Во второй половине ХIХ века

В России с середины XIX века возникали сначала полуофициальные, а затем уже и зарегистрированные Министерством Внутренних Дел общества, которые ставили задачу изучать в общегосударственных целях нужды сельского хозяйства и промышленности России, имея в виду интересы развивающейся русской промышленности. (Московское общество сельского хозяйств, Петербугское вольное общество) Но вникая в проблемы развития сельского хозяйства, промышленности, они становились перед вопросом народного образования и, в частности, начального образования, как его первоосновы. Образованные представители либеральной и демократической буржуазии, принадлежащие к чиновничеству, мещанству, купечеству были проводниками идей просветительства. И если в 60-е годы разночинцы в Центральной России были убеждены, что освобождение придёт к народу и станет делом рук самого народа через его просвещение, сибирские просветители считали, что важнейшая цель их общественной деятельности, нравственный долг интеллигенции, её священная миссия, истинное предназначение всех образованных людей - в просвещении народа. В.И. Ленин, говоря о представителе буржуазного либерализма 60-х годов Ф.Н. Еленёве - Скалдине, даёт блестящую характеристику просветителей 60-х годов, которая была приемлема для сибирских общественников несколько более позднего времени: "Как и просветители западноевропейские, как и большинство литературных представителей 60-х годов, Скалдин одушевлён горячей враждой к крепостному праву и всем его порождениям в экономической, социальной и юридической области. Это первая характерная черта "просветителя". Вторая характерная черта, общая всем русским просветителям,- горячая защита просвещения, самоуправления, свободы европейских форм жизни и вообще всесторонней европеизации России. Наконец, третья характерная черта "просветителя" - это отстаивание интересов народных масс, главным образом крестьян..., искренняя вера в то, что отмена крепостного права и его остатков принесёт с собой общее благосостояние и искреннее желание содействовать этому. Эти три черты и составляют суть того, что у нас называют "наследством 60-х годов".(111, с.519)

Министерство народного просвещения уже в 60-е годы XIX века стало поддерживать деятельность общественных организаций и частных лиц в деле народного образования. Внося в Государственный Совет проект положения о народных училищах 14 июля 1864 года, министр народного просвещения Головнин так определил отношение министерства к учреждениям образования: "Назначение министерства народного просвещения в отношении к народным училищам должно заключаться, кроме наблюдения за ходом в них учебной части, в составлении хороших учебников и в учреждении некоторого числа народных училищ,... в развитии посредством таких училищ соревнования между частными школами". Из-за различия местных условий министр находил полезным "допускать разнообразие, требуемое местными условиями и соображениями".

Заметную деятельность в области начального образования вели Московский и Петербургский комитеты грамотности, которые стремились привлечь общественные силы и средства к делу снабжения школ книгами, пособиями, к помощи народному учительству. В Енисейской губернии был создан аналогичный комитет грамотности, который рассматривал вопросы о строительстве школ, регулировал взаимоотношения между сельскими обществами и местным управлением, ходатайствовал перед Комитетом Грамотности при Императорском вольно-экономическом обществе о снабжении губернии книгами для народного чтения, заботился о просвещении инородческого населения.(151,с.3-12)

Развитие буржуазных отношений по всей России объясняет повсеместный интерес либерально-демократической общественности к проблеме образования народа и стимулирует проявление частной инициативы и создание различных благотворительных организаций. Русский педагог П.Ф. Каптерев отмечал: "И вообще в то время всюду было более сочувствия проявлению общественной самодеятельности школам, основанным разными обществами, учреждениями и лицами, чем казённым школам с централизованным управлением."(102,с.23)

И. Белоконский в журнале «Русская школа» опубликовал статью «Народное образование в Сибири», в которой дал высокую оценку образовательным возможностям сибиряков: «Трудно разыскать более любознательный и способный народ как сибиряки: любовь к образованию у них развита гораздо более, чем у крестьянина Европейской России, более забитого тысячелетним рабством, нежели сибиряк, не знавший о существовании крепостного права. При лучшей постановке школы в Сибири она могла бы дать самые блестящие плоды» (25,с.237)

Во второй половине XIX века развитие капиталистических отношений в Енисейской губернии стимулирует более быстрые темпы образования. Проведение железной дороги, возникновение промышленных предприятий, перевод сельского хозяйства на товарные рельсы диктовали необходимость в квалифицированных рабочих, счётных работниках, техниках. Другой причиной, подталкивающей открытие школ, было повышение интереса к образованию со стороны самого населения. В ежегодных отчётах постоянно указывается, что не все заявления о принятии детей в школу удовлетворены. И хотя процент окончивших школы невелик, всё-таки желание отдать своих детей в школу возникает у всё большего числа жителей, происходящих из низших сословий. Такое положение дел в образовании создаёт объективные условия для востребованности обществом усилий наиболее инициативной буржуазной интеллигенции по открытию школ для детей и взрослых.

Первое сибирское общество вспомоществования учащимся в средних и высших учебных заведениях было открыто в Тобольске в 1860 году при Деспот - Зеновиче. Оно выдавало материальную помощь и назначало стипендии молодёжи, отправляющейся на обучение в университеты. Аналогичные общества были открыты в Томске и Иркутске в1873 году, правда, в Иркутске помощь оказывалась учащимся низших и средних учебных заведений. Размеры оказываемой помощи были довольно значительными: в Иркутске, например, она колебалась от 6000 тысяч рублей в год до 8500.(200,с.655) В Томске, несмотря на трудности и неудачи на первых порах, общество смогло наладить работу воскресной школы и публичной библиотеки. Омское общество бесплатного обучения действовало более результативно: в 1860 году открыло воскресную школу и "образцово её поставило". Школу посещало 54 человека.(192,с.88) В 80-е годы повсеместно в Сибири возникают общества попечения о начальном образовании. Первое такое общество возникло в Томске по инициативе общественного деятеля и гласного думы П.И. Макушина. Устав общества попечения о начальном образования в городе Томске был утверждён 29 апреля 1882 года. Девизом общества были слова: "Ни одного неграмотного". Устав и деятельность созданного П.И. Макушиным общества попечения о народном образовании в Томске были построены на принципе массовости. Годовой членский взнос в нем не превышал 1руб., что позволило обществу довести число своих членов до 1400чел. П. Макушиным были выпущены копеечные марки для продажи, книжки. Все это приносило средства для общества. В просветительских делах П.И.Макушина четко проявлялось стремление отказаться от чистой филантропии и перенести известную долю тяжести по просвещению народа на плечи самого народа, жаждущего знания. (190,с.101-102)

Вслед за Томском создаются такие общества в Омске, Тюмени, Семипалатинске, Бийске.

Этот опыт стал известен и просвещённой части жителей Красноярска, где в 1881 году несколькими гласными Красноярской городской думы был «возбужден» вопрос о необходимости обратить внимание на необходимость создания начальных школ для бедного населения. Через год думой в городской управе учреждается училищная комиссия в составе И.Г. Гадалова, гласных думы А.В. Костинского и Н.А. Шепетковского. Впоследствии состав комиссии был расширен. Ее председателем был избран Н.А. Шепетковский. Комиссия начинает работать над поиском средств на содержание начальных училищ для бедных детей. (90, с.4)

3 марта 1883 года Красноярская Городская дума приняла решение об открытии Общества попечения о начальном образовании на основании Устава Томского общества. Однако разрешения от Министерства Внутренних Дел получено не было: в письме от 27 мая 1883 года красноярцам предлагалось разработать свой собственный Устав и прислать для утверждения.(57,с.18) Эту работу в Красноярске возглавил Николай Александрович Шепетковский. Одновременно шла разработка проекта Устава общества попечения о начальном образовании в г. Енисейске. Западносибирский историк Ф.Ф. Шамахов отмечал, что сибирская буржуазия видела в этих обществах "организации, способные превратить её мечты о "свободе" и "независимости" в действительность", пыталась "усматривать в деятельности обществ попечения о начальном образовании функции земств" и даже подменяло "решениями советов этих обществ распоряжения администрации по школам". Однако это не означало, что общества превращались в центры борьбы с правительством, "лишившем сибирских промышленников экономической свободы". Вся "деятельность обществ попечения о начальном образовании проходила в рамках "дозволенности", "благонамеренности" и "верноподданности".(191,с.90)

В 1884 году Министром Внутренних дел сенатором Дурново были подписаны Уставы Красноярского и Енисейского обществ попечения о начальном образовании и Красноярского общества для вспомоществования учащимся Енисейской губернии. Всю организационную работу возглавлял в Красноярске Н.А. Шепетковский.

Николай Александрович Шепетковский очень много сделал для развития образования и именно на этом поприще он раскрыл свой потенциал общественного деятеля. О таких людях писал И.М. Ядринцев: "В Сибирь начали возвращаться...образованные сибиряки, которые ранее размещались в центре Европейской России. Одушевлённые стремлением приносить пользу родине и работать для неё эти лица с умственным развитием вносили в свою работу теплоту чувства и бескорыстную преданность родине."(200,с.635)

Закончив Военно-Юридическую академию в Петербурге, Н. Шепетковский не связал свою будущность с военной карьерой, а, подав в отставку, приехал в Красноярск, где проживал его отец. Несмотря на молодость, он быстро завоевывает популярность у населения своей настойчивостью и принципиальностью. Тридцатилетнего Николая Александровича жители Красноярска избрали гласным Городской Думы. Именно он и составил проект Устава общества попечения о начальном образовании. Красноярское общество сформулировало свои цели следующим образом:

"1.Содействовать материальными средствами городскому управлению в улучшении положения приходских училищ.

2.Помогать беднейшим и способным ученикам и ученицам приходских городских школ.

3.Оказывать пособия лицам, с особенною пользою обучавшимся в городских школах.

4.Оказывать помощь лицам, которые с разрешения начальства откроют и будут содержать первоначальные школы". (177,с.1)

Через 30 лет Устав Красноярского общества был изменен и если по Уставу 1884 г. оно могло действовать только в Красноярске, то затем оговаривалась возможность охвата своей деятельностью и "прилегающие к нему городские земли." А деятельность подвижного музея и книжного склада общества распространялась на всю Енисейскую губернию. (178,с.2)

Полноценная работа общества попечения о начальном образовании в г. Красноярске начинается с 1884года, и уже через год оно насчитывало 69 членов. Общество состояло из действительных, почетных членов и членов- соревнователей. Действительными членами могли быть лица, непосредственно работавшие в учебном заведении, почетными – сделавшие в пользу общества крупные пожертвования, а членами – соревнователями были те, кто содействовал реализации целей общества.

Для вступления в общество нужно было написать заявление и заплатить ежегодный взнос. Если взносы не платились, то члены общества из него исключались, Размер денежного взноса определялся уставом.

Пожизненными членами были те, кто пробыл действительным членом или членом-соревнователем несколько лет.

Председателем общества был выбран Н.А. Шепетковский и он был им более 20 лет. В апреле 1885 года было решено открыть с сентября указанного года на средства общества одну начальную школу, на наем квартиры для которой с отоплением Городская Дума постановила ежегодно отпускать в распоряжение общества по 300 рублей. Содержание же школы, жалованье учителю, законоучителю, прислуге, расходы по обстановке, содержанию должно было составлять примерно 700рублей ежегодно. 22 сентября 1885 года школа была открыта в присутствии губернатора и была освящена Епископом Енисейским и Красноярским Преосвященным Исаакием. Всего школа приняла 24ученика. (120,с.4) Члены общества обратились к состоятельным лицам города Красноярска и других городов с приглашением вступать в члены общества. Результат не замедлил сказаться: к концу 1885года общество насчитывало 160 человек. По разрешению губернатора в некоторых публичных местах были выставлены особые кружки для сбора пожертвований в пользу общества. Не остались равнодушными к добровольной просветительской деятельности и члены музыкального кружка города. Они провели два музыкальных вечера и любительский спектакль, после чего касса общества пополнилась 562 рублями. Руководителем этого музыкального кружка был красноярский педагог З.А. Барш. Во время концертов исполнялись романсы Варламова, Гурилева, оперные арии, скрипичные и фортепианные пьесы. Уже в конце 1885 года была признана необходимость в течение следующего года приступить к учреждению в Красноярске бесплатной народной читальни, что и было сделано. Для неё выписывались за счет общества газеты и журналы. В этот период в России повсеместно открываются народные читальни. Правила о народных чтениях, утвержденные в 1876г, предусматривали возможность проведения этих чтений только в губернских городах на средства обществ и частных лиц, получивших разрешение на их устройство. Непосредственный надзор за чтениями осуществлялся директором народных училищ. К публичным чтениям допускали сочинения, одобренные ученым комитетом Министерства Народного Просвещения (116,с.869)

Я.В. Абрамов, анализируя положение дел с народными чтениями в начале 90-х годов Х1Хв, отмечал, что они могли бы иметь серьезное образовательное значение, «если бы имели характер систематических курсов» (7,с.101) Как правило, чтения представляли собой «род публичных лекций, произносимых без всякой системы, без всякой связи одной с другой». Это приводило к тому, что чтения теряли образовательный характер, но в то же время способствовали организации культурного досуга трудящихся (7,с.101) В.И. Водовозов, один из пропагандистов народных чтений, писал следующее: "Цель народного чтения - поднять образование этой массы, воспитать её в духе тех начал, какие везде признаны образованным обществом, а как народ переработает эти начала сообразно своему характеру, какие сделает из них применения для своей жизни, - это уже его дело. Создавать чужую жизнь нельзя: можно только облегчать правильное её развитие и созидание."(26,с.427)

Тексты лекций утверждались цензорами. Лекторы на чтениях не имели право читать ничего своего: лекции издавались в специальных брошюрах, одобренных комитетом МНП (7,с.113) Тематика чтений была строго оговорена, и там, где народные чтения проводились систематически, темы повторялись, что уменьшало интерес населения и снижало их образовательное значение. Однако «тем не менее, чтения пользовались успехом» (7,с.113), что подтверждает и В.И. Водовозов: "Мы видели, какой успех имели в последнее время чтения и спектакли. Бог даст, к ним не охладеет публика, зная, для какой благодетельной цели они служат. Нужно только, чтоб эти чтения и спектакли устраивались не всяким, кому вздумается, а лицам, сколько-нибудь известными в обществе, доверенными от разных собраний и комитетов и чтоб в сборе и употреблении сумм давалась возможно полная отчётность. Можно надеяться, что всякое чтение, издание полезной для народа книги, всегда возбудит сочувствие" (26, с.409)

В Красноярске испытывалась нехватка помещений для проведения общественных мероприятий. В 1888 году сгорело помещение театра. Между тем, во второй половине девятнадцатого века в российских городах стали появляться Народные дома- просветительные учреждения. В них обычно размещались библиотеки-читальни, чайные, залы для спектаклей и лекций. В обществе попечения о начальном образовании возник замысел о создании в городе Народного дома. Был организован сбор денег и вскоре сумма пожертвований составляла 13 тысяч. Общество врачей предоставило льготный заем в размере 20 тысяч. Значительную финансовую помощь оказало местное купечество. 17 февраля 1902года состоялось торжественное открытие Народного дома, которому было присвоено имя А.С. Пушкина. Именно здесь были организованы бесплатные чтения для взрослых и учащихся.

Общество попечения о начальном образовании содержало за собственный счет ряд учебных заведений. В 1887 году общество произвело перепись детей, которые не обучались в школах. Их оказалось свыше700. В 1888 году общество открыло еще одну школу. Для нее оно сняло частный дом на Мало - Качинской улице.

Количество детей в ней на протяжении многих лет не превышало 45, а на содержание уходило чуть больше тысячи рублей.

В каждом открываемом начальном училище общим собранием избирались почетные блюстители. В частности, в вышеназванном училище почетной блюстительницей была избрана А.П. Кузнецова. Активное участие в открытии этой школы сыграл городской голова золотопромышленник Николай Кириллович Переплетчиков. Мало того, он проявлял непосредственную заинтересованность в оборудовании этого училища и ежегодно вместе с А.П. Кузнецовой жертвовал на его содержание от 200 до 300 рублей. Большую роль в подборе почетных блюстителей и смотрителей принимала администрация губернии. В архиве найдены интересные документы, свидетельствующие о настойчивой работе по привлечению богатых граждан к общественной просветительской деятельности.

В 1883г от Енисейского губернатора в адрес Ивана Ивановича Токарева, Ивана Герасимовича и Александра Николаевича Гадаловых поступает разрешение «быть почетными блюстителями Городского училища». Казалось бы, что все пойдет по заведенным правилам: от купцов получают положенные взносы, они будут выполнять обязанности. Но неожиданно в адрес губернатора поступает письмо от И.Г. Гадалова, в котором он в самых изысканных выражениях обращается вопросом, когда он дал согласие стать почетным блюстителем? (57,.с.49)

Трижды Гадалов пытается, не нарушив субординации, вежливо, но настойчиво отказаться от «почетной обязанности». Навряд ли дело было за взносом –Иван Герасимович был известным благотворителем. В конце концов его согласие было найдено: иркутский губернатор отправил бумагу, которая удостоверяла, что И.Г. Гадалов давал обещание стать почетным блюстителем народного училища (57,с.55)

Подчас эти «почетные» обязанности были в тягость попечителям, т.к. никакой помощи кроме материальной, учебные заведения от них не ждали. Тем более, что государство, создавая институт попечительства, само урезало их права, что не могло не сказываться на степени заинтересованности в несении этих обязанностей у людей независимых и самодостаточных. Например, Положением 1864г попечители народных училищ были фактически приравнены к заведующим училищами, неся равную ответственность за вхождение в «сношения» с уездным училищным советом. Попечители могли даже стать представителями этих советов (31,с.16). Школьный попечитель делался по Положению главою школы на местах и опорою во всех внешних делах. Это «придавало деятельности и положению этих лиц особый интерес и значение, являвшееся лучшим и, можно сказать, -единственно «приличным награждением» для тех, кто должен был принести школе свои силы и способности без всяких корыстных и тщеславных побуждений». (31,с.16)

Однако, уже в 1871 году был выдвинут принцип для подбора попечителей не только по их нравственным качествам, но и по возможности материально поддерживать школы. Это сузило круг лиц, искренне заинтересованных в попечительстве. Положением 1874г попечители были лишены возможности становиться членами училищных советов. Это был еще один удар по институту попечительства. В Положении от 16 ноября 1885г ничего не говорилось о том, что попечители могут присутствовать на экзаменах, т.е. прямо или косвенно им отводилась роль лишь пассивных жертвователей. (31,с.16)

Данные ограничения снижали роль попечителей в их собственном мнении и в оценке их деятельности общественностью. Это было понятно, в первую очередь, самим попечителям и блюстителям, что вызывало у них психологическое противодействие: из довольно значительного числа купцов благотворителей было не очень много, а число просителей достаточно велико. Ситуация подчас складывалась такая, как ее однажды описал П. Третьяков: «В прошлом году почему-то прошел слух…, что я пожертвовал коллекцию городу и тотчас же пошли прошения. Вот обидно-то, вот понимания чего нет. Если человек что-нибудь сделает подобное по их понятиям, то значит, ему некуда денег девать». (19,с.270)

В 1890 году на средства общества были открыта женская воскресная школа, а в 1892 году - мужская воскресная школа. В1893 году женскую школу посещали 76 человек в возрасте от 10 до24 лет. Все ученицы делились по группам. Занятия начинались в каждое воскресенье с 11 часов утра молитвой, а затем проводились уроки до 3-х часов дня. Отдельно проводились уроки рукоделия. В отчетах фиксируются результаты: большинство учениц сознательно читают и любят книгу. Даже в воскресных школах организовывались елки, "туманные" картины, хороводы, пение, русские танцы, чаепития. (122,с.13). Это были первые воскресные школы в губернии, хотя МВД ещё в 1860 году отправило в Сибирь циркуляр с извещением о том, что "в некоторых городах для распространения грамотности и развития нравственности в ремесленном классе признано полезным учредить воскресные школы". Опять же первые воскресные школы были открыты в Иркутске, Омске, Тобольске. Этот процесс пошёл быстрыми темпами, которые не могли не насторожить правительство, которое в том же году начало ограничивать их деятельность. Окончательно вопрос о закрытии воскресных школ был решён в 1862 году, и они начали возрождаться после издания положения от 25 мая 1874 года о начальных училищах, по которому воскресные школы могли учреждаться для "образования лиц ремесленного и рабочего сословий обоего пола, не имеющих возможности пользоваться учением ежедневно", правительством, частными лицами, городскими и сельскими обществами с предварительного разрешения инспектора народных училищ. В Красноярске первыми лицами, пришедшими трудиться безвозмездно в воскресные школы были священник В.Е. Захаров и преподаватель учительской семинарии Д.В. Никитский – оба они были широко образованными незаурядными людьми. (90, с.10)

Русский педагог Водовозов писал о воскресных школах: "Воскресные школы открываются частными лицами, учение бывает один раз, много - два в неделю. Отрывая несколько часов от работы для воскресного отдыха, сюда приходят учиться в городах дети, приходят добровольно и взрослые, и грамотные за той наукой, какая им понадобится. Заохотив их к знанию, можно бы спасти многих от пьянства и отчаянного разгула. Нравственное влияние воскресных школ несомненно."(26,с.411)

Преподаватели воскресных школ никакого вознаграждения не получали кроме «нравственного удовлетворения», которое им давало сознание, что они работают для блага ближнего. «Это сознание и дает им силу нести свой нелегкий и бескорыстный труд». В основном это были учителя. (8,с.124)

Системе казённого образования в воскресных школах были противопоставлены добровольное посещение занятий, общедоступность, бесплатность обучения, отсутствие наказаний. Школой руководил педсовет, который определял содержание программ. Преподаватели школ считались с запросами взрослых учащихся, имевших жизненный опыт, вносивших предложения по усовершенствованию учебного процесса и внутреннего распорядка. Продолжительность обучения равнялась 30 - 35 дням в году, и эти школы не могли удовлетворить потребности народа в знаниях. Возможности этих школ ограничивались ничтожностью средств, которые могло выделить общество, отсутствием книг для взрослых, нехваткой преподавателей, однако, нужно учитывать, что посещение школ было добровольным и они не пустовали, значит, были востребованы населением. По программе воскресные школы относились к типу начальных училищ. Г.А. Бочанова в своей работе "Внешкольное образование рабочих Сибири в конце ХIХ - начале ХХ века" писала: "В случае открытия как самостоятельных, по настоянию обер-прокурора синода и в соответствии с циркуляром МНП от 4 сентября1891 года, школы должны были иметь "церковно-православный характер" и работать под наблюдением священника. Совместное обучение лиц обоего пола запрещалось. Так, в 1904 году енисейский губернатор подавал прошение об открытии в Канске смешанной школы, но получил отказ, мотивированный тем, что "воскресные школы учреждаются исключительно для учащихся одного пола".(20,с.190)

В 1888г Дума передала обществу попечения городской сад и общество приступило к устройству в нем гимнастических упражнений и игр. Главное руководство по организации этих мероприятий взял на себя директор учительской семинарии И.Т. Савенков. Очень скоро сад стал любимым местом отдыха горожан. (90, с.81)

Инициативу по проведению спектаклей, вечеров брали на себя отдельные члены общества, а остальные помогали организационно и материально. В частности, почетный член общества Н.К. Переплетчиков решил в новогодние дни 1891г устроить праздник для всех детей городской бедноты. Он обратился к членам общества помочь провести это мероприятие. Духовная и бескорыстная работа вылилась в прекрасный праздник для 500 детей в городском театре, после чего проведение общегородских елок стало традиционным (90,с.10)

Как напишут через четверть века, «это было время, когда российский обыватель увлекался этими «малыми делами». Других не было, а нужно было жить и чем-нибудь наполнять эту жизнь, кто не мог всецело уйти в карты и водку». (170,.с.57)

Члены общества подчас выдвигали идеи, опережавшие время: Е.Г. Шольп в 1894г предложил заняться внешкольным образованием, но в тот период члены общества были охвачены одним стремлением - открывать школы. Воспитательные задачи не ставились так остро, как образовательные. Пройдет 10лет, и общество изменит свою направленность, сосредоточив усилия на организации досуга (90,с.15)

Рассмотрим некоторые статистические данные. В 1892 году в г. Красноярске проживало 18 тысяч жителей, детей от 9 до 14 лет было 1260 человек. В этом году город располагал 13-ю начальными училищами. Три содержалось на средства города, два - на деньги общества попечения о начальном образовании, 1 - на средства мещанского общества, 1 - на средства казны (при Красноярской учительской семинарии), 3 - на средства духовного ведомства; мужская и женская воскресные школы - на средства общества попечения, Владимирский детский приют и 1 частная школа. Во всех учебных заведениях обучалось 600 детей. Затраты города на содержание школ составили 4495 рублей, общества попечения о начальном образовании - 876 рублей, мещанского общества - около1000 рублей, учительской семинарии - 1200 рублей, т.е. всего около 8600рублей или по 14 рублей на каждого учащегося. Во всех перечисленных школах работало 36 учителей. Красноярские городские власти не всегда оперативно решали образовательные задачи. 23-24 января 1897года был поднят вопрос о строительстве помещения для второго начального училища. К сожалению, этот вопрос волокитился до 23 августа1907 года, когда Училищная комиссия в очередной раз вошла в Городскую Думу с предложением построить каменное здание, как более надежное и практичное. Известно, что строительство начальных училищ должно было финансироваться за счет местных бюджетов, и поэтому самый главный вопрос был: во что обойдется это строительство и где взять деньги. Разработать проект и сделать смету взялся бесплатно инженер В.А. Соколовский. После того, как Думе были представлены все документы, комиссия предложила остановиться на сумме 50000 тысяч рублей. Деньги Дума заняла у общества попечения о начальном образовании, продав ренты на 25000 рублей и позаимствовала у Общественного банка 30000 из 95 годовых. Долг обществу предполагалось покрыть за 6 лет, а долг Общественному банку - за 7 лет. (117,с.12). 13сентября 1909 года школьное здание было принято комиссией и уже в том же году в нем обучалось 170 детей.

Анализируя значительное число не обучающихся детей, председатель общества Н.А. Шепетковский сказал: "Эта внушительная цифра указывает на то, что нашему обществу много нужно поработать, многих привлечь в состав своих членов, чтобы, собрав таким путем средства, приблизиться к идеалу, начертанному на знамени общества: "Ни одного неграмотного". (121,с.26).

Были ли резервы для вовлечения новых членов? Да, существенные. От общего числа проживающих в городе в обществе состояли: 48 чиновников (одна десятая часть всех чиновников города),одна десятая всех офицеров, одна двенадцатая от числа духовенства, одна треть преподавателей и половина врачей.

Члены общества активно работали по расширению состава, и это у них получалось. Семьи купцов Гадаловых, Кузнецовых, Востротиных, Гоштовтов, Гоголевых, Емельяновых, Кусковых, Крутовских, Карповичей, Куркутовых, Квятковских, Коноваловых, Ларионовых, Ляпусных, Матвеевых, Рачковских, Юдиных, Шепетковских активно работали в обществе. Это было почётно. Авторитет общества был высок: Иннокентий Михайлович Сибиряков, иркутский золотопромышленник, активнейший член Санкт-Петербургского общества содействия студентам сибирякам, был членом Красноярского общества. Известный исследователь Сибири П.М. Головачёв, автор множества книг о Сибири, приват-доцент русской истории в МГУ, впоследствии редактор журнала "Сибирские вопросы", сотрудничал с обществом, и в 1892 году пожертвовал 20 экземпляров своей брошюры "Сибирь в Екатерининской комиссии".

В 1893 году Николай Кириллович Переплётчиков перед смертью завещал обществу попечения о начальном образовании 25000руб-лей.(112,с.14) Это денежное вливание благотворно подействовало на активизацию его работы.

Ориентация на решение только образовательных задач была довольно ограниченной. С.Н. Булгаков упрекал интеллигенцию в том, что она в своем просветительстве пренебрегает религиозной культурой личности, заменяя простым сообщением знаний: «Человеческая личность не есть только интеллект, но прежде всего воля, характер, и пренебрежение этим жестоко мстит за себя. Разрушение в народе вековых религиозных устоев освобождает в нем темные стихии».(27,с.64)

Среди членов общества было немало известных не только в г. Красноярске, но и в России людей. К их числу принадлежал Геннадий Васильевич Юдин. Уроженец Тобольской губернии, он под влиянием отца рано проявил склонность к чтению и коллекционированию книг. В этом ему помогли многочисленные поездки по России за границу. Занятия торговлей и промышленностью не принесли ему успеха, но, выиграв по билетам Второго государственного займа и лотереи 250тысяч рублей, он построил винокуренный завод, который стал давать приличный доход. Кроме того, Юдину принадлежали золотые прииски в Ачинском, Красноярском и Минусинском уездах, он был также крупным домовладельцем в Красноярске. Всё это позволило ему выделять большие суммы на покупку книг, развернуть широкую деятельность по созданию библиотеки.

Установление регулярных связей с крупнейшими книготорговцами Москвы, Петербурга и других городов России, большие средства, которые он не жалел на приобретение книг, - всё это превратило Г.В. Юдина в одного из самых активных и платёжеспособных покупателей на книжном рынке. Г. Юдину удалось приобрести до 4-х тысяч томов из библиотеки историка М.П. Погодина. Ежегодно на приобретение книг Юдиным расходовалось от 3-х до 18-и тысяч рублей. В библиотеке было много редких рукописных материалов по истории Русской Америки, относящиеся к ранним поселениям русских на Аляске, дневники, письма и донесения русских путешественников, рукописи С.Т. Аксакова, Н.В. Гоголя, Л.Н. Тостого, А.П. Чехова и других известных писателей. В 1907 году Геннадий Васильевич Юдин продал своё собрание Библиотеке конгресса в США за очень маленькую сумму - 40 тысяч долларов. В отчёте Библиотеки конгресса за 1906 - 1907 годы можно прочитать: "Хотя формально это была покупка, но затраченная сумма далеко не соответствовала приобретению, поэтому поступление юдинской библиотеки можно рассматривать как дар, и как таковой она и была представлена публике."(196,с.3-5)

Впоследствии Юдин собрал ещё одну библиотеку, которая была реквизирована у наследников в 1920 году и составила основу фонда Красноярской краевой научной библиотеки.

В 1894, 1896, 1897, 1903 годах общество открывает по одной школе, в каждой из которых обучалось по 45-50 детей. Таким образом, мы видим, что первые начальные школы города Красноярска обязаны своим появлением в равной степени губернатору Замятнину и обществу попечения о начальном образовании во главе с Н.А. Шепетковским. Просветительская деятельность Н.А. Шепетковского была известна далеко за пределами г. Красноярска. В 1890г в ж. «Русская школа» было опубликовано сообщение о чествовании Красноярской городской думой Н.А. Шепетковского, председателя городской училищной комиссии с 1881г, основателя общества попечения о народном образовании. В сообщении отмечалось, что «благодаря совместной деятельности училищной комиссии и общества попечения число городских школ в Красноярске поднялось за 6лет с 3 до 5, а число учащихся с 85 до 257, причем указывалось, что в кассу общества за последние 5лет поступило 12тыс. руб., что позволило обставить все 5 училищ мебелью и снабдить учебными пособиями, устроить библиотеку для учителей и учащихся. (3,с.163) Особенно Николай Александрович смог активизировать деятельность по развитию просвещения с 1897 года, когда его избрали на должность городского головы, причём, избран он был на два срока подряд, что говорило о популярности этого человека. И хотя тогда в выборах принимало ограниченное число человек, всеобщее избирательное право отсутствовало, выборщики должны были считаться с общественным мнением. Заботы городского головы, связанные с удорожанием жизни горожан, прибытием переселенцев, ухудшением правовой обстановки, трагическими событиями, произошедшими в городе в 1905 году, не ослабили всегдашнего стремления Николая Александровича к улучшению положения дел в образовании. На посту городского головы он находился до 22 января 1906 года, и за это время открывались новые начальные школы, увеличивалось число учащихся. В 1907 году Н.А. Шепетковскому было присвоено звание Почётного гражданина Красноярска. 18января 1914 года третьему приходскому училищу было присвоено имя Н.А. Шепетковского и в главном зале был вывешен его поясной портрет. Это была, действительно, самая высокая оценка его деятельности на ниве народного просвещения.(13,с.203-204) Кроме открытия школ общество попечения о начальном образовании занималось и другой просветительской деятельностью. Начиная с 1898 года учителя открытых начальных училищ начали создавать коллекции наглядных пособий и делать 20-копеечные взносы на их приобретение. К 1902 г. сумма взносов и пожертвований на эти цели достигла 547 рублей и это дало возможность основать передвижной педагогический музей, который вплоть до 1908 года в Сибири был единственным. Попытки создать подобные учреждения в других городах Сибири заканчивались неудачей.(148,с.3)Идея создания музея была популярна среди отдельных граждан города. Н.Г.Тарасов пожертвовал коллекцию свеклосахарного производства, Е.Е.Коновалова -коллекцию кокосовой пальмы, череп дикой козы. Когда Владимир Михайлович Крутовский поехал в Петербург, ему вручили небольшую сумму денег на приобретение необходимых для музея предметов. Он приобрёл 4 ящика насекомых и привёз в дар от Санкт-Петербургского педагогического музея минералогическую коллекцию из 112 образцов. Тем временем пожертвования продолжали поступать: от А.А.Кузнецовой – 7 коллекций по технологии, О.М.Шарыповой - коллекция писчебумажного производства, модели земледельческих орудий и т.д. В 1900 году все предметы были собраны в учительскую комнату 3-го народного училища, и началась выдача пособий. В отчёте о работе музея отмечается, что многие учителя не интересовались наглядными пособиями и брали их мало, поэтому организаторы музея убеждали, советовали, оповещали учителей об экспонатах. Однако интерес к музею не пробуждался. И музейный кружок обратился в совет общества попечения о начальном образовании с предложением принять музей в число своих просветительных учреждений с назначением ему ежегодной субсидии. В декабре 1902 г. музей был перемещён в помещение Народного дома и положение его стабилизировалось. Ежегодно приобретались картины, пособия, препараты. За 10 лет музею было пожертвовано 1404 предмета и число наглядных пособий к1908 году достигло 4644. Но чем богаче становился музей, тем всё более ощущался недостаток книг, которые помогли бы более результативно использовать имеющийся наглядный материал. Учителя, читавшие лекции, нуждались в специальных справочниках. В1904 году члены музея начинают создавать научно-популярную библиотеку, ценные пожертвования в которую сделали А.П.Кузнецов и А.А.Саввиных.

В том же году была устроена мастерская дешёвых картин для волшебного фонаря, основная расходная сумма в размере 50 рублей была пожертвована опять же А.П.Кузнецовым. Так как в музей стали приходить ученики, возникла необходимость проводить лекции и беседы. Они были организованы в 1904 году. В основном они касались технических и географических вопросов, но впоследствии стали проводиться опыты по физике и демонстрировались картины волшебного фонаря. Детей во время лекций делили по возрасту. В отчётах можно прочитать, что дети "слушали с большим интересом", "принимали живое участие в беседах", "живо усваивали предмет лекций". Для слушателей предлагалось заполнить анкеты, в которых можно было прочитать: "от этих лекций можно поучиться", "я желаю слушать такие чтения и на будущее время". Однако помещение, занимаемое музеем, было неудобным, и это не давало возможности демонстрировать наглядные пособия в полном объёме. Большинство экспонатов хранилось в ящиках и шкафах. Это всё сдерживало развитие просветительской роли музея. В отчёте за 1904 г. можно прочитать: "Если помещение музея в Народном доме удобно по центральности своего положения, то, с другой стороны, приходится отметить такие дефекты, как постоянная грязь в фойе, занимаемом музеем, где моют только два раза в год, а потому самая ужасная заражённая пыль носится в воздухе, которым очень неприятно и тяжело дышать. Мыть полы на средства музея было бы дорого, не менее 3 рублей в месяц, за 10 месяцев-30 рублей- это цена подвижной коллекции для какой-нибудь сельской школы, чем музей не может пожертвовать в виду ограниченных средств, были иногда неприятные столкновения с прислугой театра и даже с антерпренёром, как это имело место 1ноября отчётного года, когда учитель-лектор был оскорблён антепренёром в присутствии 80 человек детей». (148,с.9) Положение не изменилось и в последующем: постепенно количество лекций сошло на нет, а музей стал ограничиваться приобретением пособий и их выдачей учителям. Такая деятельность музея продолжалась вплоть до революции1917 года.

Общество попечения о начальном образовании принимало участие в организации юбилеев Н.В.Гоголя, В.А.Жуковского, Л.Н.Толстого. Любые мероприятия требовали финансовых расходов, и председатель общества попечения о начальном образовании с горечью констатирует: "Справедливость требует также сказать и то, что почти никогда инициатива таких ассигнований не исходила из городских управ и являлась всегда извне от общественных организаций частной инициативы."(160,с.107)

3 ноября1897 года обществом попечения была открыта бесплатная библиотека. Уже за 5 лет своего существования она имела3366 подписчиков. За этот период ею было выдано 8 582 книги. 7 февраля 1902 года был открыт Пушкинский Народный дом и библиотека была размещена в нём. Заведующим библиотекой был Н.А.Шепетковский. В анализе работы библиотеки в 1902 году отмечалось, что "интерес к серьёзному научному чтению растёт, средства же удовлетворить этот интерес у библиотеки остаётся по-прежнему малы". В отчёте указывалось и на такое типичное "печальное явление", как неаккуратное возвращение книг. Эта библиотека просуществовала до 19 марта 1920 года, когда заседанием коллегии Енисейского губернского отдела народного образования было принято решение её " положить в основание библиотеки Енисейского губернского ОНО. Право пользования книгами предоставить всем работникам по народному образованию. Предложить библиотечной секции озаботиться увеличением библиотеки и пополнением её педагогическими трудами".(41,с.52)

Обществом попечения о начальном образовании был создан книжный склад, причём объём торговли книгами в нём был достаточно большим: в 1916 году директор народных училищ Енисейской губернии заказал там книг для пополнения библиотек для взрослых на 20000рублей.(151,с.87) Общество попечения о начальном образовании организовывало книжную торговлю в Красноярске и во всей губернии. Когда в 1915г общество взаимного вспомоществования учащим и учившим обратилось к ним с предложением отчислять 0,5% с выручки от заказов школ Енисейской губернии на строительство Учительского Дома, то общество попечения общим собранием от 8 ноября 1916г приняло решение об отчислении в фонд строительства и в этом же году перечислило 208рублей. Причем, в целях увеличения подобных взносов общество предложило проводить разъяснительную работу среди губернских учителей, чтобы сельские школы делали заказы на книжном складе общества и сумма отчислений могла бы увеличиться до 800рублей в год. Революция, гражданская война разрушили эти планы.

Среди членов общества попечения было немало интересных людей. Среди них - И.А Лопатин, А.С.Еленёв, И.Т.Савенков и другие. И.А.Лопатин-уроженец г.Красноярска. Он был членом географического общества. И.А.Лопатин первым провёл геологическое исследование низовьев Енисея, указав на будущие перспективы промышленной разработки норильских руд. Лопатин организовал несколько научных экспедиций в районе среднего и верхнего течения Енисея, низовьев Ангары. Он проводил археологические раскопки и собрал прекрасную коллекцию поздней бронзы. А.С.Еленёв - директор мужской гимназии города Красноярска. Интересный, разносторонне одарённый человек, он провёл исследование Бирюсинских пещер, обнаружил стоянку первобытных людей каменного века. Когда в 1887году Русское физико-химическое общество организовало наблюдение за полным солнечным затмением, то в Красноярске столичным учёным помогал А.С.Еленёв. В группе красноярских специалистов, организовывавших эти исследования, был И.Т.Савенков. Это был неутомимый общественный деятель, активно работавший в обществе попечения о начальном образовании с момента его основания. Иван Тимофеевич работал директором Красноярской учительской семинарии. В 1892 году он издал книгу "Опыт наставления выпускным воспитанникам учительских семинарий, начинающим сельским учителям и учительницам, " О главнейших обязанностях народного учителя". Блестящий педагог и организатор, Иван Тимофеевич смог сплотить коллектив семинарии, сориентировать его на творческую работу. Авторитет учительской семинарии был высок. Савенков использовал любую возможность для пропаганды просвещения. Согласно его статистике, в 1899 году на народное образование в Енисейской губернии было израсходовано по 8 копеек на учащегося. Только пять женщин из тысячи могли учиться грамоте, а в начальных школах обучалась одна сто двадцать седьмая часть населения губернии. Из каждой сотни мужиков только один умел читать и писать, а одна школа и один учитель приходились на3200 человек населения. В 1889 году из 66750 детей в начальных школах обучалось только 3520 человек.(14,с.261). Высокий научный уровень отличал труды И.Т.Савенкова по археологии Сибири. Он провёл археологические и геологические изыскания в окрестностях Красноярска, открыл палеолитическую стоянку на Афонтовой горе.(14,с.258)

В числе членов общества активно работал Е.Ф.Кудрявцев. Сын крепостного крестьянина графов Уваровых из Чембарского уезда, он был в раннем возрасте привезён в Красноярский уезд своим сосланным отцом. Живя среди крестьян, он изучал их быт и знал их нужды и стремления. В 1873 году в Красноярске открылась учительская семинария и Е.Ф.Кудрявцев первым подал прошение, а через 3 год первым окончил курс и первым был назначен учителем в народную школу. Около 15 лет он был народным учителем. И.В.Савенков, первый директор семинарии, тщательно подбиравший к себе сотрудников, пригласил Е.Ф.Кудрявцева в образцовую школу при семинарии. Несколько позже Е.Ф.Кудрявцев увлекается печатным делом и в 1888 году он открывает типографию, начинает издавать первый печатный общественный орган в губернии "Енисейский справочный листок". В 1890 году газету назвали "Справочный листок Енисейской губернии", затем "Енисей", "Сибирский край". Газета сначала выходила один раз в неделю, потом 2-3, и уже "Сибирский край" - ежедневно. Будучи редактором, он бесплатно помещает объявления общества попечения, пропагандирует его деятельность через газету. Впоследствии он разорился и служил в разных учреждениях канцеляристом, а затем личным секретарём у члена Государственной Думы Челышева, одного из пропагандистов трезвого образа жизни. В последние годы жизни Е.Ф.Кудрявцев был редактором "Сибирской мысли", где первым ввёл 8-часовой рабочий день, внимательно относился ко всем, кто к нему обращался. Умер Е.Ф.Кудрявцев 22 мая 1916 года.(167,с.87)

В тревожные дни 1905 года представители общества попечения о начальном образовании пытались выработать своё отношение к происходящим в городе событиям. 20апреля 1905 г. в Народном доме, когда собрались представители общества попечения о начальном образовании и других благотворительных организаций, было принято решение разрешить присутствовать на заседании всем желающим. В зале собралось около 600 человек, среди которых были представители разных партий, социальных слоёв. В листовке Красноярского комитета РСДРП(б) собрание характеризовалось следующим образом: "Первоначально был заслушан доклад, а затем начались речи. Говорилось о нашем политическом бесправии, экономическом угнетении. Безотрадные картины рисовались густыми и пышными красками. Указывали даже и на виновника, только туманно, экивоками. Громы сыпались по обыкновению на бюрократию. Предпоследний оратор пообещал, впрочем, собранию прямо взять "быка за рога", но вышло как-то так, что он тоже тащил его за хвост. Пока таким образом разводились сердечные разглагольствования о несчастиях родины и сыпались громы на бюрократию-всё шло как по маслу. Но вот на кафедру входит наш товарищ и просит у председателя слова, тот не соглашается, товарищ настаивает, тогда председатель умоляет "не говорить ничего особенного". Но едва товарищ начал, как председатель засуетился, бросился к звонку и объявил, наконец, заседание закрытым".(176,стр.22-23)

Выступление "товарища", о котором говорилось в листовке - это выступление члена Красноярского комитета РСДРП М.К. Ветошкина, сводилось к следующему: "Школа и все остальные области общественной жизни тесно и неразрывно между собою связаны. Изъять из рук правительства одну область и оставить в его руках другую нельзя. Но чтобы отнять всю область политического управления страной, нужно избавить себя от ненавистного правительства, нужно уничтожить самодержавие".(176,стр.24)

До 1905 года большинство либерально-буржуазных деятелей не определилось в политическом отношении достаточно чётко, и не проявляло достаточной активности. Революция открыла новый этап в политических биографиях многих из них. Это было временем оформления политических партий, приведших к размежеванию по партийным платформам, и основная их часть примкнула к кадетской партии, первичная организация которой была создана в Красноярске25-27 октября 1905 года, и была первой в Сибири.

Общество попечения о начальном образовании по политическим взглядам было неоднородным. Его социальный состав определял ориентацию на оценку происходящих событий. Купцы, интеллигенция, мелкие служащие, чиновники - в основном это были люди проправительственных взглядов. К примеру, наиболее авторитетные люди - Н.А. Шепетковский, В.М. Крутовский, Д.Е. Лаппо - были кадетами. Выступая против правительства, черносотенцев, красноярские кадеты дистанцировались от левых партий-эсеров и социал-демократов: "Идее диктатуры вооружённого пролетариата мы не сочувствуем, т.к. всякое иго, будет ли оно иго самодержавия, или иго вооружённого пролетариата, есть иго, а мы стремимся осуществить свободу". (7,стр.20)

В.М. Крутовский 22 декабря 1905 года заявлял: "Крайние партии идут революционным путём, а Свободная Народная партия - легальным".(7,стр.20) Поэтому революционные события в городе, закончившиеся вооружёнными столкновениями между рабочими и правительственными войсками, не могли не напугать умеренно настроенных интеллигентов, согласных на постепенные уступки царя и правительства.

В.М. Крутовский, уроженец Енисейской губернии, принадлежал к числу демократической интеллигенции. Он вырос в богатой семье золотопромышленника, закончил Красноярскую гимназию, затем Медико-Хирургическую академию в Петербурге. В студенческие годы он познакомился с революционными идеями. Проработав непродолжительное время врачом в Ачинске и Красноярске, он приезжает опять в Петербург, где вместе с женой Л.М. Крутовской сближается с революционерами из "Народной воли". 12 февраля 1885 года Крутовский был арестован и после следствия выслан в Красноярск. Именно здесь он развернул общественную деятельность в обществе попечения о начальном образовании и в обществе врачей. Он был разносторонне одарённым человеком, прекрасным специалистом, исследователем, общественным деятелем. По предложению В.М. Крутовского в ноябре 1883г. на одном из заседаний городской санитарной комиссии было принято решение просить Городскую Думу открыть бесплатную больницу, которая и была открыта на средства городского бюджета, И.М. Сибирякова, Гадаловых, Л.П. Кузнецова. Совместно с И.Т. Савенковым и И. Коноваловым Владимир Михайлович доказал необходимость использования солёных озёр на юге края в медицинских целях. В 1895 году по его инициативе на озере Шира был открыт приют для лечения бедняков. Средства для его открытия и содержания были собраны обществом врачей, в котором В.М.Крутовский играл большую роль. Приют был рассчитан на 20человек. Общество врачей в 1889 году открыло первую в Сибири женскую фельдшерскую школу. Крутовский писал: "Работа в лечебнице и по хирургическому бараку заставила обратить внимание на недостаток в Сибири фельдшерского персонала. Большинство фельдшеров в Сибири принадлежало к типу ротных фельдшеров. Фельдшериц совсем не было. Явилась мысль создать при учреждениях общества женскую фельдшерскую школу".(46,с.12) Срок обучения в школе был трёхгодичный, а с конца 1905 года - четырёхгодичный. Общее количество обучающихся достигало 170 человек. Членами попечительского совета фельдшерской школы были выбраны А.П.Кузнецов, Н.К.Переплётчиков, В.А.Данилов. Попечительницей школы стала Александра Петровна Кузнецова. Двенадцать врачей вели занятия в школе бесплатно.(53,с.12)

"Контингент слушательниц школы обычно состоял из лиц, крайне необеспеченных. Пришлось позаботиться о доставлении им кое-каких средств, подыскивать работу. С этою целью при фельдшерской школе возникает общество попечения о неимущих ученицах фельдшерской школы," -писал В.М.Крутовский.(101,с.12) Однако рассчитывать только на щедрость благотворителей общество не желало, ему нужны были постоянные источники доходов, и поэтому оно открывает аптеку, что значительно упрочило его материальное положение: "Общество из средств аптеки ежегодно расходует на свои благотворительные дела около 7500 рублей и уже более не обращается за помощью к общественной благотворительности, а, наоборот, само благодетельствует".(101,с.12)

Лишь с 1903 года школа стала получать от государства по 6500 рублей в год на содержание. Небольшая плата за обучение (10 рублей в год), а иногда и освобождение от неё полностью, предоставление общежития иногородним, отсутствие ограничений в приёме по национальному признаку делало школу доступной для широких слоёв населения. Именно В.М.Крутовский, как член общества попечения, предложил создать летнюю детскую колонию для слабых бедных детей. 1 июля 1903г колония была открыта в с.Есаульском, а затем в Маганском и стала функционировать ежегодно (90,с.18).

Красноярский историк Г.В.Быконя пишет о Крутовском: "В мировоззрении Крутовского в это время сложно переплетались демократические и либеральные черты, преломлявшиеся через областническую концепцию. В его практической деятельности отчётливо выразились устремления, характерные для прогрессивной интеллигенции: поднять хозяйственный и культурный потенциал огромного края, поставить его на службу широким общественным интересам. Заслуги этого деятеля в общественной и культурной жизни края не должны быть забыты."(14,с.298)

Прогрессивность либеральной буржуазии определялась объективной необходимостью буржуазных преобразований общественного строя России. Буржуазия стремилась совершать преобразования реформистки. В первой половине 1905 года либерально-буржуазному движению в Сибири не хватало организованности. Летом 1905 года областники приступают к созданию своей политической организации. В июне-июле в сибирских городах обсуждается выработанный в Томске "Проект основных положений Сибирского областного союза". В Красноярске инициатором создания группы "союза" выступило общество врачей, возглавляемое В.М.Крутовским.

Однако осень 1905 года принесла либералам серьёзные испытания, которые не могли не отразиться на общественно-политической деятельности. Крутовский писал:"...Одновременно началась эпоха митингов и практическое осуществление свобод, обещанных манифестом 17 октября. Одновременно же по всей России пронёсся кровавый ураган черносотенных погромов, и наш Красноярск не представлял в этом отношении исключения....Памятно 21 октября1905 года и осада чёрной сотней Народного дома. В декабре Красноярск переживал исключительное время свобод, а затем вдруг и без всякого перерыва последовало военное положение и осада железнодорожных мастерских. Январь, февраль и март - расплата за всё прошлое и воцарение жестокой реакции."(46,с.151)

Фактически деятельность обществ была под бдительным контролем властей даже в разгар революции. В частности, 26 сентября1905 года общество врачей планировало провести традиционное собрание, посвящённое очередной годовщине со дня основания, но губернатор выдвинул "совершенно необычные условия, принятие которых правление признало несовместимым с достоинством общества...и постановило отказаться от устройств публичного заседания."(46,с.152)

Просветительское движение обществ на первых порах было единым, направленным на решение одной социальной проблемы - образовательной. Однако в ходе революции 1905-07 годов начинается размежевание их членов по политическим взглядам: одни были приверженцами либерально-монархической буржуазии, другие- революционной демократии. Вокруг них группировались различные промежуточные группы.

После революции 1905-07г деятельность общества несколько пошла на убыль. Такая ситуация была типичной. М.О. Гершензон писал, что «великая растерянность овладела интеллигенцией».(27,с.91) Казалось бы, в период, когда «реакция торжествует, казни не прекращаются,» должно нарастать сопротивление, однако «в обществе гробовое молчание».(27,с.92) Анализируя впоследствии этот период, члены Красноярского общества попечения указывали, что «в этом нет решительно ничего особенного. Годы освободительного движения с их широким порывом, высокими и грандиозными задачами, естественно, отвлекали силы общества «от малых дел» и направили на более широкую дорогу «гражданских подвигов». Но вот мы опять сидим «у разбитого корыта», и опять приходится приниматься за то же, на чем остановились в 1905г – за организацию сил на почве просветительной и культурной работы. И досадно, и скучно это, - опять начинать «от печки», но ничего не поделаешь, приходится с этим мириться» (170,с.56)

Восстановление работы общества шло медленно. Число членов общества уменьшалось. Богатые и влиятельные люди города, которые давали крупные сумы на благотворительные дела, отстранились от просветительства. Общество же понимало, что развиваться теперь можно, распространяя свое влияние «вширь», т.е. увеличивая свою численность. Анализ ситуации привел к выводу о том, что расширить состав можно за счет среднего класса, но при этом следовало изменить порядок приема в общество. Члены общества решили, что нужно уменьшить взнос для вступающих в него с 3-х рублей до 1, и обратились в Министерство Внутренних дел с просьбой изменить ряд положений устава, в том числе «освободить почетных членов, внесших в кассу 50руб., от уплаты ежегодных взносов».

Проводили члены общества и индивидуальную работу – рассылали персональные письма каждому состоятельному жителю города. С целью популяризации своей работы проводили различные мероприятия, публиковали отчеты о работе. (90,с.5)

Упорная и настойчивая работа энтузиастов дала плоды. Впоследствии они написали: «К счастью, общество не погибло совсем. Мы знаем, сколько погибло совершенно в последний период растерянности и реакции. Красноярское общество начинает оживать после летаргического сна». (170,с.57)

«Малые дела» возобновились: в сентябре 1909г была открыта еще одна воскресная школа для взрослых, вторая бесплатная библиотека в Николаевской слободе, отделение книжного склада. (170,с.58)

За 25 лет своей деятельности члены общества открыли 6 начальных училищ, 3 воскресные школы, 2 книжных склада, 2 народные читальни, детский сад, летнюю колонию, подвижной музей и рукодельный класс. (90,с.21)

Потребности торгово-промышленной жизни вынуждали сибирскую буржуазию включать в программу своих требований к царскому правительству вопрос о введении всеобщего начального образования. Естественно, что постановка этого вопроса приняла особую остроту после буржуазно-демократической революции 1905-1907 годов, когда в борьбу за его разрешение включились народные массы.

20 февраля 1907 года министерство народного просвещения внесло в Государственную Думу законопроект о введении всеобщего начального обучения. К сожалению, проект не стал законом, но тем не менее его основы служили руководящим началом для министерства. Главные положения законопроекта в следующем:

"1) все дети обоего пола должны иметь возможность пройти полный курс учения в правильно организованной школе, т.е. четырёхлетней, с числом учащихся на одного учителя не более 50, с учителем, имеющим установленный законом образовательный ценз и с одним законоучителем;

2) каждая школа должна обслуживать район с радиусом не более 3 вёрст;

3) к числу детей школьного возраста относятся четыре возрастные группы 8-11 лет;

4) земства и города, приступившие к введению всеобщего обучения, получают пособие на учителя в размере 360 руб. и по 60 руб. на законоучителя.(102,с.85)

Красноярская общественность с глубокой заинтересованностью воспринимало публикуемые проекты, и, как увидим далее, принимало меры по реализации отдельных положений проекта.

Однако в городе были политические силы, которые настороженно воспринимали малейшие попытки реформирования школы. В черновых набросках статей черносотенной газеты "Сусанин" имеется достаточно много материалов, авторы которых выражают недовольство не только тем, что не соблюдается форма одежды гимназистами, не выполняются правила поведения, но и даже тем, что начальница женского епархиального училища "во время богослужения ходила по церкви", а в день юбилея Отечественной войны 1812 года "был организован не просто литературный, а литературно-танцевальный вечер".(58,с.4)

В период реакции в учебных заведениях ужесточались требования как к учащимся, так и к преподавателям. Характерными были такие циркуляры, которые постоянно приходили в учебные заведения:

"До сведения Иркутского генерал-губернатора доведено, что учащиеся не посещают храмов Божиих в праздничные, воскресные и царские дни. Прошу начальникам учебных заведений внушить ученикам и ученицам вверенных заведений убедительным словом о необходимости посещения ими храмов Божиих".(59,с.10)

"Многие из учащих начальных и приходских училищ в вверенной мне дирекции позволяют себе не только в своих частных письмах, но и в деловых бумагах писать без твёрдого и мягкого знаков. Не допуская такого небрежного и неразумного отношения к русской грамматике со стороны лиц, коим вверено обучение правильному чтению и письму, покорнейше прошу Ваше Высокородие объявить всем учащим Вашего района, что дальнейшее обнаружение мною отмеченных грамматических ошибок в их правописании повлечёт за собой немедленное увольнение лиц, допустивших таковые, от должности и от службы".(185,с.25)

"Главный инспектор училищ Восточной Сибири предлагает представлять к стипендиям для подготовления в учительскую семинарию только таких учеников, у которых по всем предметам вполне хорошие успехи (а по Закону Божию - балл 5) и сейчас же по окончании ими 2-хклассных училищ."(185,с.22)

"Прошу Ваше Высокородие сделать распоряжение всем учащим, заведующим училищами Вашего района и отцам-законоучителям иметь неослабное наблюдение за учащимися, родители которых принадлежат к секте баптистов, и немедленно увольнять из школы тех из них, которые проявят вредное влияние на остальных учащихся (отказом совершать крестное знамение, непосещением уроков Закона Божия, уклонением от изучения молитв и исполнения таинств), с подробным донесением о каждом таком случае в инспекцию."(185,с.22-23)

Перечень подобных распоряжений можно продолжить, но обстановка, в которой слежка, доносительство, жёсткая регламентация не только внутришкольной, но и личной жизни, не могла не вызывать раскола в обществе. Одни всецело поддерживали подобные меры, другие находили способы выражать недовольство.

Выборы в Государственную Думу, агитация за кандидатов по партийным спискам ещё более разделяли членов общества. Однако революция заставила царское правительство пойти на ряд шагов в области улучшения народного образования. С 1905 по 1915 год число начальных школ в губернии увеличилось с 327 до 781(86,с.115)

Но рост населения губернии далеко опережал потребность в открытии школ. Конечно, положение дел в городе Красноярске было несколько лучше, чем в губернии. Революция дала толчок к переходу ко всеобщему начальному образованию. Одна из важнейших проблем, которую выдвигали буквально все партии, начала медленно, но решаться. Н.С.Юрцовский писал: "Хотя и с опозданием сравнительно с другими областями империи к введению всеобщего образования было приступлено и в Сибири."(195,с.144) 3 мая 1908 года в России был издан закон о финансировании средств на мероприятия земств и городов по введению всеобщего начального образования согласно планам, разрабатываемым земствами и городами и утверждаемым министерством народного образования. 2 января 1909 г. Красноярская училищная комиссия, отчитываясь перед Городской Думой, представила доклад "О введении в Красноярске всеобщего образования", в котором констатировала: "Мероприятия Красноярского городского общественного управления в последние три года по развитию начального образования способствовали тому, что в последние два года начальное образование сделалось общедоступным. Училищная комиссия никому из желающих не отказывала в принятии детей школьного возраста в начальные городские школы, где обучение для всех было бесплатное"(73,с.1) О каких мероприятиях шла речь? Прежде всего, в 1907 г. в Петербург было отправлено ходатайство о том, что содержание школ на бюджете города ему непосильно, и поэтому испрашивались деньги из казны. Департамент народного просвещения затребовал от Красноярска проект перехода на всеобщее начальное образование, что и было выполнено. По закону 1908 года город начал получать деньги из казны на содержание школ, правда, не в полном объеме. Школы, находящиеся на попечении общества по начальному образованию, начали им передаваться на содержание города несколько ранее: с 1903 по 1906 год. Те же самые проце


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: