Роль темперамента во влиянии стресса на различные проявления спортивной деятельности

Мышечно-двигательное чувство. Значение высокоразвитого мышечно-двигательного чувства для спортивной практики трудно переоценить. Выполнение любого сложного двигательного акта неизбежно сопряжено с анализом его внешней структуры, степени мышечного напряжения, а также направления, амплитуды, ритма и частоты движения. Сознательное управление движениями немыслимо без умений тонко дифференцировать свои действия, давать им точные пространственные, временные и силовые оценки.

Влияние соревновательного стресса на кинестетическую (двигательную) чувствительность в зависимости от силы нервной системы изучал А. В. Халик. Он исследовал кинестетическую чувствительность в тех ее проявлениях, которые определяют пространственную точность движения и способность к дозированию мышечного усилия. Определялась точность движения предплечья в вертикальной плоскости (с помощью кинемометра конструкции М. Р. Могендовича и Л. Б. Губмана). Испытуемому предлагалось с помощью экспериментатора согнуть руку до угла в 50° три раза подряд, а затем выполнить это движение самостоятельно, но уже до половины угла сгибания (пять раз подряд). Определялась также пространственная точность движения при повороте кругом (с помощью градуированного круга). Исследовалась и способность к минимальному мышечному усилию (нажатием пальцем на головку стержня модифицированного индикатора ИЧ-10 с возможно минимальным усилием).

Испытуемые (спортсмены различной квалификации в возрасте 18 — 25 лет) были предварительно диагностированы по силе нервной системы относительно возбуждения. В результате эксперимента выявлено, что все показатели кинестезии под влиянием соревновательного стресса у данных групп испытуемых изменяются (по отношению к фону) противоположным образом (табл. 11). Из таблицы видно, что соревновательный стресс ухудшает кинестетическую чувствительность у лиц со слабой нервной системой и улучшает ее у лиц с сильной нервной системой.

Аналогичные данные получены Р. Н. Зюковой при исследовании музыкально-ритмического чувства спортсменок в художественной гимнастике. Фиксируя в условиях соревнований у 30 гимнасток, диагностированных по ряду свойств темперамента (тревожность, эмоциональная возбудимость, импульсивность), некоторые показатели музыкально-ритмического чувства (восприятие и воспроизведение медленного и быстрого темпа, восприятие и воспроизведение акцентов, восприятие и воспроизведение соотношения длительности звуков), она обнаружила их неравнозначное изменение (по отношению к фону). Так, тревожные и эмоционально возбудимые гимнастки в большей степени чем нетревожные и эмоционально невозбудимые, замедляют восприятие и воспроизведение медленного темпа (92 уд/мин); импульсивные значительнее, чем неимпульсивные, замедляют воспроизведение быстрого темпа (184 уд/мин), но также значительнее увеличивают количество ошибок в соотношении звуков; неимпульсивные гимнастки, наоборот, резко их уменьшают.

Таблица 11


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: