Если двигатель работает с частотой вращения коленчатого вала-соответствующей данному положению педали 6, то сила (?ф грузов 8 уравновешивается усилием Рпр пружины 3.
При увеличении частоты вращения коленчатого вала грузы ре гулятора расходятся. Они преодолеют сопротивление пружины переместят рейку /. При этом подача топлива уменьшится и час-, тота вращения не будет возрастать.
При уменьшении частоты вращения коленчатого вала груз будут сходиться, рейка 1 усилием Рпр пружины переместится
Рис. 2.53. Схема работы всережимного регулятора:
1 — рейка; 2 — рычаг; 3 — пружина; 4, 5 — упоры; 6 — педаль; 7 — подпятник1 8 — груз; 9 — вал; Р„р — усилие пружины; (?ф — сила грузов
обратном направлении и подача топлива увеличится, а частота крашения коленчатого вала возрастет до значения, заданного положением педали 6.
Минимальная частота при работе на холостом ходу и максимальная частота вращения коленчатого вала двигателя ограничиваются соответственно регулируемыми упорами 5 и 4.
Топливоподкачивающий насос служит для создания требуемого давления топлива и подачи топлива в необходимом количестве к насосу высокого давления.
Насос — поршневого типа, приводится в действие от кулачкового вала насоса высокого давления.
В корпусе насоса находится поршень / (рис. 2.54), который прижат к штоку 7 пружиной 5. Шток через ролик опирается на эксцентрик <? кулачкового вала. В корпусе насоса имеются впускной 4 и нагнетательный 9 клапаны.
Когда под действием пружины 5 поршень перемещается к эксцентрику, топливо из полости Б вытесняется в фильтр тонкой очистки и насос высокого давления. Одновременно увеличивающаяся полость А заполняется топливом, которое поступает из топливного бака через фильтр грубой очистки и впускной клапан 4.
При движении поршня в противоположном направлении под действием эксцентрика 8 топливо из полости А через нагнетательный клапан 9 поступает в полость Б.
При неработающем двигателе топливо в насос высокого давления подкачивают поршнем 2 ручного насоса при помощи рукоятки.
Форсунки служат для впрыскивания топлива под определенным давлением и его распыления в цилиндрах двигателя.
Форсунки устанавливают и закрепляют в головке цилиндров.
Корпус 4 (рис. 2.55) и распылитель / форсунки соединены гайкой 2. Внутри распылителя находится игла 9, закрывающая его сопловые отверстия. На иглу через штангу 3 Действует нажимная пружина 8, затяжку которой регулируют шайбами 7.
Топливо подается к форсунке Рис. 2.54. Схема топливоподка-
через сетчатый фильтр 6 и поступа- чиваЮщего и ручного насосов:
ет в полость иглы 9. Под давлением д 2 _ поршни; 3^6^_ пружи.
'"плива игла, преодолевая усилие ны. 4> 9_ оаПаны; 7-шток; 8-
пРУжины 8, перемещается вверх, эксцентрик; А, Б — полости
Рис. 2.55. Форсунка:
распылитель; 2 — гайка; 3 — штанга; 4 — корпус; кольцо; 6— фильтр; 7— шайбы; 8— пружина; 9~
игла
открывает сопловые отверстия распылителя, и через них топливо впрыскивается в' цилиндр двигателя. При этом топливо, просочившееся между иглой и распылителем,1 отводится из форсунки по каналам в ее корпусе.
Конструкция и работа системы питания дизеля воздухом. Система питания воздухом служит для забора окружающего воздуха, е1 очистки от пыли и распределения по линдрам двигателя.
Система питания воздухом (рис. 2.56 включает воздушный фильтр и впускно" трубопровод. Она может быть с турбонадду, вом или без турбонаддува.
Воздух поступает через сетку колпака 5 трубу 4 воздухозаборника в воздушны фильтр /. В фильтре воздух проходит чере инерционную решетку 3 и резко изменяет направление движения Сначала воздух освобождается от крупных частиц пыли, которы под действием инерции и вакуума выбрасываются через эжектор установленный в выпускной трубе глушителя, в окружающий воз' дух. Более мелкие частицы пыли задерживаются в картонном филь~
Рис. 2.56. Схема системы питания дизеля воздухом:
воздушный фильтр; 2 — фильтрующий элемент; 3 — решетка; 4 — труба; 5 колпак; 6 — эжектор; 7 — цилиндр
Рис. 2.57. Воздушный фильтр:
крышка; 2 — фильтрующий элемент; корпус; 4 — диффузор; 5, 6, 7 — патрубки
рующем элементе 2. Очищенный воздух по впускному трубопроводу подается в цилиндры 7 двигателя.
Воздушный фильтр (рис. 2.57) состоит из корпуса 3, крышки / и сменного фильтрующего элемента 2, состоящего из двух перфорированных стальных кожухов и гофрированного картона между ними. Патрубок 7 предназначен для отсоса пыли из корпуса фильтра.
Воздух поступает в фильтр через патрубок 5, очищается в нем и выходит через патрубок 6.
Наддув представляет собой подачу воздуха в цилиндры двигателя
при такте впуска под давлением, создаваемым компрессором. При наддуве увеличивается количество воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, количество сжигаемого топлива и повышается на 20... 40 % мощность двигателя.
В дизелях обычно применяется газотурбинный наддув (рис. 2.58) турбокомпрессором. При работе двигателя воздух в цилиндры / нагнетается под давлением центробежным компрессором 6, рабочее колесо которого приводится во вращение турбиной 5.
Рабочее колесо турбины, установленное на одном валу с рабочим колесом компрессора, приводится во вращение отработавшими газами до их поступления в глушитель. Для ограничения давления воздуха при наддуве предназначен перепускной клапан 4. При достижении требуемого давления (обычно 0,2 МПа) воздух
Рис. 2.58. Схема наддува дизеля воздухом:
~~ Цилиндр двигателя; 2 — мембрана; 3 ~ пружина; 4 — клапан; 5 — тУрбина; 6 — компрессор
Рис. 2.59. Схема системы выпуска отработавших газов дизеля:
1 — уплотнитель; 2, 3, 8 — трубы; 4 — тормоз-замедлитель; 5 — пневмоцилиндр;, б — рукав; 7 — глушитель; 9 — патрубок; 10 — эжектор
давит на мембрану 2, клапан открывается и перепускает часть отработавших газов мимо турбины 5.
На У-образных дизелях для турбонаддува устанавливают от од-1 ного до двух турбокомпрессоров. При двух турбокомпрессорах каждый из них обслуживает свой ряд цилиндров двигателя.
Система выпуска отработавших газов. Система выпуска служит для отвода газов из цилиндров двигателя и снижения шума. Одновременно система выпуска обеспечивает отсос пыли из воздушного фильтра.
Отработавшие газы из выпускных трубопроводов двигателя, поступают в приемные трубы 2 и 3 глушителя (рис. 2.59) и далее через гибкий металлический рукав б в глушитель 7. Из глушителя газы через выпускную трубу 8 и эжектор 10 выбрасываются в окружающий воздух. Через патрубок 9 производится отсос пыли из: воздушного фильтра в эжектор.
В системе выпуска отработавших газов устанавливается вспомогательный (моторный) тормоз-замедлитель 4.
2.15. Система питания газовых двигателей
Характеристика. Газовыми называются карбюраторные двигатели, работающие на газообразном топливе — сжатых и сжиженных газах. Особенностью газовых двигателей является их способность работать также и на бензине.
Система питания газовых двигателей имеет специальное газовое \. оборудование. Имеется также дополнительная резервная система, обеспечивающая при необходимости работу газового двигателя на бензине.
По сравнению с карбюраторными двигателями газовые более экономичны, менее токсичны, работают без детонаций, имеют более полное сгорание топлива и меньший износ деталей, срок
их службы больше в 1,5 — 2 раза. Однако их мощность меньше на 10...20%, так как в смеси с воздухом газ занимает больший объем, чем бензин. У них сложнее система питания и обслуживание в эксплуатации, требующее высокой техники безопасности.
Топливо для газовых двигателей. Топливом для газовых двигателей являются сжатые и сжиженные газы.
Сжатые газы — газы, которые при обычной температуре окружающего воздуха и высоком давлении (до 20 МПа) сохраняют газообразное состояние.
Сжатые газы являются природными газами. В качестве топлива для газовых двигателей обычно используется природный газ метан.
Сжиженные газы — газы, которые переходят из газообразного состояния в жидкое при нормальной температуре воздуха и небольшом давлении (до 1,6 МПа). Это нефтяные газы.
Для газовых двигателей используются сжиженные газы следующих марок: СПБТЗ — смесь пропана и бутана техническая зимняя; СПБТЛ — смесь пропана и бутана техническая летняя; БТ — бутан технический.
Газообразное топливо менее токсично, имеет более высокое октановое число (100 ед.), дает меньшее нагарообразование и не разжижает масло в картере двигателя.
Конструкция систем питания газовых двигателей и их работа. В систему питания двигателя, работающего на сжатом газе (рис. 2.60), входят баллоны / для сжатого газа, наполнительный 5, расходный 6 и магистральный 18 вентили, подогреватель 17 газа, манометры высокого 8 я низкого 9 давления, редуктор 11 с фильт-
"ис. 2.60. Схема системы питания двигателя, работающего на сжатом газе:
— баллон; 2 — тройник; 3, 13 — газопроводы; 4 — крестовина; 5, б, 18 — Вентили; 7—бак; 8, 9 — манометры; 10 — газовый фильтр; /7 — редуктор; 12 — л°зирующее устройство; 14— карбюратор-смеситель; 15 — топливопровод; 16 — топливный насос; 17— подогреватель; 19— трубка
ром 10 и дозирующим устройством 12, газопроводы высокого 3 и! низкого 13 давления, карбюратор-смеситель 14 и трубка 19, со-' сдиняющая разгрузочное устройство с впускным трубопроводом двигателя.
При работе двигателя вентили 6 и 18 открыты. Сжатый газ из баллонов поступает в подогреватель 17, обогреваемый отработав-, шими газами, нагревается и через фильтр 10 проходит в двухступенчатый газовый редуктор И. В редукторе давление газа снижается до 0,9... 1,15 МПа. Из редуктора через дозирующее устройство / газ проходит в карбюратор-смеситель 14, где и образуется горючая смесь (газовоздушная). Смесь под действием вакуума поступает цилиндры двигателя. Процесс сгорания смеси и отвода отработавших газов, как в карбюраторных двигателях.
Редуктор 11, кроме уменьшения давления газа, изменяет ег количество в зависимости от режима работы двигателя. Он быстро выключает подачу газа при прекращении работы двигателя.
Кроме основной, имеется резервная система питания, обеспе чивающая работу двигателя на бензине в необходимых случг (неисправности системы, израсходован весь газ в баллонах и др.). При этом длительная работа двигателя на бензине не рекоменду ется, так как в резервной системе питания отсутствует воздушный фильтр, что может привести к повышенному изнашиванш двигателя.
В резервную систему питания входят топливный бак 7, топлив ный фильтр, топливный насос 16 и топливопроводы 15.
Рис. 2.61. Схема системы питания двигателя, работающего на сжижен
ном газе:
/ — топливный фильтр; 2 — топливный насос; 3 — карбюратор; 4 — смеситель 5— испаритель; 6— газовый фильтр; 7— дозирующее устройство; #— редуктор 9, 10 — манометры; 11, 13 — вентили; 12 — баллон; 14 — двигатель; 15 — ба
Система питания двигателя, работающего на сжиженном газе, показана на рис. 2.61. Сжиженный газ под давлением из баллона 12 поступает через расходный 13 и магистральный 11 вентили в испаритель 5. В испарителе газ подогревается горячей жидкостью системы охлаждения двигателя и переходит в газообразное состояние. Затем газ очищается в фильтре 6, поступает в двухступенчатый редуктор 8, где давление газа снижается до атмосферного. Из редуктора газ через дозирующее устройство 7 проходит в смеситель 4, который готовит горючую смесь в соответствии с режимом работы двигателя.
Газовый баллон имеет предохранительный клапан, открывающийся при давлении 1,68 МПа, наполнительный вентиль и датчик уровня сжиженного газа. Баллон заполняется сжиженным газом только на 90 % объема. Это необходимо для возможности расширения газа при нагреве.
Кроме основной системы питания, двигатель, работающий на сжиженном газе, имеет резервную систему питания для кратковременной работы на бензине, В резервную систему входят топливный бак 75, топливный фильтр 1, топливный насос 2 и карбюратор 3.
Контрольные вопросы
1. Каково назначение системы питания двигателя?
2. Что служит топливом для бензиновых, газовых двигателей и дизелей?
3. Какие показатели оценивают качество бензина и дизельного топлива?
4. Какие режимы работы двигателя вам известны и какова необходимая им горючая смесь?
5. Как работает система питания бензинового двигателя?
6. Как устроена система питания дизеля?
7. Что такое наддув двигателя и для чего он делается?
8. Как устроена и работает система питания газового двигателя?
9. Каковы меры безопасности при уходе за системой питания двигателя?
2.16. Конструкции двигателей
Применение на автомобилях различных типов двигателей по смесеобразованию и воспламенению горючей смеси, по числу и Расположению цилиндров, по числу и расположению клапанов и Распределительных валов и по охлаждению зависит от типа и назначения автомобиля. При этом используемый на автомобиле Двигатель должен обеспечивать наибольшие среднюю скорость Ижения и производительность, а также наилучшие тягово-ско-
4 ^Чпчои 97
Рис. 2.62. Двигатель легкового автомобиля малого класса:
/ — коленчатый вал; 2 ~ вентилятор; 3 — блок цилиндров; 4 — зубчатый рем 5 — головка цилиндров; 6 — клапан; 7 — распределительный вал; 8 — кры газораспределительного механизма; 9 — маховик; 10 — подушка передней ры; 11 — поршень; 12 — шатун; 13 — масляный поддон
ростные свойства, топливную экономичность, проходимость и логичность автомобиля.
На рис. 2.62—2.72 показаны схемы различных двигателей, гателям дана краткая техническая характеристика, отмечены конструктивные особенности и указано, на каких типах авто' билей они применяются.
Двигатели легковых автомобилей малого класса (рис. 2.62 и 2 поршневые, внутреннего сгорания, рядные, четырехтактные, тырехцилиндровые, с верхним расположением клапанов и пределительного вала, бензиновые, с жидкостным охлажден
Двигатель, представленный на рис. 2.62, имеет рабочий о цилиндров 1,3 л и степень сжатия 8,5. Он развивает максим ную мощность 50,7 кВт при частоте вращения коленчатого в 5600 мин-1 и максимальный крутящий момент 94 Н-м при час те вращения 3400 мин"1.
Четыре цилиндра двигателя выполнены в одном блоке расположены вертикально в один ряд. Блок цилиндров закрыт
ловкой 5 цилиндров. В цилиндрах находятся поршни 11, которы через шатуны 12 соединены с пятиопорным валом /, установ ленным в блоке цилиндров. На переднем конце коленчатого вал закреплены шкив привода генератора и жидкостного насоса вентилятором 2, а также зубчатый шкив привода распредел тельного вала 7. На заднем конце коленчатого вала прикрепле' маховик 9.
Распределительный вал установлен в головке цилиндров вме те с впускными и выпускными клапанами 6. Сверху двигатель з крыт клапанной крышкой 8, а снизу — масляным поддоном 1
Двигатель, приведенный на рис. 2.63, а, имеет рабочий объ цилиндров 1,57 л и степень сжатия 8,5. Максимальную мощное 58,8 кВт двигатель развивает при частоте вращения 5400 мин максимальный крутящий момент 121,6 Н-м при частоте вращ ния 3000 мин*1.
Двигатель, представленный на рис. 2.63, 6, имеет рабоч объем цилиндров 1,3 л и степень сжатия 9,9. Он развивает макс мальную мощность 47 кВт при частоте вращения 5600 мин-1 максимальный крутящий момент 94 Н • м при частоте вращен-3500 мин"1.
Рабочий цикл двигателей протекает за четыре такта (впуск, сжатие—рабочий ход—выпуск) с порядком работы цилиндр (чередованием рабочих ходов в цилиндрах) 1 — 3—4—2. Горюч смесь приготавливается из автомобильного бензина и воздуха карбюраторе 11 (см. рис. 2.63). Бензин подается в карбюратор то ливным насосом 18, а воздух поступает из окружающей ере через воздушный фильтр 12 под действием вакуума, возникающее в цилиндрах при движении поршней 7 из верхнего крайнего п ложения в нижнее крайнее положение.
Приготовленная в карбюраторе горючая смесь поступает в линдры через впускной трубопровод 10, впускные клапаны 9 сжимается в них поршнями. Сжатая смесь воспламеняется эле-рической свечой зажигания 17, ток к которой подается от распр делителя зажигания 16 и вырабатывается генератором 4. Расшир ющиеся при сгорании горючей смеси газы перемещают в цили драх поршни, которые через шатуны 6 вращают коленчатый вал с маховиком 2. Мощность и крутящий момент двигателей с к ленчатого вала и маховика передаются на ведущие колеса автом биля.
Отработавшие газы через выпускные клапаны и выпуски трубопровод 8 направляются в глушители и из них выбрасыва] ся в окружающую среду.
Открытие и закрытие впускных и выпускных клапанов про водится распределительным валом 13.
Смазывание деталей двигателей осуществляется маслом, ко рое находится в масляном поддоне 22, забирается из него че
маслоприемник 23 масляным насосом 21 и подается на трущиеся поверхности деталей, пройдя очистку в масляном фильтре 19.
Охлаждение двигателей производится низкозамерзающими жидкостями (антифризами), принудительная подача которых к сильно нагретым деталям осуществляется жидкостным насосом 24.
Пуск двигателей производится стартером 5, который проворачивает коленчатый вал с частотой не менее 40...50 мин-1, необходимой для пуска, и питается током от аккумуляторной батареи.
На рис. 2.64 показан двигатель легкового автомобиля особо малого класса. Двигатель бензиновый, рядный, четырехтактный, двухцилиндровый, верхнеклапанный, с жидкостным охлаждением. Рабочий объем цилиндров двигателя — 0,65 л, степень сжатия — 9,9. Максимальную мощность 21,5 кВт двигатель развивает при частоте вращения коленчатого вала 5600 мин-1, максимальный крутящий момент 44 Н-м — при частоте 3500 мин"1.
Два цилиндра двигателя расположены вертикально в одном блоке 10, закрытом головкой 3 цилиндров, в которой размещены распределительный вал 5 и клапаны 20. В цилиндрах находятся поршни 8, соединенные шатунами 9 с коленчатым валом 12. Коленчатый вал — трехопорный. На заднем его конце закреплены маховик 11 и шестерня привода уравновешивающего механизма, который компенсирует инерционные силы от поршней, шатунов и других деталей двигателя. Уравновешивающий механизм состоит из двух уравновешивающих валов 14 и 24 с приводными шестернями, находящимися в зацеплении с шестерней коленчатого вала. Оба уравновешивающих вала установлены в блоке цилиндров на двух шариковых подшипниках каждый. Горючая смесь готовится в карбюраторе 18 и воспламеняется свечами зажигания 21.
Масло для смазывания трущихся поверхностей деталей двигателя подается масляным насосом 2.
Охлаждение наиболее нагретых деталей двигателя производится жидкостью с помощью жидкостного насоса 16.
Двигатель сверху закрыт крышкой 4, а снизу масляным поддоном 13.
На рис. 2.65 представлен двигатель легкового автомобиля особо малого класса. Двигатель бензиновый, У-образный, четырехтактный, четырехцилиндровый, верхнеклапанный, с нижним расположением распределительного вала, с воздушным охлаждением. Рабочий объем цилиндров двигателя — 1,2 л, степень сжатия — 8,4. Максимальную мощность 33 кВт двигатель развивает при частоте вращения коленчатого вала 4500 мин-1, максимальный крутящий момент 82 Н-м — при частоте вращения 3100 мин"1.
В картере 2 двигателя установлены четыре цилиндра 6 попарно П°Д углом 90°. Наружная поверхность цилиндров выполнена с ребрами охлаждения. Внутри цилиндров находятся поршни 7, связанные шатунами 5 с коленчатым валом 4.
Каждая пара цилиндров закрыта головкой 9 цилиндров, которая также имеет ребра охлаждения. В головке цилиндров размещены клапаны 10, которые приводятся в действие от распределительного вала 11, имеющего нижнее расположение. Внутри распределительного вала установлен вал балансировочного механизма, компенсирующего инерционные силы от деталей двигателя. Балансировочный вал имеет противовес и шестеренный привод от коленчатого вала.
Горючая смесь приготавливается в карбюраторе 12 и воспламеняется в цилиндрах свечами зажигания 8.
Рис. 2.65. Двигатель легкового автомобиля особо малого класса:
/ — масляный поддон; 2 — картер двигателя; 3 — регулятор температуры двигателя; 4 — коленчатый вал; 5 — шатун; 6 — цилиндр; 7 — поршень; 8 — свеча зажигания; 9 — головка цилиндров; 10 — клапан; 11 — распределительный вал; 12 — карбюратор; 13 — вентилятор; 14 — топливный насос; 15 — воздухоотводя-
ший кожух
Охлаждение двигателя осуществляется воздухом с помощью нагнетающего вентилятора 13.
Регулирование температуры двигателя производится регуляторами 3, которые размещены в воздухоотводящих кожухах 15.
Масляный поддон /, закрывающий картер двигателя снизу, для лучшего охлаждения масла имеет охлаждающие ребра.
Двигатель легкового автомобиля среднего класса показан на рис. 2.66. Двигатель бензиновый, четырехтактный, рядный, четы-
Рис. 2.66. Двигатель легкового автомобиля среднего класса: / — коленчатый вал; 2 — шатун; 3 — блок цилиндров; 4 — поршень; 5 ~- гильза цилиндра; 6, 7 — выпускной и впускной трубопроводы; 8 — карбюратор; 9 — клапан; 10 — коромысло; // — штанга; 12 — головка цилиндров; 13 — свеча зажигания; 14 — толкатель; 15 — стартер; 16 — распределительный вал; 17 —
масляный насос; 18— масляный поддон; 19 — маслоприемник
рехцилиндровый, верхнеклапанный, с нижним расположением распределительного вала, с жидкостным охлаждением. Рабочий объем цилиндров двигателя — 2,45 л, степень сжатия — 8,2. Максимальную мощность 70 кВт двигатель развивает при частоте вращения коленчатого вала 4500 мин-1, максимальный крутящий момент 190 Н-м — при частоте вращения 2300 мин-1.
Четыре съемные гильзы 5 цилиндров установлены вертикально в один ряд в блоке 3 цилиндров и закрыты головкой 12, в которой размещены клапаны 9 и коромысла /0 клапанов с осью. Коленчатый вал / шатунами 2 соединен с поршнями 4. Распределительный вал 16 имеет нижнее расположение, а впускные и выпускные клапаны — верхнее расположение. Клапаны приводятся в действие от распределительного вала с помощью толкателей 14, штанг Ни коромысел 10. Горючая смесь готовится в карбюраторе 8, подается в цилиндры через впускной трубопровод 7 и воспламеняется свечами зажигания 13. Отработавшие газы из цилиндров удаляются через выпускной трубопровод 6 в приемную трубу глушителя. Масло из поддона /# забирается насосом 17 с помощью маслоприемника и, пройдя очистку в фильтре, подается для смазывания трущихся поверхностей деталей двигателя. Охлаждение двигателя — жидкостное.
На рис. 2.67 представлен двигатель легкового автомобиля большого класса. Двигатель бензиновый, четырехтактный, У-образный, восьмицилиндровый, верхнеклапанный, с нижним расположением распределительного вала, с жидкостным охлаждением. Рабочий объем цилиндров двигателя — 5,5 л, степень сжатия — 8,5. Максимальную мощность 162 кВт двигатель развивает при частоте вращения коленчатого вала 4200 мин-1, максимальный крутящий момент 450 Н-м — при частоте вращения 2700 мин-1.
Съемные гильзы 3 цилиндров установлены в два ряда под углом 90° в блоке 2 цилиндров. Каждый ряд цилиндров закрыт головкой 12. В головке находятся клапаны 6 и коромысла 7клапанов с осью.
Коленчатый вал 19 с помощью шатунов 16 связан с поршнями 4, размещенными в цилиндрах.
Клапаны расположены в верхней части двигателя, а распределительный вал имеет нижнее расположение. Привод клапанов от распределительного вала осуществляется через толкатели 14, штанги II и коромысла 7.
Приготовленная в карбюраторе 10 горючая смесь поступает в Цилиндры двигателя по впускному трубопроводу 8 и воспламеняется в цилиндрах от свечей зажигания 5. Отработавшие газы удаляется из цилиндров по выпускному трубопроводу 13 и далее через глушитель в окружающую среду.
Смазывание трущихся поверхностей осуществляется моторным маслом из поддона 18 с помощью масляного насоса 17.
20 19 18
Рис. 2.67. Двигатель легкового автомобиля большого класса:
/ — стартер; 2 — блок цилиндров; 3 — гильза цилиндра; 4 — поршень; 5 — све зажигания; 6 — клапан; 7 — коромысло; 8, 13 — впускной и выпускной трубо проводы; 9 — распределитель зажигания; 10 — карбюратор; // — штанга; 12 головка цилиндров; 14 — толкатель; 15 — распределительный вал; 16 ~ шат> 17 — масляный насос; 18 — масляный поддон; 19 — коленчатый вал; 20