Условно-рефлекторная регуляция деятельности анализаторов
Цель: убедиться в возможности возникновения иллюзий при познании внешнего мира и изучить виды иллюзий и условия, при которых они возникают.
Оборудование: рисунки (компьютерный вариант и приложение).
Ход работы:
1. Если рассматривать две прямые линии, ограниченные стрелками разного направления (рис. 4.1а ), то одна из них (со стрелками наружу) кажется длиннее второй, стрелки которой направлены внутрь (иллюзия Мюллера-Лайера).
Рис. 4.1. Зрительные иллюзии
На рис.4.1б воссоздана ситуация, демонстрирующая условия возникновения зрительной иллюзии по контрасту и по оценке предмета в целом (целостность восприятия). Достаточно на некотором расстоянии друг от друга изобразить два круга одинакового размера, вокруг первого круга поместить круги большего диаметра, вокруг второго круга — круги меньшего диаметра. Теперь оба центральных круга выглядят имеющими разный диаметр.
2. Рассмотрите рисунки в приложении, а затем серии рисунков в компьютерном варианте:
|
|
а) на тему «Зрительные иллюзии». Выберите иллюзии, связанные с перспективой, с явлением контраста, с движениями глаз, иллюзии апперцепции (зависимость подхода разных людей к оценке одних и тех же объектов в зависимости от их предыдущего жизненного опыта), цветовые иллюзии;
б) на тему «Особенности восприятия». Выберите рисунки, демонстрирующие:
- избирательный характер восприятия;
- константность восприятия;
- предметность, осмысленность и целостность восприятия;
- зависимость восприятия от сопутствующих обстоятельств;
-зависимость восприятия от общих свойств анализаторных систем.
3. Приведите примеры иллюзий, связанных с работой других анализаторов_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Почему лабораторная работа называется «Условно-рефлекторная регуляция деятельности анализаторов?_____________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Сделайте выводы:
а) об условиях возникновения иллюзий______________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) о реальных возможностях установления истинности наших представлений об изображаемых предметах_________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________