Системы питания двигателей 28 страница


барабан крепится к ступице 1 заднего колеса автомобиля. Устрой­ство для автоматического регулирования зазора между тормозны­ми колодками и барабаном находится в колесном тормозном ци­линдре.

В гидравлический тормозной привод легковых автомобилей ВАЗ (см. рис. 10.12, а) входят тормозная педаль 4, вакуумный усили­тель 5, главный тормозной цилиндр 8, тормозные цилиндры пе­редних 10 и задних 3 тормозных механизмов, трубопроводы пер­вичного 7 и вторичного 6 контуров, тормозной бачок 9 и регуля­тор У тормозных сил задних тормозных механизмов с торсионом 2. В первичный контур гидропривода входят по два цилиндра перед­них тормозных механизмов, а во вторичный контур — по одному цилиндру передних и цилиндры задних тормозных механизмов. Такая схема тормозного гидропривода при выходе из строя одно­го из контуров обеспечивает почти 50%-ную эффективность пол­ностью исправной рабочей тормозной системы и, следовательно, необходимую безопасность движения. Гидравлический тормозной привод заполняется тормозной жидкостью.

Гидравлический тормозной привод переднеприводных автомо­билей ВАЗ (см. рис. 10.12, 6") включает в себя тормозную педаль 4, вакуумный усилитель 5, главный тормозной цилиндр 8, тормоз­ные цилиндры передних 11 и задних 14 тормозных механизмов, трубопроводы контура 12 тормозных механизмов левого передне­го и правого заднего колес автомобиля и контура 13 тормозных механизмов правого переднего и левого заднего колес, тормозной бачок Я регулятор / тормозных сил с торсионом 2.

Вакуумный усилитель уменьшает усилие, прилагаемое к тор­мозной педали при торможении, и облегчает работу водителя. Усиливающий эффект вакуумного усилителя основан на исполь­зовании вакуума во впускном трубопроводе работающего двига­теля.

В вакуумном усилителе легковых автомобилей ВАЗ (рис. 10.18) резиновая диафрагма 19, расположенная между корпусом 7 и крышкой 9 с чехлом 13, делит вакуумный усилитель на две поло­сти — вакуумную /и атмосферную //. Вакуумная полость соедине­на с впускным трубопроводом двигателя шлангом, в наконечни­ке 5 которого расположен клапан 6. При работающем двигателе и отпущенной тормозной педали давление в вакуумной и атмос­ферной полостях усилителя одинаковое, так как вакуум из впуск­ного трубопровода двигателя через шланг и наконечник 5 переда­ется в полости /и //. В полость //вакуум передается из полости / через канал ///, зазор между клапаном 12 и его седлом на корпу­се 18 м через канал IV. При торможения толкатель 14 перемещает поршень 10 внутрь корпуса 7 усилителя, а подвижная часть клапа­на 12 пружиной 16 прижимается к седлу на корпусе 18 и разобща­ет вакуумную и атмосферную полости. При дальнейшем переме-


Рис. 10.18. Вакуумный усилитель легковых автомобилей ВАЗ:

/, 16 — пружины; 2, II — болты; 3 — цилиндр; 4, 5 — наконечники; 6, 12 —

клапаны; 7, 18 — корпуса; 8 — шток; 9 — крышка; 10 — поршень; Л? — чехол;

14 — толкатель; 15 — фильтр; 17 — буфер; 19 — диафрагма; /—IV— полости

щении толкателя 14 поршень 10 отходит от клапана 12, и через образовавшийся зазор, канал /Ки воздушный фильтр 15 в атмос­ферную полость поступает воздух. В этом случае в полости /сохра­няется вакуум, а в полости //устанавливается атмосферное дав­ление. Разность давлений в вакуумной и атмосферной полостях усилителя создает дополнительную силу, которая совместно с силой нажатия водителя на тормозную педаль перемещает кор­пус 18 клапана с диафрагмой 19. При этом через буфер //переме­щается шток наконечником 4, который воздействует на поршни главного тормозного цилиндра 3. При прекращении нажатия на тормозную педаль и остановки ее в заторможенном положении корпус 18 вместе с прижатым к нему клапаном 12 под действием разности давлений в полостях 1 и 11 будут перемещаться, пока клапан 12 не упрется в торец остановившегося поршня 10. По­ступление воздуха в полость //в этом случае прекратится, и кор­пус 18 займет определенное положение. Если в этом положении отпустить тормозную педаль, то поршень 10 отодвинет клапан 12 от корпуса 18, давление в полости //уменьшится, и под действи­ем пружины / корпус /# переместится до соприкосновения с кла­паном 12.


При экстренном (аварийном) торможении, когда приклады-настся большое усилие к тормозной педали, между поршнем 10 и клапаном 12 зазор сохраняется, и воздух продолжает поступать в полость //усилителя. После прекращения торможения, когда тор­мозная педаль будет отпущена, толкатель 14 с поршнем /ввернутся в исходное положение под действием возвратной пружины /, в этом случае поршень /# отжимает клапан 12 от корпуса 18, часть воздуха из полости // поступит в полость /, давление в полостях усилителя выравнивается. Пря этом корпус 18 с диафрагмой 19 и штоком 8 под действием пружины / переместится в крышке 9 усилителя и займет исходное положение. Вакуумный усилитель крепится болтами //к кронштейну тормозной педали и педали сцепления, а болтами 2 соединяется с главным тормозным ци­линдром 3.

Главный тормозной цилиндр легковых автомобилей ВАЗ (рис. 10.19) двухкамерный, одновременно приводит в действие оба контура гидропривода рабочей тормозной системы. В корпусе 3 главного тормозного цилиндра находятся поршни 5 и 7, которые приводят в действие разные контуры гидропривода и по своему устройству незначительно отличаются друг от друга. В поршень 7 с уплотни-тельным кольцом # упирается шток вакуумного усилителя тормоз­ного привода. Поршни образуют в цилиндре две камеры / и //, которые через отверстия 2 соединяются трубопроводами с колес­ными тормозными цилиндрами передних и задних тормозных ме­ханизмов. Через отверстия 4 тормозной цилиндр соединен тру­бопроводами с тормозным бачком. При отпущенной тормозной педали возвратная пружина 13 перемещает поршень 5 в крайнее правое (исходное) положение. При этом поршень упирается в ограничитель 12, а поршень 7под действием пружины 10 с шай­бой б упирается в ограничитель 9. Камеры /и //отделяются одна от другой манжетой //, надетой на поршень 5. В кольцевые канав­ки поршней вставлены резиновые уплотнительные кольца 16 и

Рис. 10.19. Главный тормозной цилиндр легковых автомобилей ВАЗ:

/— пробка; 2, 4, 19— отверстия; 3 — корпус; 5,7 — поршни; 6— шайба; 8, 16,

18 ~ кольца; 9, 12 — ограничители; 10, 13, 15 — пружины; // — манжета; 14 —

тарелка; 17 — зазор; /, // — камеры





распорные кольца 18. В исходном положении пружина /5 с тарел-, кой 14 прижимает уплотнительное кольцо к распорному кольцу,; вследствие чего образуются зазоры /7 между уплотнительным коль­цом, распорным кольцом и поршнем. Через эти зазоры и отверстия 19 камеры I и II сообщаются с тормозным бачком, в результате чего в контурах привода передних и задних тормозных механизмов тор­мозная жидкость не испытывает избыточного давления.

При торможении поршень 7 перемещается, кольцевой зазор 17 устраняется, и буртик поршня прижимается к уплотнительному кольцу 16. После этого жидкость из главного тормозного цилинд­ра вытесняется в колесные тормозные цилиндры, и в контуре привода передних тормозных механизмов создается необходимое для торможения давление жидкости. Одновременно с поршнем 7 перемещается поршень 5, увеличивая давление жидкости в кон­туре привода задних тормозных механизмов. Давление жидкости, возникающее в камере //, передается через поршень 5 жидкости, находящейся в камере /. Поэтому при исправном состоянии кон­туров гидропривода давление жидкости в обоих контурах одина­ково. В случае повреждения контура привода передних тормозных механизмов и утечки из него жидкости при торможении поршень 7 упирается в поршень 5. В результате в камере /будет создано дав-. ление жидкости, которое приведет в действие задние тормозные механизмы. При утечке жидкости из контура привода задних тормозных механизмов при торможении поршень 5 упирается в пробку / тормозного цилиндра, вследствие чего создается давле­ние жидкости в камере //, приводящее в действие передние тор­мозные механизмы.

ные колодки. В корпусе / заднего
12 3 4 5 6 7
Рис. 10.20. Задний колесный тормоз­ной цилиндр легковых автомобилей ВАЗ повышенной проходимости: / — корпус; 2 — чашка; 3 — пружина; 4 — манжета; 5 — поршень; 6 — упор; 7 — чехол

Задний колесный тормозной цилиндр крепится на тормозном щите заднего тормозного механизма и приводит в действие его тормоз-тормозного цилиндра автомоби­лей ВАЗ повышенной проходи­мости (рис. 10.20) находятся два поршня 5, между которы­ми установлена разжимная пру­жина Зс опорными чашками 2, В поршни запрессованы упоры 6, в пазы которых входят верх­ние концы тормозных колодок. В цилиндре поршни уплотнены манжетами 4. От загрязнения цилиндр защищен резиновыми чехлами 7. В корпусе цилиндра имеются два отверстия. В ниж­нее отверстие ввернут штуцер трубопровода, подводящего тор­мозную жидкость в цилиндр, а 438


и верхнее отверстие — штуцер, I 2 3 4 5 6 7 8 9 10 предназначенный для удаления воздуха из тормозного гидро­привода.

Рис. 10.21. Задний колесный тормоз­ной цилиндр автомобилей ВАЗ: / — упор; 2 — чехол; 3 — корпус; 4 — поршень; 5— манжета, 6— чашка; 7 — пружина; 8 — сухарь; 9 — кольцо; 10 — винт

Задний тормозной цилиндр переднеприводных автомоби­лей ВАЗ (рис. 10.21) состоит из корпуса 3 с защитными чехла­ми 2, поршней 4 с упорами /, уплотнительных манжет 5 с опорными чашками 6 и пружи­нами 7 и устройства для автома­тического регулирования зазора между тормозными колодками и барабаном. Регулировочное уст­ройство включает в себя разрезные упорные кольца 9, упорные винты 10 и сухари 8, состоящие из двух половин каждый. Упорное кольцо установлено в цилиндре с натягом, и для его сдвига необ­ходимо большее усилие, чем создаваемое пружинами, которые стягивают тормозные колодки. Между внутренним буртиком упор­ного кольца 9 и головкой винта 10, ввернутого в поршень 4 и упирающегося в сухарь, имеется небольшой зазор. Этот зазор обес­печивает ход поршня, необходимый для эффективного торможе­ния, а также ограничивает перемещение поршня. При изнашива­нии фрикционных накладок тормозных колодок зазор между бур­тиком кольца 9 и головкой винта 10 выбирается, упорное кольцо под действием давления жидкости сдвигается за поршнем на ве­личину износа и занимает новое положение. При прекращении торможения поршни под действием стяжных пружин тормозных колодок возвращаются до упора сухарей 8 в буртики упорных ко­лец. Таким образом, в эксплуатации автоматически поддержива­ется постоянный зазор между тормозными колодками и бараба­ном, и его регулировки не требуется. Задний тормозной цилиндр имеет два штуцера — один для подвода тормозной жидкости, а другой для удаления воздуха из тормозного привода.

Регулятор тормозных сил устанавливает давление жидкости в приводе задних тормозных механизмов в зависимости от положе­ния кузова автомобиля относительно заднего моста. Регулятор ра­ботает как клапан, который автоматически прерывает подачу жидкости к задним тормозным механизмам. В результате этого исключается занос (юз) задних колес, повышается устойчивость автомобиля и безопасность движения.

Регулятор тормозных сил легковых автомобилей ВАЗ (рис. 10.22) включен в контур гидропривода задних тормозных механизмов. В корпусе / регулятора находится поршень 8, шток которого опира­ется на торсион // привода регулятора. В корпусе имеется втулка 7,


               
 
   
     
 
 
     
 
 
 


Рис. 10.22. Регулятор тормозных сил

легковых автомобилей ВАЗ:

/ — корпус; 2 — кольцо;.? — обойма; 4

пружина; 5— тарелка; 6 — уплотнитель; 7—,'

втулка; 8 — поршень; 9— прокладка; /0—,

пробка; // — торсиоп: /. // — полости '.

между ней и цилиндрической голов кой поршня образуется кольцево" зазор. К втулке 7прижатрезиновы_^, уплотнитель б головки поршня. Прул жина 4, надетая на шток поршня* одним концом опирается на тарел-ч ку 5, а другим концом — на уплот-нительное резиновое кольцо 2 с обоймой 3. Внутри корпуса регуля­тора имеются две полости / и //.„ Полость II соединена трубопроводом с главным тормозным ци-1 линдром, а полость / — с колесными тормозными цилиндрами задних тормозных механизмов. Регулятор не работает, если авто­мобиль не тормозит. В этом случае поршень 8 под действием тор­сиона 11 и пружины 4 упирается в пробку 10 регулятора, уплот­няемую прокладкой 9. Полости / и // сообщаются между собой через зазоры между поршнем, втулкой 7и уплотнителем 6. Сила, действующая на шток поршня со стороны торсиона //, зависит, от взаимного положения кузова автомобиля и заднего моста. Она увеличивается при приближении кузова к мосту и уменьшается при удалении его от заднего моста.

При торможении жидкость из главного тормозного цилиндра' поступает в колесные тормозные цилиндры передних и задних тормозных механизмов. Причем в тормозные цилиндры задних колес она попадает через регулятор. В корпусе регулятора тормоз­ная жидкость проходит через полость //, зазоры между поршнем, уплотнителем 6, втулкой 7 и через полость /. В начале торможе-; ния, когда давление на жидкость небольшое, жидкость свободно проходит через регулятор, приводя в действие задние тормозные механизмы. При возрастании давления жидкости, когда срабаты­вает тормозной привод, задняя часть кузова автомобиля припод­нимается, и уменьшается сила, действующая на шток поршня со стороны торсиона //. Вследствие разности давлений на поршень сверху и снизу он опускается до упора в уплотнитель 6. В этом случае полости /и //регулятора будут разобщены одна от другой, и поступление тормозной жидкости к задним тормозным меха­низмам прекратится. Причем каждому положению кузова относи­тельно заднего моста будет соответствовать определенное предель-440


ное давление жидкости в задних тормозных механизмах. Следова­тельно, каждому значению нагрузки на задние колеса автомобиля при торможении соответствует определенный тормозной момент. Это необходимо для уменьшения вероятности заноса задних ко­лес при торможении автомобиля. В конце торможения, когда зад­няя часть кузова автомобиля опустится, сила, действующая на шток поршня со стороны торсиона //, увеличится. Поршень регу­лятора займет свое исходное положение, и через образовавшиеся зазоры полости / и // соединятся одна с другой, а колесные тор­мозные цилиндры задних тормозных механизмов — с главным тормозным цилиндром. Регулятор /тормозных сил (см. рис. 10.12, а) крепится к кронштейну кузова и соединяется с балкой заднего моста через торсион 2 с тягой.

Регулятор тормозных сил переднеприводных автомобилей ВАЗ (рис. 10.23) включен в оба контура тормозного привода, и через него тормозная жидкость поступает к задним тормозным меха­низмам в зависимости от нагрузки на задние колеса. При увеличе­нии нагрузки регулятор обеспечивает поступление жидкости в колесные цилиндры задних тормозных механизмов, повышая дав­ление в их контурах и улучшая эффективность работы тормозных механизмов. При уменьшении нагрузки регулятор уменьшает по­дачу жидкости к задним тормозным механизмам вплоть до ее пре­кращения.

Регулятор состоит из корпуса 18 с втулкой 6 и защитным чех­лом 3, поршня / с втулкой 4, пружиной 5 и уплотнителями 16

2 1 18 17 16 15 14 13 12 11

Рис. 10.23. Регулятор тормозных сил переднеприводных автомобилей ВАЗ:

/ — поршень; 2 — рычаг; 3 — чехол; 4, 6, 14 — втулки; 5, 5, 11 — пружины; 7,

16, 17 — уплотнители; 9 — седло; 10 — пробка; 12 — клапан; 13 ~ чашка; 15 —

толкатель; 18— корпус; 1—1У— полости


и 17, толкателя 15 с втулкой 14, уплотнителями 7, опорной чаш­кой 13 и пружиной 8, а также пробки 10, в которой установлен резинометаллический клапан 12, поджимаемый к седлу 9 пружи­ной 11. Внутри корпуса регулятора имеется четыре полости, из которых /и ТУ соединяются с главным тормозным цилиндром, II — с правым, а III — с левыми колесными тормозными цилиндрами задних тормозных механизмов. Регулятор не работает, если авто­мобиль не тормозит. В этом случае рычаг 2 привода регулятора прижимает поршень 1 к толкателю 15, который прижимается к седлу 9 клапана 12. В результате образуются небольшие зазоры между головкой поршня и уплотнителем 16, а также между клапаном 12 и его седлом 9, причем зазор между клапаном и седлом меньше. Через образовавшиеся зазоры полости /и IV сообщаются с поло­стями // и III. В начале торможения, когда давление на жидкость небольшое, она свободно проходит через указанные выше зазо­ры, полости / и //, поступает в колесные тормозные цилиндры и приводит в действие задние тормозные механизмы. При увеличе­нии давления жидкости поршень, преодолевая силу действия рычага 2 привода регулятора, выдвигается из корпуса регулятора, и за ним под действием пружин 11 и 8 смещается толкатель 15 с втулкой 14 и уплотнителями 7. При этом зазоры между клапаном и его седлом, а также между головкой поршня и уплотнителем 16 уменьшаются. Когда клапан упрется в свое седло, полости III и IV разобщаются, и толкатель /5 с установленными на нем деталями не перемещается за поршнем. Давление жидкости в полостях Ни III будет одинаковым. При дальнейшем увеличении давления жидко­сти поршень будет продолжать выдвигаться из корпуса регулятора, а втулка 14 с уплотнителями 7 и чашкой 13 будет перемещаться в сторону клапана 12. При этом объем полости 777 уменьшается, давление в приводах задних колес растет, а давление жидкости в полости III остается равным давлению в полости //. Когда головка поршня 1 коснется уплотнителя 16, давление в полостях // и III будет возрастать в меньшей степени, чем в полости /, — только за счет дросселирования жидкости между головкой поршня и уплот­нителем 16. При увеличении нагрузки на автомобиль усилие на поршень со стороны рычага 2 возрастает. Поэтому касание головки поршня и уплотнителя 16 будет происходить при большем давле­нии жидкости. Следовательно, эффективность задних тормозных механизмов возрастает с увеличением нагрузки на автомобиль.

После прекращения торможения под воздействием рычага 2 поршень, толкатель с установленными на нем деталями и клапан займут исходное положение. Через образовавшиеся зазоры между головкой поршня и его уплотнителем, клапаном и его седлом, а также через полости /и /Кколесные тормозные цилиндры задних тормозных механизмов соединяются с главным тормозным ци­линдром.


При выходе из строя контура гидропривода тормозных меха­низмов переднего правого и заднего левого колес втулка 14 и уп­лотнители 7 под давлением жидкости в полости // сместятся в сторону клапана до упора опорной чашки 13 в седло 9 клапана. Давление в тормозном механизме правого заднего колеса будет регулироваться той частью регулятора, которая включает в себя поршень /, уплотнитель 16 и втулку 6. Причем эта часть регулято­ра будет работать, как и в случае исправных тормозных контуров. При выходе из строя контура тормозных механизмов левого перед­него и заднего правого колес под действием давления жидкости толкатель 15 с втулкой 14 и уплотнителями 7 смещается в сторону поршня и выдвигает его из корпуса регулятора. Как только клапан 12 упрется в седло 9, повышение давления жидкости в полости III прекратится. Следовательно, регулятор в этом случае работает как ограничитель давления. При этом давление будет достаточным для надежной работы тормозного механизма заднего левого колеса. Регулятор тормозных сил крепится к кронштейну пола кузова ав­томобиля и соединяется с рычагом задней подвески через торси-он (упругий рычаг) и серьгу.

Стояночная тормозная система легковых автомобилей ВАЗ пред­ставлена на рис. 10.24. В систему входят задние тормозные меха­низмы и механический тормозной привод.

В механический тормозной привод автомобилей ВАЗ повышен­ной проходимости входят ручной рычаг 3, передний трос 2, на­правляющая 9, задний трос 14, разжимные рычаги 13 и распор­ные планки 12. Рычаг 3 шарнирно закреплен на кронштейне 7 с чехлом 1 и установлен на полу кузова автомобиля между передни­ми сиденьями. При перемещении рычага вверх усилие от него передается через рычаг 8, передний трос 2, направляющую 9 и

4 5 6 7 8 9 10 11 12

Рис. 10.24. Стояночная тормозная система легковых автомобилей ВАЗ повышенной проходимости:

/ — чехол; 2, 14 — тросы; 3, 8, 13 — рычаги; 4 — кнопка; 5, // — пружины; 6 — тяга; 7 — кронштейн; 9 — направляющая; 10 — втулка; 12 — планка; 15 —

контргайка; 16 — гайка


задний трос 14 на разжимные рычаги 13, распорные планки /2 и от них — на тормозные колодки задних тормозных механизмов. Рычаг 3 фиксируется в заданном положении защелкой, которая постоянно поджимается к зубчатому сектору пружиной 5через тягу 6. Защелка освобождается нажатием на кнопку 4. Пружина //обес­печивает возвращение переднего и заднего тросов в исходное по­ложение при отпускании рычага 3 сточночной тормозной систе­мы. Натяжение переднего и заднего тросов и, следовательно, ход ручного рычага 3 регулируются гайкой 16 с втулкой 10, которая стопорится контргайкой 15.

10.6. Тормозные механизмы и приборы тормозного пневмопривода грузовых автомобилей

Рассмотрим устройство пневматического тормозного привода грузовых автомобилей КамАЗ (рис. 10.25). Привод многоконтур­ный и состоит из пяти независимых контуров.

Компрессор 4 подает сжатый воздух через регулятор 5 давления в предохранитель бот замерзания, где воздух насыщается парами спирта. Далее насыщенный воздух распределяют двойной 7 и трой­ной 10 защитные клапаны в трубопроводы пяти независимо дей­ствующих контуров. Эти контуры обеспечивают действие тормозных механизмов рабочей, стояночной, запасной и вспомогательных тормозных систем автомобиля, а также аварийное растормажива-ние стояночного тормозного механизма.

Первый контур служит для привода тормозных механизмов передних колес автомобиля. В контур входят воздушный баллон 18, нижняя секция тормозного крана 20, клапан 21 ограничителя дав­ления и тормозные камеры 23 передних колес.

Второй контур предназначен для привода тормозных механиз­мов колес среднего и заднего мостов автомобиля. Контур включа­ет в себя воздушный баллон 8, верхнюю секцию тормозного кра­на 20, регулятор 13 тормозных сил и тормозные камеры /7 колес среднего и заднего мостов.

Третий контур служит для привода тормозных механизмов сто­яночной и запасной тормозных систем (комбинированной систе­мы прицепа или полуприцепа). В контур входят воздушные балло­ны 16, тормозной кран 2 обратного действия с ручным управле­нием стояночным тормозным механизмом, ускорительный кла­пан 11, двухмагистральный клапан 12 и цилиндры энергоаккуму­ляторов тормозных камер 17.

Четвертый контур предназначен для привода тормозных меха­низмов вспомогательной тормозной системы и дополнительных потребителей сжатого воздуха (пневмосигналы, стеклоочистите­ли и др.). Контур включает в себя цилиндр 19 привода заслонки


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: