоё двадцатилетие члены общества встречали активной работой. Главное внимание обращалось на изыскание средств для поддерживания уже существующих учреждений общества. Члены общества отметили, что Русско-Японская война отодвинула проблемы начального образования на второй план. Силы и средства активистов "были сосредоточены на поддержании семейств запасных нижних чинов, призванных в действующую армию, и на помощь больным и раненым воинам". (126,с.4).

Таким образом, в связи с войной, общество выполняло кроме образовательных и благотворительные задачи. В связи с этим совет обратился к учителям школ, субсидируемых обществом, с предложением ежемесячно отчислять по 2 процента от заработка на пособия для бедных солдатских семей. Было собрано немного-31рубль, но это и естественно: персонал школ был немногочисленным и заработная плата была скромной. В списке было перечислено 12 учителей.

Председательницей общества Верой Арсеньевной Баландиной было передано на эти цели 50 рублей. Кроме этой работы совет общества обсуждал вопрос об организации мужской воскресной школы, о преобразовании женской школы в женское городское училище, чтобы после его окончания девочки могли посещать гимназию. Члены Енисейского общества были настроены радикально. Об этом свидетельствует ряд фактов, например, когда в общество обратился почётный член Н.Н.Дементьев с предложением отпраздновать двадцатилетний юбилей общества не 14 ноября-времени первого собрания общества, а 14 мая - в день коронации царя, то совет нашёл компромиссный выход: и чтобы не обидеть почётного члена, и чтобы не праздновать в день коронации: "Совет нашёл, что обычно празднуется 25-летний юбилей, а не 20-летний, поэтому решил особенного празднования не устраивать".(126, с.6).

Уже с начала 90-х годов правительство было встревожено широким размахом деятельности добровольных просветительских обществ и стало предпринимать энергичные меры для её ограничения.

Министр внутренних дел Дурново 12 декабря 1894 года сообщал Делянову, министру просвещения, что "в ряду общественных явлений, выдвинувшихся в минувшем году, следует отметить резко проявившееся в различных слоях интеллигентных классов стремление содействовать поднятию уровня образования. Из имеющихся в министерстве сведений можно заключить, что это движение, охватывающее молодёжь, развивается последовательно и носит на себе характер не случайного, временного явления, а как бы систематически осуществляемой программы и представляется одним из средств борьбы с правительством на легальной почве противоправительственных элементов. Ввиду изложенных соображений и озабочиваясь сохранением общественной безопасности и порядка, я полагал бы настоятельным ныне же принять меры к тому, чтобы общественное содействие делу народного образования, весьма почтенное и ценное по своему принципу, не сделалось под влиянием людей злонамеренных и при условии бесконтрольного допущения вмешательства частных лиц и обществ в эту важную сферу государственных забот источником извращения народного миросозерцания и отчуждения народа от освящённых веками исторических заветов".(91,с.205)

Как видно, министр Внутренних Дел прямо называет причины, которые вызывали у него опасения: они были политические. Дурново не без основания полагал, что активная деятельность комитетов, обществ на местах в деле устройства образования для народа не поднимет авторитета власти в глазах у этого народа.

Били тревогу по этому поводу и другие процаристски настроенные деятели. А.Н.Куломзин, рассуждая о проблемах необходимости введения всеобщего начального образования, в качестве основного направления в решении вопроса указывал на необходимость пробивать “заколдованный круг” бедности и невежества “мерами экономическими и просветительными”, обращая при этом внимание на то, что “нарастает крупная политическая опасность: она заключается в том, что грамотность у нас растет быстрее, чем количество школ. 67% людей получило грамотность в школе, 33% -вне ее”. (95,с.6-7)

Беспокойство вызывало и то, что в государственной школе “преподавание соединено с религиозно-нравственным воспитанием. Ничего подобного нельзя сказать о грамотности, проникающей мимо школы”. И делался вывод: “Школа должна быть правительственной”. (95,с.7)

Кроме того, успехи на ниве просвещения поднимали не только авторитет и значимость общественных объединений среди населения, но и заставляли переосмысливать собственную роль у членов этих организаций. Люди приобретали деятельностный опыт, они хлопотали за других людей, жертвовали собственным временем и деньгами, они соучаствовали, содействовали, сопереживали благородному делу. Не трудно предположить, что собираясь на собрания, общаясь в неформальной обстановке, они подвергали обсуждению самые животрепещущие педагогические, нравственные, политические проблемы, вырабатывали либеральные взгляды.

Естественно, что закрыть общество властям без всяких причин было весьма сложно, да это не вызвало бы у народа одобрения. Поэтому придумывались различные способы ущемления прав обществ, их изматывали волокитой при рассмотрении ходатайств, юридическими заморочками с тем, чтобы помешать динамичному функционированию обществ.

П.Головачёв пишет: "Некоторые общества попечения о начальном образовании устроили склады для продажи книг, открыли бесплатные народные библиотеки-читальни, во многих городах открыты также общественные дешёвые библиотеки. Народные чтения встречают, как и повсюду, препятствия в малом количестве разрешённых вещей и вследствие очень ограниченного круга лиц, которым позволяются такие чтения"(71,с.364-365).

Становится очевидной причина одной из многочисленных тяжб Енисейского общества с Министерством Внутренних Дел по поводу передачи здания народной читальни в собственность общества.

"Совет надеялся, что отчётный год будет отмечен тем, что общество в этот год получит наконец в свою собственность прекрасное здание с полною обстановкою и капиталом в 28000 рублей, обеспечивающим учреждения в память А.С.Баландина, т.к. положение в них, после семилетних (!) мытарств, утверждено в Петербурге 19 января 1904 года. С передачею капитала не было затруднений, 28000 рублей перешли во владение общества и частная школа В.А.Баландиной со второй половины 1904 года стала школою общества попечения о начальном образовании в память А.С.Баландина, но передача дома и имущества не разрешалась. "Когда избранный общим собранием общества А.А.Станкевич явился к местному нотариусу совершить дарственную запись, то последний не согласился сделать этого, ссылаясь на статью закона, что доставшееся по наследству место земли не может быть подарено как родовое,...уведомление об утверждении этого акта от старшего нотариуса из города Красноярска ещё не получено.(126,с.7).

Естественно, власти понимали, что материальная состоятельность общества делает его более независимым, и это не могло не беспокоить чиновников, которые на местах старались следовать букве столичных циркуляров.

В Енисейском обществе попечения о начальном образовании в 1905 году состояло 157 человек. Среди них были купцы, священник, учителя. Средства зарабатывались всеми: например, было организовано платное гулянье на пароходе

"Скотия", который был представлен владельцем бесплатно для общества; член общества купец А.М.Бородкин собрал на общую пользу на Ирбитской ярмарке 101 рубль, проводились спектакли, лотереи, ёлки.

В ведении общества была библиотека, книжный склад, курсы ручного труда, женская воскресная школа, народный театр, каток, народная читальня, которую посещали 308 человек.

Абсолютное большинство членов общества были верноподданными гражданами, не помышлявшими о революции, но мечтали о преобразованиях в рамках существующей политической системы. Об этом говорит отклик членов общества на манифест царя: "Ваше Императорское Величество! Указом, данным Вашим Императорским Величеством правительствующему Сенату 18 февраля 1905 высказано было с высоты престола желание услышать от лиц и учреждений, радеющих об общей пользе и нуждах государственных, виды и предположения по вопросам, касающимся усовершенствования государственного благоустройства и улучшения народного благосостояния. Принимая к сердцу этот радостный призыв, Енисейское общество попечения о начальном образовании, доживающее первую четверть века своего существования и работая на самой северной окраине нашего обширного отечества, считает своим долгом присоединить и свой голос к громко раздающимся голосам из всей Российской империи.

За 20 лет своего существования общество попечения о начальном образовании вынесло глубокое убеждение в том, что деятельность его была омрачена и задержана в своих просветительских стремлениях множеством тяжёлых условий. Общество, тратя значительные средства на содержание своих школ, не имеет никакого права на вмешательство во внутреннюю жизнь школы, назначение и увольнение учителей совершается без его ведома, циркуляры, мелочная регламентация, полное недоверие к общественным силам всюду тормозят дело. Школьные музеи могут пополняться коллекциями только с разрешения инспектора. Открытие школ, библиотек-читален разрешается с трудом:7 лет понадобилось на то, чтобы получить из министерства утверждение положения о бесплатной народной читальне и школе, вполне обеспеченных жертвователями.

Народные читальни и школьные библиотеки ограничены крайне узкими каталогами: произведения лучших наших писателей, нашей гордости и славы-Толстого, Короленко, Горького, Чехова и многих других исключены. Народная читальня не может представить взрослому читателю ни одной из больших политических газет и журналов, кроме заведомо тенденциозных ("Московских Ведомостей", "Света", "Нового Времени"). Из местных газет допущена после двухлетнего ходатайства одна, по содержанию своему менее отражающая местные нужды. Детские журналы и книги также далеко не все допущены. Значение устраиваемых обществом народных чтений парализуется теми же многочисленными ограничениями. Обществу по Уставу предоставлено право открывать эти чтения, но прошло несколько лет, пока оно фактически смогло воспользоваться этим правом. Чтения подчинены особому надзору назначенной губернатором комиссии. Выбор чтений ограничен каталогом. Разрешение публичных лекций обставлено ещё более стеснительными ограничениями: лекция должна быть представлена не в конспекте, а в подлиннике"(126,с.66-68).

Цитирование можно продолжить, но смысл изложенного послания говорит о том, что подписавшие его люди-37интеллигентов-не помышляли о свержении самодержавия. В большинстве своём это были либералы, верившие в возможность реализации своих идей через возбуждение просьб и ходатайств перед вышестоящими властями, стремившиеся изменить образовательную политику без радикальных потрясений. Тактика закручивания пружины, проводимая в отношении общественных организаций, в конце концов должна была дать сбой, и это выразилось в том, что первые ничтожные послабления властей вызвали стремительный рост радикальных тенденций в этом движении. Членами общества в дни первой революции поддерживаются лозунги буржуазно-демократических партий: "Полная свобода в открытии школ, библиотек и прочих просветительных учреждений может быть достигнута только полным устранением всякого административного вмешательства.

Полная свобода печатного слова, как необходимое условие в области образования, возможна только при полной отмене цензуры. Предоставление учащим права свободно собираться для обсуждения наилучшей постановки дела образования возможно только при полной свободе слова, союзов и собраний. Ограждение учителя от административного произвола может быть только достигнуто введением полной неприкосновенности личности как необходимого условия всякой общественной деятельности. Удовлетворительное материальное обеспечение народного учителя может быть достигнуто только тогда, когда общество, в лице своих представителей само принимает участие в распределении государственных доходов и расходов"(126,с.69-70). Члены Енисейского общества видели насущную необходимость именно в политических преобразованиях как средстве реформаторской деятельности в области образования. Революция 1905 года лишь послужила импульсом для новой волны обсуждений. Социально и политически общество не было однородным, но доминирующими были взгляды левого толка: "Общество...приходит к выводу, что требования, которые выдвигает народное образование для своего успешного развития, сводятся к требованиям общегосударственного свойства:

1)неприкосновенность личности,

2)отмена всяких административных стеснений,

3)свобода слова, печати, союзов, собраний, совести, вероисповедания,

4)устранение национальных, правовых ограничений,

5)распределение самим обществом, в лице своих представителей, государственных доходов и расходов,

6)обязательное светское начальное образование на государственный счёт, как предмет первостепенной государственной важности.

Все эти реформы могут быть проведены только при участии самого народа."(126,с.70).

Очевиден протест против "бюрократов, стоящих далеко от жизни и истинных нужд народа, бессильных вдохнуть живую душу в живое дело", против насилия, ограничения свободы деятельности.

Придирчивое отношение властей разного уровня к деятельности просветительских организаций, нежелание власти идти поступательно по пути совершенствования за счёт удлинения учебного времени начальной школы привело к тому, что власть оказалась отделенной от прогрессивной общественности, и при первой возможности, которая появилась в дни революции, началась резкая критика правительственной политики в области народного просвещения. П.Ф.Каптерев отмечал: "В обществе мало-помалу сложилось убеждение, что правительственная педагогия очень далека от общественной, что она особенная и преследует в народном образовании свои, совсем не народные цели."(102,с.46)

Правительственная теория начального образования, сводившая всю образовательную работу в начальной школе к усвоению формальных навыков чтения, письма и счёта практически не подвергалась критике. Очевидно, что она была достаточно прочно внедрена в сознание массового среднего педагога. Даже в условиях революционных потрясений 1905-1907 годов учителями не ставились требования демократических преобразований школьного процесса. Это наносило вред начальному образованию, и даже после революции, когда начинается быстрое открытие начальных школ, усилия государства и общественности направляются именно на количественный их рост, но не на совершенствование учебно-воспитательной работы в школах.

Но, очевидно, что такое положение было характерным не только для Енисейской губернии, а представляло собой общероссийские тенденции в развитии общественно-педагогического движения. На это обратил внимание П.Ф.Каптерев. Он писал: "Если сравним педагогическое движение в России конца 60-х и начала 70-х годов прошлого столетия, т.е. борьбу классицизма и реализма, с педагогическим движением первого десятилетия настоящего столетия, то заметим между ними глубокое различие: прежде спорили об учебных предметах и программах, - чему быть: классицизму или реализму? - ныне спорят о живых деятелях школы, о положении учащихся и учащих, об их правах и свободах. Прежде думали: дайте нам классическую систему образования, или реальную, по мнению других, и всё будет прекрасно, получится превосходнейшая школа, юношество будет превосходно образовано и умственно, и нравственно. О положении и правах учащихся и учащих никто не говорил, в составе учебного курса видели заключённой всю педагогическую мудрость, всё благо или зло школы. Ныне совсем не говорят о составе курса....На место пережитого вопроса о составе курса выдвигаются новые - о положении учащихся и учащих, об участии родителей и общества в деле школы".(102,с.73-74)

Всю сложность политической обстановки в школах нельзя было бы правильно представить, если не учесть того обстоятельства, что хотя революция и затронула самые широкие слои учительства, так или иначе включив их в революционное движение, но, однако, существовало довольно большое количество учителей, старавшихся не втягиваться в него. Это, в основном, были люди, тесно связанных с существующим строем социальными корнями и материальным благополучием, не желавшие рисковать своим общественным и материально-бытовым положением.

Колебание царизма в годы революции способствовало тому, что большая часть учителей либерального направления почувствовала себя увереннее. Не выступая открыто против самодержавия, эти учителя выступали с его критикой.

В ходе первой русской революции наметилось размежевание членов общества: часть радикализировалась настолько, что принимала активное участие в собраниях, митингах не только в самом Енисейске, но и такие, как, например, учитель женской гимназии И.И.Клюенко был участником декабрьского вооружённого восстания в Красноярске (79, с.79).

На базе общества попечения о начальном образовании в Енисейске вели просветительскую работу члены социал-демократической партии Е.П.Прейс и А.Н.Кривошея (40,с.2-10)

Активность членов общества была достаточно высокой на протяжении последующих лет революции. Нередко мероприятия общества заканчивались так, как 20 мая 1907 года, когда после спектакля в пользу общества "любители-артисты... запели марсельезу "Отречёмся от старого мира. Публика аплодировала поющим..."(79,с. 80).

После подавления революции были произведены увольнения ряда учителей из школ и гимназий." Енисейское общество попечения об образовании было закрыто в 1907 году.

Против подобных мер выступили учащиеся Енисейска, однако изменить ситуацию не удалось, тем не менее протест против таких мер был продолжен и выразился в бойкотировании учителями мест уволенных: в отчёте по Енисейскому и Канскому уездам написано следующее- "Вследствие политических волнений были уволены учителя-3 человека. Места уволенных за политическую пропаганду едва были замещены лицами твёрдых убеждений. Многие лица, узнав, что места бойкотные, отказывались от них, но нашлись кончившие курс в духовных семинариях, которые и заняли эти места». (68,с.4)

Власти вынуждены были реагировать на события 1905-07 годов, и с их стороны вопросам образования стало уделяться больше внимания. Это выразилось в увеличении финансирования школ, что позволило увеличить их численность. Если до революции в губернии за каждые 5 лет открывалось от 50 до 60 школ, то с 1906 по 1910год было открыто 237 школ, причём из них только 2 за счёт духовного ведомства, а остальные финансировались Министерством народного образования (116,с. 83).

Закрытие общества не изменило настроений его бывших членов, многие из которых хлопотали о возобновлении его. 8 января 1912 года было учреждено новое общество –“Общество попечения о народном образовании”. 9 марта 1912г постановлением Енисейской городской думы было принято решение о передаче новому обществу капитала в размере 9620руб., оставшегося от общества попечения о начальном образовании (136,.с.15)

Члены общества работали над организацией мероприятий в народной читальне имени А.С.Баландина; в 1912г была открыта женская воскресная школа, в которой обучалось от 60 до 130 девушек. При школе была создана библиотека. В ознаменование 300-летия дома Романовых в школе было устроено чтение повести Теничевой “Избрание на царство Михаила Федоровича Романова” и затем учащимся было предложено угощение. (137,с.43-44)

Фактически от изменения названия общества содержание его деятельности не претерпело изменения. Устраивались народные чтения и спектакли, собирались деньги на оказание помощи бедным ученикам. Для организации вечеров был приобретен рояль. Начавшаяся война расширила круг проблем. Члены общества стали работать с Енисейским местным комитетом по оказанию помощи семьям запасных нижних чинов. Помещение читальни имени А.С.Баландина –единственное в Енисейске пригодное для устройства спектаклей и концертов –приходилось уступать различным благотворительным обществам для проведения мероприятий с целью сбора средств воинам и их семьям.(136,с.3)

Война оказала неблагоприятное влияние на работу общества –население нищало, в связи с этим уменьшались денежные поступления. Но даже в этих условиях правление устраивало чтения, которые разнообразились исполнением вокальных и музыкальных номеров. Было сделано электрическое освещение читальни. Правление ходатайствовало об открытии бесплатной народной библиотеки им.А.С.Баландина и разрешение было получено. Библиотека была открыта 2 февраля 1915г. Члены общества не замыкались на решении местных проблем. Они активно обсуждали проблемы, которые волновали Россию, Сибирь.

19 сентября 1915г они отмечали 80-летие Григория Николаевича Потанина, лидера сибирских областников, и избрали его почетным членом общества.

В 1915г в обществе было 8 почетных членов, 88 действительных, из которых в Енисейске проживало –74, вне –22. Из них женщин –30, мужчин-66. (138,с.1)

Деятельность обществ регламентировалась местными властями и учителя были под бдительным оком чиновников. В одном из отчётов енисейский инспектор объяснял причины неудовлетворённости учителей своей работой и вызываемыми этим просьбами о смене месте работы: "Винить их нельзя. Виновата школа, дающая только умственное развитие и поверхностные знания, но не дающая никаких ремесленных и сельскохозяйственных знаний, следовательно, не приучившая их к серьёзному умственному и физическому труду. Думаю, что учитель должен знать или сельское хозяйство, или огородничество, или медицину. Это увеличит его доходность...Только при этих условиях он будет действительно народный учитель. Раз учитель будет занят физическим трудом,...он не будет увлекаться политическими бреднями, не потянет его в город в среду политических крикунов".(68,с.5) Далее этот же инспектор советовал изменить подход к системе подготовки учителей: "Таких учителей могут приготовлять только учительские семинарии, построенные вдали от городов, где летом бы обучались сельскому хозяйству, зимой подготовлялись бы к педагогической деятельности."(68,с.7).

В городе Минусинске также действовало общество попечения о начальном образовании, которое было создано по инициативе городского головы И.П.Лыткина, предложившего 16 апреля 1885 года членам городской думы обдумать этот вопрос. Устав общества был утверждён Министром МВД 27 августа 1889 года. Однако днём начала своего существования общество считало 29 апреля 1888 года: именно в этот день состоялось его первое заседание. Членом совета общества был избран Н.М.Мартьянов, основатель Минусинского музея. Он передал обществу наглядные пособия. Работа была начата с материальной помощи нуждающимся ученикам, но уже 29 декабря 1988 года городской голова Г.П.Сафьянов обратился к обществу попечения с запросом, можно ли рассчитывать на средства общества для открытия в Минусинске воскресной школы. На содержание школы планировалось расходовать 100 рублей ежегодно. Общество изъявило готовность финансировать школу и 12 февраля 1889 года воскресная женская школа была открыта и обучение в ней велось бесплатно. Минусинское общество не чувствовало своей оторванности от столицы, т.к. Н.М.Мартьянов, будучи членом общества, поддерживал связи с известными меценатами города Петербурга. В частности, тесные контакты были установлены с Иннокентием Михайловичем Сибиряковым. Он был избран Почётным членом Минусинского общества попечения о начальном образовании в 1889 году за многочисленные заслуги в деле образования. Иннокентий Михайлович ответил на это избрание присылкою 2000 рублей на имя Н.М.Мартьянова с тем, чтобы 1000 рублей была положена в основной капитал общества, а 1000рублей была употреблена на неотложные нужды. Н.М.Мартьянов предложил устроить начальную школу с программой начального народного училища в селе Самодуровке. 30 сентября 1990 года школа была открыта, и в ней в первый год обучалось 40 детей. Впоследствии на средства Н.М.Мартьянова был открыт приют, в котором содержалось ежегодно 8-9 девочек. В целом деятельность Минусинского общества по содержанию работы мало отличалось от других обществ. В женской и мужской воскресных школах обучалось до 150 учащихся, оказывалась материальная помощь беднейшим ученикам городских школ и женской прогимназии, ученикам и учителям из своего книжного склада отпускались книги по недорогим ценам. С просветительной целью устраивались любительские спектакли, детские вечера, катки, лотереи. Эта работа вызывала "сочувствие" у всего населения. Как и везде, вклад членов общества в это общественное дело было различным: одни давали деньги, другие посвящали делу свой досуг, силы и знания.

Во время революции 1905-07г среди членов общества доминировали либеральные настроения. 26 февраля 1907г на книжном складе общества начального образования было проведено обследование книг, приготовленных для продажи. В результате обыска было отобрано свыше 1000экз. книг 300 названий запрещенных изданий (39,с.1) Практика слежки и надзора за деятельностью членов обществ была распространена повсеместно. В 1908 году в Минусинске, например, по линии Красноярского общества попечения о начальном образовании была прочитана лекция Н.П.Березовским, человеком известным и уважаемым, впоследствии ставшим директором народных училищ губернии. Содержание лекции "Гипноз и внушение" испугало минусинского исправника и он сообщил иркутскому генерал-губернатору, что там "присутствовали учащиеся местных учебных заведений, у которых всем содержанием лекции воспитывалось умение захватывать и руководить толпой"(116,с.111).

Минусинское общество, как и Енисейское, было закрыто в 1907г.(38,с.8-9,10-11) и возрождено, как и Енисейское, как общество народного образования, в 1912 году.

Создание стабильно функционирующих просветительских обществ в Сибири было под силу только крупным городам.

Во-первых, там проживало абсолютное большинство купцов и золотопромышленников, обладавших капиталами, а, значит, могущими жертвовать.

Во-вторых, именно в городах сосредотачивались наиболее образованные люди, формировалась интеллигенция.

В - третьих, именно в городах ощущалась потребность в открытии школ наиболее остро.

Попытки открыть общества попечения о начальном образовании были предприняты во многих местах Енисейской губернии, однако инициатива быстро сходила на нет, столкнувшись с действительностью. Характерным примером может быть попытка учителя Кокова в с.Каптерово Минусинского уезда создать общество попечения о начальном образовании в 1886г. Нужно отдать должное учителю, который собрал жителей села, убедил их организовать общество, подать прошение об его учреждении в вышестоящие органы. Были получены первые пожертвования от И.М.Сибирякова, Е.П.Кузнецовой, В.А.Данилова. Была даже инициатива от жителей другого села этого уезда – Шелаболинского – поддержать инициативу каптеревцев. Однако не прошло и полугода, как жители сел Шелаболино и Каптерово обратились к Минусинскому окружному исправнику с просьбой об отзыве их прошений о создании обществ попечения о начальном образовании.

В своем рапорте Енисейскому губернатору исправник писал, что он “лично разъяснял пользу этого общества, но успеха не достиг”. (37,с.17-47). Таким образом, это еще одно подтверждение того, что общественная инициатива обречена на неудачу без наличия как объективных, так и субъективных факторов.

Несмотря на запреты, члены обществ попечения о начальном образовании продолжали свою работу вплоть до революции 1917 года. Их деятельность достойна уважения и нуждается в более полном исследовании. Опыт обществ неоценим для сегодняшних благотворительных организаций, которые возникают время от времени у нас в крае, но, к сожалению, не вышли на уровень решения тех задач, которые были по силам нашим землякам в конце девятнадцатого - начале двадцатого века.

Выводы: 1. В последней четверти Х1Х века в городах Енисейской губернии учреждаются общества попечения о начальном образовании. Социальный состав обществ был представлен наиболее прогрессивной частью купеческого, духовного и мещанского сословий. В условиях классовой и социальной дифференциации сибирского общества складывалась парадоксальная ситуация: самой активной частью благотворителей были владельцы приисков, купцы, получавшие колоссальные прибыли за счет жесточайшей эксплуатации рабочих, для детей которых они открывали школы.

В.Чарнолуский писал: “Проба на благотворительность”, если можно так выразиться является вообще одним из лучших способов для выяснения социальной физиономии общественных организаций, возникающих в недрах современного общественного строя, открывающего такую широкую дорогу, с одной стороны, для всевозможных форм эксплуатации и господства одних граждан над другими, а с другой – для столь же разнообразных форм “благотворительности” плодами такого социального неравенства” (187,с.67)

2.Государственная власть в лице губернатора и глав городов покровительствовала благотворительным обществам до тех пор, пока они не стали смешивать просветительские задачи с политической пропагандой в ходе революции 1905-07гг. Постепенно члены обществ приходили к выводу, что благотворительность изживает себя: с развитием буржуазных отношений перед страной вставали задачи введения всеобщего начального образования, демократизации школ, что было под силу лишь государству. Члены обществ приходили к осознанию того, что для решения этих задач необходимо прежде всего социально-экономическое переустройство России.

3.В процессе работы просветительских обществ содержание и формы их работы эволюционировали: если в первые годы пожертвования собирались на открытие народных училищ, воскресных школ, оказание материальной помощи неимущим ученикам, то на рубеже Х1Х-ХХ веков основные средства шли на учреждение книжных складов, библиотек, читален. Колоссальный приток переселенцев, вызванный строительством железной дороги и проведением столыпинской реформы, привел к такому увеличению детей в губернии, что их обучение было не под силу просветительским обществам. Постепенно общества передают свои школы в ведение городов и сосредотачивают свои усилия на организации внешкольной работы.

4.Благодаря культурному просветительству деятельность членов общества перерастает сословную и профессиональную корпоративность, способствуя консолидации по общественным интересам. Именно внепрофессиональная общественная деятельность была интегрирующим фактором для абсолютного большинства членов просветительских организаций в условиях пересмотра многих мировоззренческих позиций в связи с революцией 1905-07гг и новыми социально-политическими условиями, складывающимися в России в начале века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: