Индивидуальный подход

Организация учебно-тренировочного процесса и темперамент. Преодоление отрицательного влияния темперамента может быть достигнуто путем реорганизации деятельности занимающихся, когда в процессе обучения и воспитания спортсмену создаются такие условия, при которых усиливаются положительные проявления темперамента.

Этот путь приспособления темперамента к требованиям деятельности лежит в основе индивидуализации учебно-тренировочного процесса. В зависимости от влияния свойств темперамента на различные стороны деятельности спортсмена тренер использует индивидуальные приемы обучения и воспитания.

На основании длительного и всестороннего изучения особенностей деятельности спортсменок различного темперамента в художественной гимнастике было установлено, в чем проявляется положительное и отрицательное значение различных свойств темперамента при различных условиях деятельности (Б. А. Вяткин, 1974).

Результаты исследований показали следующее:

1. В одних и тех же условиях (тренировка или соревнования) разные свойства темперамента оказывают одинаковое (например, положительное) влияние на деятельность спортсменок. Так, тревожность в условиях тренировки определяет особую тщательность, аккуратность, внимание к деталям, добросовестное отношение к занятиям; эмоциональная возбудимость — высокую активность спортсменок при изучении новых элементов, связок, упражнений; импульсивность — смелость и решительность при встрече с трудными и опасными упражнениями и т. п.

2. Одно и то же свойство темперамента в разных условиях может влиять на деятельность противоположным образом (либо положительно, либо отрицательно). Например, высокоположительное отношение к деятельности у тревожных выступает как положительное свойство в условиях тренировки, определяя особую тщательность, старательность в выполнении упражнений. В условиях соревнований это высокоположительное отношение, способствуя чрезмерной ответственности, волнению, излишнему напряжению, на деятельность спортсменок влияет отрицательно.

3. В одних и тех же условиях полярные проявления данного свойства темперамента могут влиять на деятельность по-разному. Так, высокая тревожность, определяя склонность спортсменки к самоанализу своего выступления в соревнованиях, влияет на деятельность в положительном направлении. Таково же влияние на деятельность в соревнованиях и низкой тревожности, которая определяет высокую эмоциональную устойчивость спортсменки в соревнованиях.

Таблица 21


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: