4 основных этапа анализа:
1. Описание совокупности данных
2. Уплотнение исходной информации.
3. Углубление интерпретации и переход к объяснению
4. Прогноз развития явлений.
Описание совокупности данных
А) Чистка массива.
● выявление ошибок и пропусков, допущенных в ходе сбора и ввода информации.
Здесь задача - поиск "выбросов" (неправильно забитых ответов респондента) и логических нарушений в ходе интервью (например, не сделанный переход).
● коррекция выборки.
Наиболее распространенным методом коррекции выборки является перевзвешивание. При его использовании, ответы более представленной категории респондентов учитываются с определенным коэффициентом (например, 0,9).
Б) Описание
● описание распределения данных по существенным с точки зрения целей и задачи признакам.
Здесь используются методы:
статистической группировки – строятся одномерные распределения;
меры центральной тенденции;
меры рассеяния, вариации.
Уплотнение исходной информации.
|
|
● укрупнение шкал (например, группировка возраста)
● расчет индексов и агрегированных показателей.
Цель данного этапа – сокращение числа признаков, необходимых для анализа.
Углубление интерпретации
и переход к объяснению путём выявления возможных прямых и косвенных влияний по полученным агрегированным показателям.
Цель данного этапа – поиск статистических закономерностей в распределении данных.
Здесь же проверяются основные гипотезы, строятся выводы. На данном этапе основной применяемый метод – корреляционный анализ.
4. Прогноз развития социальных явлений
и процессов при определенных условиях.
Этот этап имеет место лишь в аналитических исследованиях. Происходит построение содержательных представлений об основе процесса.
Методы – регрессионный анализ и т.п.