ная вертикальная нагрузка) давление воздуха в выводах / и //>
выравнивается. Следовательно, регулятор тормозных сил автома-'
тически поддерживает в выводе III и в тормозных камерах задних
колес автомобиля давление сжатого воздуха, обеспечивающее
необходимую тормозную силу, пропорциональную вертикальной
нагрузке, действующей на задние колеса при торможении авто-,
мобиля. ■'
При растормаживании давление сжатого воздуха в выводе // падает, поршень /поднимается вверх, и воздух из тормозных камер задних колес автомобиля через седло 12, вывод / и клапан 2 выходит наружу. Так как выпуск сжатого воздуха из тормозных камер осуществляется не через тормозной кран, а через регулятор тормозных сил, процесс растормаживания тормозных механизмов задних колес автомобиля происходит быстрее.
Моторный тормоз-замедлитель служит для перекрытия выпускного трубопровода с целью перевода двигателя на режим торможения. Он устанавливается в приемных трубах глушителя. Моторный тормоз (рис. 10.39) грузовых автомобилей КамАЗ включает в себя корпус 1 со сферической полостью, заслонку 3 с валом 4, на котором установлен поворотный рычаг 2, Рычаг соединен со што-

Рис. 10.39. Моторный тормоз-замедлитель (а) и пневмоцилиндр (б) грузовых автомобилей КамАЗ:
/ — корпус; 2 — рычаг; 3 — заслонка; 4 — вал; 5 — пневмоцилиндр; 6 — поршень; 7 — пружины; 8 — шток; / — вывод
ком 8 пневмоцилиндра 5. Заслонка 3 имеет два фиксированных положения — вдоль и поперек потока отработавших газов. При неработающем тормозе заслонка располагается продольно в корпусе / и не препятствует выходу отработавших газов из выпускного
трубопровода двигателя.
При торможении сжатый воздух через вывод /поступает в пневмоцилиндр, воздействует на поршень 6 и, преодолев сопротивление возвратных пружин 7, перемещает поршень со штоком 8. Шток поворачивает рычаг 2 и вместе с ним заслонку 3, которая устанавливается поперек в корпусе /. Заслонка препятствует выходу отработавших газов, создавая противодавление в выпускном трубопроводе двигателя. Одновременно с этим прекращается подача топлива, и двигатель начинает работать на компрессорном режиме, осуществляя при этом торможение автомобиля. При включенном моторном тормозе педаль управления подачей топлива не перемещается. После выключения моторного тормоза поршень 6 пневмоцилиндра и заслонка 3 перемещаются в исходное положение возвратными пружинами 7 пневмоцилиндра.
На рис. 10.40 представлен моторный тормоз-замедлитель грузовых автомобилей ЗИЛ, устанавливаемый перед глушителем. Корпус 2 тормоза прикреплен к фланцу патрубка 8. В корпусе размещена заслонка 9 с валом 3. На конце вала закреплен рычаг 4, соединенный со штоком 5 пневмоцилиндра 6, установленного на кронштейне 7, прикрепленном к фланцу патрубка. При движении

Рис. 10.40. Моторный тормоз-за медлитель грузовых автомобилей ЗИЛ:
1 — труба; 2 — корпус; 3 — вал; 4 — рычаг; 5 — шток; 6 — пневмоцилиндр; 7 —
кронштейн; 8~ патрубок; 9— заслонка
автомобиля при выключенном моторном тормозе заслонка располагается вдоль потока отработавших газов, поступающих в корпус через приемные трубы 1, не препятствуя их выходу из выпус- 1 кного трубопровода двигателя. При включении моторного тормо- \ за под действием сжатого воздуха, поступившего в пневмоцилиндр 6, выдвигается шток 5, который поворачивает рычаг 4. Рычаг поворачивает заслонку Рна 90°. Заслонка перекрывает выход отработавших газов и создает противодавление, которое увеличивает сопротивление перемещению поршней в цилиндрах двигателя. Это приводит к уменьшению частоты вращения коленчатого вала, возрастанию сопротивления движению и замедлению автомобиля. При включении моторного тормоза одновременно с помощью другого пневмоцилиндра отключается подача топлива в цилиндры двигателя, который начинает работать на компрессорном режиме.
10.7. Антиблокировочные системы (АБС)
Назначение и типы. Антиблокировочная система (АБС) служит для устранения блокировки колес автомобиля при торможении. Система автоматически регулирует тормозной момент и обеспечивает одновременное торможение всех колес автомобиля. Она также обеспечивает оптимальную эффективность торможения (минимальный тормозной путь) и повышает устойчивость автомобиля.
Наибольший эффект от применения АБС получается на скользкой дороге, когда тормозной путь автомобиля уменьшается на 10... 15 %. На сухой асфальтобетонной дороге такого сокращения тормозного пути может и не быть.
Существуют различные типы антиблокировочных систем по способу регулирования тормозного момента. Наиболее эффективными среди них являются АБС, регулирующие тормозной момент в зависимости от проскальзывания колес. Эти системы обеспечивают такое проскальзывание колес, при котором их сцепление с дорогой будет максимальным.
АБС сложны и различны по конструкции, дорогостоящи и требуют применения электроники. Наиболее простыми являются механические и электромеханические АБС.
Независимо от конструкции АБС включают следующие элементы:
датчики — выдают информацию об угловой скорости колес автомобиля, давлении (жидкости, сжатого воздуха) в тормозном приводе, замедлении автомобиля и др.;
блок управления — обрабатывает информацию датчиков и дает команду исполнительным механизмам;
|
|
исполнительные механизмы (модуляторы давления) — снижают, повышают или поддерживают постоянное давление в тормозном приводе.
Процесс регулирования торможения колес с помощью АБС включает несколько фаз и протекает циклически.
| Рис. 10.41. Схемы установки АБС на автомобилях с отдельным (а) и общим (б) регулированием: 1 — модулятор; 2 — датчик; 3 — блок управления |
Эффективность торможения с АБС зависит от схемы установки ее элементов на автомобиле. Наиболее эффективной является АБС с отдельным регулированием колес автомобиля (рис. 10.41, а), когда на каждом колесе установлен отдельный датчик 2 угловых скоростей, а в тормозном приводе к колесу — отдельные модулятор / давления и блок управления 3. Однако такая схема установки АБС наиболее сложная и дорогостоящая. Более простая схема установки элементов АБС показана на рис. 10.41, б. В этой схеме используются один датчик 2 угловой скорости, установленный на валу карданной передачи, один модулятор 1 давления и один блок 3 управления. Такая схема установки элементов АБС имеет более низкую чувствительность и обеспечивает меньшую эффективность торможения автомобиля.
Конструкция тормозных приводов с АБС. Схема двухконтурного гидравлического тормозного привода высокого давления с АБС показана на рис. 10.42, а. АБС регулирует торможение всех колес автомобиля и включает в себя четыре датчика 1 угловой скорости колес, два модулятора 2 давления тормозной жидкости и два электронных блока 3 управления. В гидроприводе установлены два независимых гидроаккумулятора 4, давление в которых поддержи-
|
| Э |
С

| ТТР-Ч.2 |
5>
а б
Рис. 10.42. Схемы двухконтурных гидравлического (о) и пневматического (6) тормозных приводов с АБС:
/ — датчик; 2 — модулятор; 3 — блок управления; 4 — гидроаккумулятор; 5, 6 — клапаны; 7 — насос; 8— бачок
вается в пределах 14... 15 МПа и тормозная жидкость в них нагнетается насосом 7 высокого давления. Кроме того, в гидроприводе имеются сливной бачок 8, обратные клапаны 5 и двухсекционный клапан 6 управления, обеспечивающий пропорциональность между усилием на тормозной педали и давлением в тормозной системе.
При нажатии на тормозную педаль давление жидкости от гидроаккумуляторов передается к модуляторам 2, которые автоматически управляются электронными блоками 3, получающими информацию от колесных датчиков 1.
Модуляторы работают по двухфазному циклу:
нарастание давления тормозной жидкости, поступающей в колесные тормозные цилиндры. Тормозной момент на колесах автомобиля возрастает;
сброс давления тормозной жидкости, поступление которой в колесные тормозные цилиндры прекращается и она направляется в сливной бачок. Тормозной момент на колесах автомобиля уменьшается.
После этого блок управления дает команду на нарастание давления, и цикл повторяется.
На рис 10.42, б представлена схема двухконтурного пневматического тормозного привода с АБС, которая регулирует торможение только задних колес автомобиля. АБС включает два датчика 1 угловой скорости колес, один модулятор 2 давления сжатого воздуха и один блок 3 управления. В пневмоприводе установлен также дополнительный воздушный баллон в связи с увеличением расхода сжатого воздуха при установке АБС из-за многократного его впуска и выпуска при торможении автомобиля. Модулятор, включенный в пневмопривод и получающий команду от блока управления, регулирует давление сжатого воздуха в тормозных камерах задних колес автомобиля.
Модулятор работает по трехфазному циклу:
нарастание давления сжатого воздуха, поступающего из воздушного баллона в тормозные камеры колес автомобиля. Тормозной момент на задних колесах возрастает;
сброс давления воздуха, поступление которого в тормозные камеры прерывается и он выходит наружу. Тормозной момент на колесах уменьшается;
поддержание давления сжатого воздуха в тормозных камерах на постоянном уровне. Тормозной момент на колесах поддерживается постоянным.
Затем блок управления дает команду на нарастание давления, и цикл повторяется.
Электронные АБС, имея сложную конструкцию и высокую стоимость, не всегда обеспечивают достаточную надежность работы. Поэтому на автомобилях находят некоторое применение более простые и менее дорогие (почти в пять раз дешевле) механические и
электромеханические АБС, хотя они и имеют недостаточные чувствительность и быстродействие.
Рассмотрим схемы электромеханической АБС и двухконтурного диагонального тормозного гидропривода переднеприводного легкового автомобиля малого класса с механической АБС. Маховичок 1 (рис. 10.43, а) свободно установлен на втулке 4 и связан с ней сухарем 5, прижимаемым к втулке пружиной 6. Втулка находится на валу 2, который приводится во вращение через шестерню 3 от шестерни, установленной на колесе автомобиля. В торцовую прорезь вала 2 входит плоский наконечник толкателя 11, заплечики которого опираются на спиральные скосы втулки 4. К торцу вала 2 под действием пружины 7 прижимается конец рычага 9 микровыключателя 8. При торможении с небольшим замедлением маховичок, втулка и вал вращаются как единое целое. При торможении с большим замедлением маховичок / продолжает вращаться некоторое время с прежней угловой скоростью. Вследствие этого происходит поворот маховичка с втулкой 4 относительно вала 2. При этом толкатель / / своими заплечиками скользит по стальным скосам втулки 4 и перемещается в осевом направлении. Толкатель, упираясь в конец рычага 9, поворачивает его на оси 10, вследствие чего замыкаются контакты микровыключателя # электромагнитного клапана. Клапан прерывает связь

а
Рис. 10.43. Схемы АБС электромеханической (а) и механической
для диагонального тормозного гидропривода (б):
I — маховичок; 2 — вал; 3 — шестерня; 4 — втулка; 5 — сухарь; 6, 7 — пружины;
<? — микровыключатель; 9 — рычаг; 10 — ось; 11 — толкатель; 12 — АБС; 13 —
регулятор; 14 — привод АБС (ременная передача)
1 Ь Нах.мампп
колесного цилиндра с тормозным приводом и сообщает его с линией слива. Тормозной момент на колесе уменьшается, колесо получает ускорение, а маховичок совершает угловое перемещение в обратном направлении. Толкатель 11 возвращается в исходное положение пружиной 7, колесный цилиндр соединяется с тормозным приводом, и цикл повторяется.
Установка механической АБС на переднеприводном легковом автомобиле малого класса с диагональным двухконтурным гидравлическим тормозным приводом представлена на рис. 10.43, б. Привод механических АБС производится ременными передачами от ведущих валов передних колес. При этом в гидравлическом тормозном приводе колес устанавливаются регуляторы 13 тормозных сил.
Контрольные вопросы
1. Какие типы тормозных систем вам известны?
2. Каковы основные части тормозных систем?
3. Каково назначение тормозных механизмов?
4. Какие типы тормозных приводов вы знаете?
5. Что представляют собой антиблокировочные системы? Каковы их основные элементы?
6. Какие эксплуатационные свойства автомобиля зависят от тормозных систем и их технического состояния?






