Лабораторная работа №9

Явление индукции в различных анализаторах

Цель: наблюдать явление контраста, которое, по мнению Геринга, объясняется механизмом индукции, имеющей место как в сетчатке, так и в мозговом конце анализатора (зрительного).

Оборудование: бумага серого, белого и черного цветов; сосуды с теплой (40 °С) и холодной (4 °С) водой.

Ход работы:

1. Рассмотрите две полоски бумаги (серые) на черном и на белом фоне. Рассмотрите фигуру из белых полосок на черном фоне.

2. Поместите руку в сосуд с холодной водой. Затем обе руки поместите в сосуд с теплой водой. В той руке, которая до этого находилась в холодной воде, появится ощущение горячего, что не соответствует абсолютной температуре воды.

3. Отметьте контрастность восприятия раздражителей. Запишите Ваши ощущения ________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какое объяснение, помимо индукции, Вы могли бы дать наблюдаемым явлениям? _________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рис.1. Три пятна На рис.1 изображены три пятна. Переведите взгляд на рис.4, расположенный на следующей странице, а затем снова вернитесь к рис1. Благодаря прошлому опыту Вы можете восстановить по отдельным деталям образ предмета.

Рис.2. Ваза Рубина На этом рисунке фон может быть либо черным, либо белым. Это зависит от того, что человек воспринимает – вазу или два профиля. Фигура и фон взаимозаменяемы: фигура может превратиться в фон, а фон в фигуру. Выделение из фона связано с избирательностью восприятия и является одним из важнейших принципов восприятия (др. принципы см. на рис.6)


Рис.3. Двойственные изображения: А – заяц-утка; Б – молодая-старая женщина


Рис.4. Кролик (см. объяснение к рис.1)

Рис.5. Предметность и осмысленность восприятия: А - силуэтный рисунок; Б – незавершенные фигуры.

А

Б

Рис.6. Некоторые принципы, лежащие в основе организации восприятия:

А – мозг распознает лицо по нескольким штрихам;

Б – здесь воспринимаются три группы квадратиков, а не одна группа из девяти квадратиков;

В – знаки группируются в столбики;

Г – слева мы видим вертикальный прямоугольник, пересеченный горизонтальным прямоугольником, а не прямоугольник, параллелограмм и трапецию, как справа;

Д – один из двух домиков легче воспринимается мозгом как фигура «хорошей» формы. Фигура воспринимается как правильная, когда она имеет несколько или одну ось симметрии.

Рис.7. Константность восприятия: когда постоянство формы усвоено, дверь воспринимается одинаковой, если даже ее проекция на сетчатку глаза меняется.

Рис.8. Константность восприятия: фотография, соответствующая действительному изображению на сетчатке, позволяет осознать, какие корреляции постоянно осуществляет наше зрительное восприятие, т.е. наш мозг.

Рис.9. Зависимость восприятия от жизненного опыта. Группа представителей народности зулу (Южная Африка) перед одной из своих хижин округлой формы. Тот факт, что в их окружении нет вертикальных и горизонтальных линий, существенно влияет на их зрительное восприятие, в частности, у них не возникают иллюзии типа Мюллера-Лайера.

Рис. 10. Иллюзия перспективы: А – благодаря линиям, создающим перспективу, одинаковые фигуры кажутся разными; Б – иллюзия большой Луны возникает, когда она опускается к линии горизонта. Чем выше стоит Луна на небе, тем меньшими кажутся ее размеры.

Рис.11. Иллюзия перспективы:Размеры кошки, изображенной на верхнем рисунке в отдалении, а на нижнем – на первом плане, одинаковы. Однако, наш мозг воспринимает кошку на верхнем рисунке более крупной, чем на нижнем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: