Понятие эффективности и качества коммуникации

Понятие эффективной коммуникации с точки зрения отправителя предполагает получение информации получателем и ответную реакцию в соответствии с прогнозом отправителя. Одно из глубочайших заблуждений состоит в том, что люди думают, будто достаточно высказать свою мысль, чтобы другие должным образом ее восприняли. В основе такого заблуждения лежит предположение, согласно которому переданное сообщение достигает своего адресата без каких-либо изменений. В действительности часто получается не так: одни говорят одно, а другие их слушают и понимают совсем иное. Происходит это потому, что все сообщения подвергаются воздействию многочисленных шумов и помех, значительно снижающих результативность коммуникации – барьеров. (Технические- шумы, отсутствие навыков работы с соответствующей техникой, ошибка в адресе электронной почты и т.п. Психофизиологические барьеры. Такие барьеры могут возникать вследствие каких-либо физиологических нарушений: нарушения артикуляции, глухота, полная или частичная потеря зрения и т.д. Также на способность людей общаться, передавать и воспринимать информацию сильное влияние оказывают их психологические характеристики. Психологические барьеры выполняют две функции: 1) функция психологического препятствия; 2) функция психологической защиты, которая способствует автономности, обособляющей личность в общности и обеспечивающей ей относительную независимость и индивидуальность.
Социокультурные барьеры.
Люди — не изолированные индивиды, а общественные существа и как таковые являются носителями определенных социальных качеств. Они являются представителями той или иной нации, этноса, класса, социальной группы, религиозной конфессии, профессионального сообщества, демографической группы и т.д. Все это и порождает их социокультурные различия, обусловленные принадлежностью к тому или иному языковому, этническому, культурному, профессиональному и другому сообществу или ряду сообществ одновременно.)

Для повышения эффективности всей системы коммуникации необходимо уменьшить помехи, возникающие в процессе коммуникации,то есть учитывать индивидуально - личностные, социальные и культурные фильтры. Эти помехи могут быть изменены за счет дублирования сообщения, изменения самого сообщения в случае необходимости, уменьшения числа посредников в коммуникативном процессе.
Существует три основных типа результатов коммуникации:
а) изменения в знаниях получателя;
б) изменение установок получателя, то есть изменение относительно устойчивых представлений индивида;
г) изменение поведения получателя обращения.
Обратная связь делает коммуникацию динамическим двусторонним процессом. Положительная обратная связь информирует отправителя, что желаемый результат сообщения достигнут. Отрицательная обратная связь информирует отправителя, что желаемый результат сообщения достигнут не был. С точки зрения повышения эффективности коммуникации отрицательная обратная связь имеет большее практическое значение, чем положительная. Коммуникации при этом осуществляются с каждой из этих групп по-разному, так как в их основе лежат разные цели, но подчиненные общей цели фирмы.
Позволяет также выявить ключевые условия эффективной коммуникации. Отметим среди них следующие:
#Цели коммуникации. Отправитель должен четко знать, каких аудиторий он хочет достичь и отклик какого типа получить.
#Подготовка обращения. Необходимо учитывать предшествующий опыт пользователей товара (услуги) и процедуру декодирования сообщений, которой придерживается целевая аудитория.
#Планирование каналов. Отправитель должен передавать свое обращение по каналам, которые эффективно доводят его до целевой аудитории.
#Эффективность обращения. Отправитель должен по сигналам обратной связи оценивать отклик целевой аудитории на передаваемые сообщения.

15. Формирование и развитие имиджа личности средствами коммуникации. Коммуникативная среда и информационное пространство.

Имидж - это продукт восприятия личности целевой аудиторией. Это воздействие может быть организованным и целенаправленным (при помощи рекламы, внешнего оформления помещений фирмы, приемов деятельности персонала фирмы, т.п.) или спонтанным и неконтролируемым (при помощи тех же средств, но в отсутствие взвешенной и согласованной стратегии воздействия).

Прежде чем перейти к определению приоритетов наполнения информационных сообщений для различных сегментов нам необходимо дать определение существующим категориям коммуникативных стратегий. Специалисты PR утверждают, что все коммуникативные стратегии делятся на три категории: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Учитывая тот факт, что работа по созданию имиджа не знает перерывов, начинается с "рождением" образа и продолжается на протяжении всего его жизненного цикла, при построении коммуникативной стратегии для имиджевой политики выбирается принцип долгосрочного планирования. Учитывая это, важным элементом построения коммуникаций в имиджевой политике является учет этапов жизненного цикла компании.

Как показывает практика, для каждой из этих жизненных фаз имиджа целевые сегменты будут различны, а следовательно и приоритеты наполнения информационных сообщений для них будут эволюционировать. Если на первом этапе жизненного цикла акцент должен делается на особенностях и уникальных отличиях, гибкости в сотрудничестве и т.д., то на втором и третьем этапах эти приоритеты станут играть второстепенную роль, а их место займут: социальный знасимость, соответствие ожиданиям и т.д.

Информационное пространство, каким бы оно ни было по объему или содержанию, является способом общения. По сути и в самом общем виде можно выделить две модели ин­формационного коммуникативного обмена. Первый — это непосредст­венный межличностный обмен и второй — опосредованный, когда ба­зы информационных данных (информационные пространства) стано­вятся своеобразным проводником и опосредованным звеном в меж­личностном (межгрупповом) коммуникационным процессе. Опосредованный межличностный обмен оперирует независи­мыми и опосредованными базами данных. Техническая и обществен­ная мысль пошла по направлению расширения независимых информа­ционных пространств. Преимущество такого коммуникативного про­цесса заключается в том, что человек может пользоваться сегодня практически не ограниченными информационными возможностями (например, Интернет) при решении своих задачи. Правда, при этом несколько тормозится процесс поиска и получения информации. По­этому сегодня все технические службы информационного обмена на­правлены на то, что бы убыстрить поиск и доставку информации. Очень часто она связана именно не с прямым, а с опосредованным об­щением, т. е. с трансляцией информации при помощи разнообразных технических устройств, включая такие СМК, как — телевидение, ра­диовещание, прессу и т.д.

Практически все, что окружает человека, что составляет его среду обитания является также и коммуникативной средой. При этом часть этой среды составляют предметы и явления, могущие быть использованными в коммуникативной функции, а часть – собственно средства коммуникации, для которых передача сообщений является их основным назначением.

16. Формирование административных отношений средствами социальных коммуникаций

Внутренние коммуникации в организации являются результатом осуществления функции внутренней самоорганизации, управления. В практическом плане это обмен идеями, достижение соглашений, распорядительно-подотчетные отношения, обмен информацией по поводу реализации целей и задач организации, взаимоотношения с персоналом и между членами коллектива.

Внутренняя коммуникационная система представлена межличностными и организационными коммуникациями.

Межличностные коммуникации — это связи между отдельными личностями. Они не ограничены уставным регламентом, распространяются за его пределы. Организационные коммуникации — это коммуникации, протекающие в рамках задач и интересов конкретной организации.

В ходе коммуникационного взаимодействия внутри организации достигаются следующие цели: 1) обеспечивается создание информационных каналов между сотрудниками и структурными подразделениями, с помощью которых создается система информационного обмена в организации, сотрудники и руководители которой планируют и координируют свою деятельность; 2) развиваются и совершенствуются межличностные отношения, благодаря чему персонал превращается в работоспособный коллектив; 3) обеспечивается создание полных производственных процессов и циклов по реализации задач организации; 4) регулируются и оптимизируются внутриинформационные потоки; 5) создается коммуникационная основа для развития эффективной системы внешних связей. Если структуру связей внутренней среды организации представить в виде иерархической конструкции, соответствующей общепринятому стереотипу властных полномочий и функциональных нагрузок, то можно говорить о перемещении информации между служебными уровнями в рамках ориентированных коммуникаций, которые бывают вертикальными и горизонтальными.

Вертикальное направление коммуникаций подразделяется на нисходящее и восходящее.

Коммуникативный поток, который перемещается от одного уровня в группе или организации к другому, более низкому уровню, является нисходящим. Он используется руководителями групп для постановки задач, описания работ, информирования о процедурах с тем, чтобы выделить проблемы, требующие внимания, предложить варианты обратной связи по результатам работы. При этом, чем больше уровней проходит информация, тем меньше вероятность того, что она не будет искажена. Наиболее характерным примером является взаимодействие, общение руководителя со своими подчиненными. Нисходящая информация характерна для формальных связей (указания, директивы, поручения, запросы и т.д.). Таким путем сообщается подчиненным уровням информация о стратегических и текущих задачах, функциональных изменениях и др.

Восходящая информация в организациях перемещается от более низкого к более высокому уровню. Она используется для обратной связи подчиненных с руководством с целью информирования о результатах работы и текущих проблемах, служит средством доведения до сведения руководителей мнения работников. Руководители полагаются на данную информацию при анализе того, как улучшить положение дел в организации. В некоторых организациях восходящая информация используется руководителями более низкого звена для информиpoвания средних и высших руководителей (например, подготовка отчетов), при проведении обсуждений, где работники получают возможность рассматривать проблемы со своим руководителем или с представителями высшего руководства.

Информация, преимущественно идущая «наверх», характерна и для формальных связей, и для неформальных. Обычно она поднимается (или опускается) на тот уровень, в компетенцию сотрудников которого входят полномочия адекватно и полноценно отреагировать на поступившую информацию. Так, сообщение с описанием идеи инновации направляется высшему руководителю, а приказ — конкретному исполнителю на нижнем уровне.

Когда общение происходит между членами одной группы или рабочих групп одного уровня, между руководителями или персоналом одного уровня, то такой коммуникационный процесс называется горизонтальным. Данное коммуникационное направление необходимо, так как позволяет сэкономить время и обеспечить координированность действий. В одних случаях такое общение является формальным и обязательным, в других — происходит спонтанно, на неформальном уровне. Помимо служебных причин, коммуникации по горизонтали являются наиболее употребляемой формой личных отношении неформального общения. Такие коммуникации сплачивают коллектив, укрепляют равноправные отношения, позитивно влияют на удовлетворенность работников своим трудом.

17. Роль СМИ в системе социальных коммуникаций. Маркетинг в системе социальных коммуникаций.

СМИ - многофункциональный социальный институт, действующий через систему относительно локальных средств информации и характеризующийся: 1) обращенностью к массовой аудитории и общедоступностью; 2) корпоративным характером производства и распространения информации; 3) социально-преобразовательным потенциалом.

Система СМИ определяется посредством следующих характеристик: информативная насыщенность; публичность, т.е. неограниченный и надперсональный круг потребителей; наличие специальных, технических приборов, аппаратуры для передачи сообщений; непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров; однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, ограниченность обратной связи; непостоянный и рассредоточенный тип аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате концентрации общего внимания на том или ином сообщении (статья, радио- или телепередача, пр.)

СМИ являются одновременно и пронизывающим все общество каналом информационного обмена, и циркулирующей по этому каналу информацией. В этом отношении их роль подобна роли денег в экономике (универсальные посредники). С другой стороны, они играют активную роль, и в этом отношении могут быть уподоблены социальному действию как таковому.

Следовательно, СМИ не "локализованы" в каком-либо "месте" социальной системы и являются одновременно ее средой и "внутренним" коммуникативным каналом.

Также принято рассматривать СМИ как четвертую власть, осуществляющую свою информационную политику, оказывающую существенное (определяющее) влияние на общественно-политические процессы.

СМИ относятся к социальным коммуникациям, представляя собой их особый, институциализированный вид — организации по производству и распространению массовой информации. Следовательно, коммуникативная и информационная функции присущи им по определению и могут рассматриваться и как их неотъемлемые свойства, без которых невозможно выполнение других функций.

Содержание коммуникативной функции — охват рассредоточенных людей и общностей для общения, получения, обмена информацией, взаимонастройки и организация данного вида социального обще­ния с расчетом на позитивные эффекты. Выполнение такой функции зависит от внешних и внутренних факторов и условий.

Особенности коммуникативной функции — способность соединять большие рассредоточенные общности, включая людей в коммуникацию в индивидуальном порядке. Так образуется «строительный материал» и для формирования новых общностей (солидарностей, идентичностей). Возникает возможность интеграции уже сложившихся общностей (социально-организационная функция) и формирования тех, что не могут существовать вне СМИ (социально-креативная функция)

Информационная функция, присущая СМИ по определению, на практике неразрывна с коммуникативной, поскольку СМИ являются частью соци­альных коммуникаций, действующих как каналы обмена информацией в обществе. Ее содержание очевидно: производство и распространение информации на массовую аудиторию с учетом разнообразных ее (аудитории) характеристик (состава, запросов, потребностей, интересов) в целях обеспечения совместной деятельности людей.

Без коммуникации не обходится ни один акт социального взаимодействия. Базовыми характеристиками коммуникации являются отправление и получение знаний, идей, фактов, образов, целей, эмоций и ценностей.

Коммуникации – это не только инструмент маркетинга, но и важнейший фундамент любой культуры. Они оказывают решающее влияние на язык и музыку, литературу и философию, науку и поэзию.

Сущность маркетинга можно выразить как “вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена” (Ф. Котлер), интеграцию усилий всех участников рынка для формирования и обеспечения спроса на взаимовыгодной основе.

Любая маркетинговая стратегия реализуется посредством коммуникаций.

Информация является важнейшим ресурсом, используемым организациями. В маркетинге она имеет определяющее значение, так как любая маркетинговая деятельность основана на оценке конкретной ситуации.

В маркетинге коммуникация - совокупность сигналов, исходящих от организации в адрес различных аудиторий.

Система маркетинговых коммуникаций - единый комплекс, объединяющий участников, каналы и приемы коммуникаций организации, направленный на установление и поддержание определенных этой организацией взаимоотношений с адресатами коммуникаций в рамках ее маркетинговой политики.

Основные средства маркетинговых коммуникаций: реклама, коммерческая пропаганда; стимулирование сбыта; прямая продажа,PR.

18. PR в системе коммуникаций. PR-технологии как средства формирования и развития коммуникативного процесса.

Существует множество определений PR. Например, PR - коммуникативная функция управления, посредством которой организации адаптируются к окружающей их среде, меняют (или же сохраняют) её во имя достижения своих организационных целей.

Информация является неисчерпаемым ресурсом, жизненно необходимым для развития общества. В PR важно не просто создать информацию, а создать с учетом потребностей аудитории, сделать ее востребованной, ожидаемой обществом. В PR должна быть услышана не только сама информация, т.е. сообщение, передаваемое ею, но и основной посыл, в котором заложены идеи и цели сообщения.

PR-деятельность чаще всего осуществляется путем предоставления в распоряжение средств массовой коммуникации информации, на которую серьезно полагаются и рассчитывают многочисленные местные издания (газеты и журналы, радио- и телевизионные станции, информационные порталы). Поэтому в PR при работе над созданием и развитием имиджа необходим четкий и полноценный анализ основных масс-медиа, востребованных различными категориями аудиторий.

Способность СМИ быстро достигать большие группы людей определяет ценность средств массовой коммуникации для паблик рилейшнз.

PR-технология – это реализуемая средствами PR социально-коммуникативная технология управления коммуникациями базисного субъекта PR c его целевыми общественностями, представляющая собой совокупность последовательно применяемых процедур, приемов и способов деятельности, направленных на наиболее оптимальную и эффективную реализацию целей и задач субъекта управления в определенное время и в определенном месте.

В широком смысле объектом PR-технологии являются социальное пространство и социальное время, управление которыми осуществляется посредством целенаправленной системно организованной социальной коммуникации.

В узком прикладном смысле объектом PR-технологии является подсознание, сознание и поведение социальных субъектов (все компоненты в совокупности, их определенная комбинация или каждый отдельно), управление которыми осуществляется через целенаправленную системно организованную социальную коммуникацию.

PR-технологии разрабатываются применительно к любому числу ситуаций. При формировании их параметров, как правило, учитываются не только задачи, но и тип, и характеристики управленческой деятельности.

Выделяют два основных способа формирования технологий в системе PR: 1) основан преимущественно на субъективном подходе, закладывающем в основу конструирования оптимальной последовательности действий стандарты здравого смысла, практический опыт людей, традиции и стереотипы. Собственно без таких компонентов практически никогда не дается оценка целей, не определяются пути формирования ресурсов их достижения. 2) аналитический способ предполагает использование специальных методов и процедур, определяющих параметры и условия целедостижения. Включает оценку и характеристику участников PR, характера их функционально-ролевых и межличностных взаимоотношений, действующих социальных норм и регламентов деятельности, расстановки сил внутри организаций, специфики окружающей среды, ресурса и потенциала членов организаций.

Этапы разработки PR-технологии: 1) теоретический предусматривает определение цели и задач технологизации, моделирование ее объекта, выявление внутренних связей и закономерностей функционирования; 2) методический - связан с разработкой технологической схемы управления объектом, обоснованием и детализацией соответствующих процедур и операций; 3) процедурный - связан с организацией практической деятельности по подготовке технологического проекта.

Средства PR-технологии: презентации, речи, публичные выступления, деловые беседы, благотворительность, скандалы и слухи, специальные события.

Классификация PR технологий: Белый PR; Черный PR; Серый PR; Кровавый PR; PR цвета хаки; Желтый PR; Зеленый PR.

Классификация PR-технологий:

1. традиционные (стратегические, концептуальные основанные на определённой концепции деятельности в PR): Имидж, Паблисити, Промоушн, Брендинг.

2. Тематические (применительно к объекту приложения PR): Политика, Экономика (Промышленность, Финансы, Торговля, Услуги), Общество, Частный сектор.

3. коммуникационные (по видам коммуникаций): Печать, Телевидение, Интернет, Письма, Листовки, Полиграфия, Слухи, Агенты.

4. Структурные (в зависимости от структуры используемой технологии PR-кампании): Технология полного цикла, Комплексная технология (объединяющая разные стратегические и структурные подходы), Постоянная (штатная) кампания по PR, Целевая кампания по PR, Отдельные приёмы PR, Акции PR.

5. Профессиональные технологии (по профессиональной принадлежности принадлежности): пресс-секретарь, рекламист, стилист, имиджмейкер, спичрайтер.

6. По типу объекта: вещь, группа (организация), личность (отдельный человек человек).

19. Правовое регулирование информационной деятельности. Информационное общество и информационная безопасность

Правовое регулирование — это система регулирования поведения людей в обществе посредством правовых норм, устанавливаемых органами государственной власти и выполняемых гражданами под контролем уполномоченных организаций с возможностью применения фиксированных санкций за отклонение от данных норм. Это строго установленная, четко прописанная, обязательная для всех членов общества система норм. Ни о каком добровольном следовании данным предписаниям речь не идет.

Правового регулирования требует не только сама информация как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях независимо от формы их донесения до потребителя, но и процессы, связанные с ее получением, созданием, обработкой, распространением и т.п., что и составляет суть любого коммуникационного процесса.

Основу правового регулирования информационной деятельности оставляют нормы Конституции РФ (п. 3 ст. 15; п.4,5 ст. 29), Федеральных законов № 149-ФЗ от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»; 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле»; Закон РФ "О средствах массовой информации" (о СМИ) от 27.12.1991 N 2124-1, Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» и другие нормативно-правовые акты.

Легальное определение понятия "информация" содержится в Федеральном законе № 149-ФЗ от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в ст. 2: «Информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления". В приведенном контексте термин "информация" становится универсальным, он обозначает любые сведения о ком-либо или о чем-либо, получаемые из любого источника в любой форме: письменной, устной, визуальной и т.п. В данном определении сведения понимаются как реальные объекты социальной жизни: лица, предметы, факты, события, явления, процессы.

Информационное общество — концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.

Отличительные черты:

· увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

· возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;

· нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

· создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;

· развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей.

Информационная безопасность — это общее понятие для защиты информационной среды, защита информации представляет собой деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию.

Информационная безопасность организации — целенаправленная деятельность её органов и должностных лиц с использованием разрешённых сил и средств по достижению состояния защищённости информационной среды организации, обеспечивающее её нормальное функционирование и динамичное развитие.

Информационная безопасность государства — состояние сохранности информационных ресурсов государства и защищённости законных прав личности и общества в информационной сфере.

Информационная безопасность — это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.

1.Конфиденциальность: свойство информационных ресурсов, в том числе информации, связанное с тем, что они не станут доступными и не будут раскрыты для неуполномоченных лиц.

2.Целостность: неизменность информации в процессе её передачи или хранения.

3.Доступность: свойство информационных ресурсов, в том числе информации, определяющее возможность их получения и использования по требованию уполномоченных лиц.

Информационная безопасность — все аспекты, связанные с определением, достижением и поддержанием конфиденциальности, целостности, доступности, неотказуемости, подотчётности, аутентичности и достоверности информации или средств её обработки

20. Понятие коммуникативной среды. Социально-коммуникативное проектирование.

Практически все, что окружает человека, что составляет его среду обитания является также и коммуникативной средой. При этом часть этой среды составляют предметы и явления, могущие быть использованными в коммуникативной функции, а часть – собственно средства коммуникации, для которых передача сообщений является их основным назначением.

Коммуникационная среда - совокупность условий, позволяющих группе людей/организаций (субъекты среды) реализовывать желание и необходимость обмена информацией путем прямого обращения друг к другу.

Коммуникационная среда может быть универсальной – предоставляющей одинаковые возможности:

технические – каналы передачи информации, сервисы передачи информации и т.п.

эмоциональные – отношение со стороны субъектов среды, принимающих информацию, к ее источнику

социально-этические для обмена информацией без ее ограничения в форматах представления, тематике, способах передачи и т.п.

Коммуникационная среда может быть специализированной – имеющей такие ограничения.

Локальная информационная среда обеспечивает процесс обмена между субъектами, необходимость и желание в обмене информацией которых определена общностью определенных характеристик (общностью интересов, географически компактное расположение субъектов среды, социально-демографические характеристики субъектов и т.п.).

Глобальная информационная среда обеспечивает возможность обмена информации между любыми субъектами среды в границах действия технологических средств обмена информации между субъектами.

Коммуникативное пространство - внутренний коммуникативный содержательный смысл текста, среда коммуникации (или коммуникационная среда) - внешняя реальная среда процесса коммуникации, в который вовлечен текст (речь). Если среда коммуникации по охвату адресатов уже, нежели пространство коммуникации текста (речи), то такой текст (речь) является некоммуникативным, и наоборот, если среда коммуникация равна или шире, нежели пространство коммуникации текста (речи), то такой текст является коммуникативным - это второе условие коммуникативности.

Проектирование - это базовая форма целенаправленной деятельности человека, развития социальных систем, процессов, отношений, институтов.

Социальное проектирование как одна из областей человеческого познания основывается на применении различных методов сбора, представления, обработки информации, порождающих познавательный эффект. Это позволяет рассматривать его как разновидность информационной деятельности. Смена коммуникационных парадигм происходит под влиянием обобщенных результатов практики социального проектирования, которая создает условия для непрестанного воссоздания личности, общества и формируемых ими миров.

Социальное-коммуникативное проектирование как одна из областей человеческого познания основывается на применении различных методов сбора, представления, обработки информации, порождающих познавательный эффект. Это позволяет рассматривать его как разновидность информационной деятельности. Смена коммуникационных парадигм происходит под влиянием обобщенных результатов практики социального проектирования, которая создает условия для непрестанного воссоздания личности, общества и формируемых ими миров. Для человека это процесс «введения в мир», создания условий «зримости мира».

Социо-коммуникативное проектирование - это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.

В качестве объекта социокоомуникативного проектирования выступает сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две подсистемы: социум и коммуникативное пространство.

В проектной деятельности широко используются различные методы моделирования. Они предполагают создание формализованных описаний социальных действий, объектов, явлений в виде схем, знаковых систем, макетов и т.д. Модели являются носителями интерпретации. Процесс моделирования опирается на применение различных форм представления данных и их организации в целостные системы. Основной задачей при этом выступает детальная проработка идей, позволяющих дать адекватное описание объекта, соответствующее цели проектирования

21. Виды и характеристика коммуникации в отраслях социальной сферы. Интернет ресурсы в системе социальных коммуникаций.

Социальная сфера — часть социально-трудовой сферы, включающая отрасли социально-культурного комплекта — образование, здравоохранение, культура, спорт, физкультура, туризм, санаторно-курортная область, жилищно-коммунальное хозяйство. Отрасли социальной сферы призваны удовлетворять культурные, образовательные, медицинские, духовные потребности, а также завершать процесс создания материальных благ и их доведение до потребителя. Они предъявляют большой спрос на рабочую силу, различные машины и оборудование, материалы, финансовые ресурсы и в этом проявляется их связь с материальным производством. В свою очередь высокий уровень развития социальной сферы оказывает огромное влияние на формирование человека — работника с активной жизненной позицией, на повышение производительности общественного труда.

В социальной, т.е. общественной сфере, коммуникации бывают внутриличностные, межличностные, групповые и массовые.

Внутриличностная коммуникация - это осознанное или неосознанное общение с самим собой на вербальном или невербальном уровне. В своем сознании человек очень часто общается с другими людьми, создает «модели ситуаций», пытается заранее подготовиться к коммуникации с окружающими.

Межличностная коммуникация означает информационное взаимодействие между людьми на невербальном и вербальном уровне.

Групповая коммуникация - это коммуникация в группах, начиная с семьи и кончая той фирмой или предприятием.

Массовые коммуникации осуществляются через СМИ и имеют разные цели: информационные, развлекательные, рекламные и т.д. Все они также осуществляются с учетом выбранных целевых аудиторий (выделяемых для воздействия социальных групп населения), особенностей языка в этих группах, их образовательного уровня и т.д. Важный фактор массовых коммуникаций гендерный, т.е. различающийся по половой принадлежности, этнический и религиозный.

В последнее время в политологии, социологии, социолингвистике и теории коммуникации получил распространение термин дискурс (его можно условно расшифровать с помощью формулы: речь + действие). Поскольку действие и взаимодействие индивидов происходит в определенной коммуникативной среде, в определенной общественной сфере коммуникации, то говорят об институциональном дискурсе (социальный дискурс, политический дискурс, религиозный дискурс, педагогический дискурс, деловой дискурс, производственный дискурс и т.д.).

Интернет – глобальный коммуникационный канал, обеспечивающий во всемирном масштабе передачу мультимедийных сообщений (коммуникационно-пространственная функция);

Интернет – общедоступное хранилище информации, всемирная библиотека, архив, информационное агентство (коммуникационно-временная функция);

Интернет – вспомогательное средство социализации и самореализации личности и социальной группы путем общения с заинтересованными партнерами, всепланетный клуб деловых и досуговых партнеров.

Т.О., Интернет – глобальная социально-коммуникационная компьютерная сеть, предназначенная для удовлетворения личностных и групповых коммуникационных потребностей за счет использования телекоммуникационных технологий.

Отличительные признаки Интернет как социальной коммуникации: а) социально-коммуникационная сущность сети, обусловленная коммуникационно-пространственной и коммуникационно-временной функциями, т.е. способностью обеспечивать движение смыслов в социальном пространстве и времени; б) предназначенность для удовлетворения коммуникационных потребностей не общества в целом, а отдельных личностей и социальных групп, обусловленных их стремлением к социализации и самореализации; в) вхождение в систему электронной коммуникации, благодаря использованию компьютерной базы и телекоммуникационных технологий; г) глобальные масштабы Сети. Интернет становится средством не просто массовой, но глобальной коммуникации, перешагивающей через национальные границы и объединяющей мировые информационные ресурсы в единую систему.

Интернет - коммуникации - это такие методы общения, при которых передача информации происходит по каналам Интернет с использованием стандартных протоколов обмена и представления информации. Информация может передаваться в различной форме - голос, видео, документы, мгновенные сообщения, файлы.

Основные Интернет-ресурсы: 1) коммуникационные: Веб-форумы; Блоги; Социальные сети; электронная почта и списки рассылки; IP-телефония; Мессенджеры; Многопользовательские игры; FTP-серверы; Файлообменные сети; 2) информционные: Группы новостей; Интернет-радио; Интернет-телевидение; Поисковые системы; веб-камеры; Вики-проекты; 3) коммерческие: Интернет-магазины, Интернет-аукционы, Электронные платёжные системы; Интернет-реклама; Удалённые терминалы.

22. Понятие и виды информационных поводов. Информационные циклы.

Понятие "информационный повод" первоначально возникло в США иобозначался словом inject (инжект или впрыскивать).

Информационный повод - это объект, целенаправленно используемый субъектом информационного процесса для внесения информации в информационное пространство.

Событие, которое своей значимостью или экстравагантностью может заинтересовать читателя/зрителя/слушателя того или иного средства массовой информации, стать предметом обсуждения в ходе устных коммуникаций. Создание информационного повода используется для внесения в информационную среду информации, которая должа повлиять на общественное мнение по тому или иному вопросу.

То есть, чтобы информация не пропала никем не замеченной, придется превращать ее в объект. Поэтому проще первоначально создать объект (или выбрать уже существующий объект) и использовать внимание субъектов информационного процесса и аудитории к этому объекту для привлечения их внимания к вносимой информации.

Естественно, что главной задачей станет установление логической связи между объектом внимания аудитории и вносимой информацией. Логическая связь в данном контексте - это связь, не подвергаемая сомнению аудиторией, то есть существующая в массовом сознании, вписывающаяся в систему координат, образованную установками аудитории.

Например, с точки зрения аудитории в день медицинского работника будет логичным любое заявление врача, но не пограничника или энергетика. В канун Олимпийских игр внимание аудитории привлечет заявление о государственной поддержке физкультуры и спорта, а заявление о государственной поддержке среднего образования, которое привлечет внимание в канун 1 сентября, накануне Олимпиады может остаться не замеченным аудиторией.

При определенных условиях информационный повод позволяет создать информационное сообщение (новость).

Пять характеристик события, способного породить новость: 1) при прочих равных предпочтительнее событие касающееся элитных слоев общества; 2) в событии должен быть главный (положительный) герой, позволяющий публике идентифицировать себя с ним; 3) при прочих равных предпочтительнее наиболее негативное событие; 4) событие должно однозначно пониматься публикой; 5) событие должно быть максимально согласованным с самыми упоминаемыми темами новостей.

Подавляющее большинство PR-кампаний нуждается в сильных, интересных поводах для активного присутствия в информационном пространстве. Поэтому, в случае необходимости, такие поводы создаются специально. В тоже время, многие события, так или иначе касающиеся заказчика PR-кампании, сильно потеряли бы от отсутствия PR-сопровождения. В этом и заключается двойственность информационных поводов. Зачастую заказчик на определенном этапе забывает о том, что первично - событие или его эффект с точки зрения PR-воздействия.

Принято делить информационные поводы на внешние, внутренние и инициируемые.

Внешними информационными поводами мы называем в виду национальные и международные праздники, принятие законопроектов (например, изменяющих требования по чистоте выхлопных газов автомобильных двигателей) и иные события, в которых напрямую компания не участвует.

Внутренние информационные поводы – события, в которых компания так или иначе участвует. Например: выпуск нового продукта, проведение испытаний продукции, принятие решения о применении фильтров компании ведущим японским производителем, встреча руководителя компании с губернатором к.-либо области, пресс-конференция о новой стратегии и т.д.

Инициируемые поводы появляются тогда, когда есть нехватка во внешних и внутренних. Данными мероприятиями могут быть любые события: от гонок Формулы – 1 до показательных испытаний нашей и конкурирующей продукции. Основное отличие от иных поводов – инициируемые поводы создаются специально для паблисити.

Полный информационный цикл включает рождение информации, ее накопление, обработку, прием и использование для целей развития системы.

Информационный цикл системы представляет собой непрерывный процесс, начинающийся с момента принятия решения о создании системы и заканчивается в момент полного изъятия ее из эксплуатации.

23. Роль коммуникативной деятельности в антикризисном управлении и локализации рисков. Рентабельность средств коммуникации

Антикризисное управление - управление предприятием, организацией, ставящее своей задачей преодоление или предотвращение кризисного состояния, проявляющегося в неплатежеспособности, банкротстве, убыточности.

В тех случаях, когда на предприятии возникла кризисная ситуация, создание специальной информационно-коммуникативной сети связей, охватывающей информационные потоки внешней и внутренней среды предприятия, становится неотъемлемой частью антикризисного управления. Ведь только обладая полной информацией возможно четкое непосредственное реагирование на возникновение кризисной ситуации, своевременное проведение стабилизационных мероприятий, включая действия по предотвращению ущерба и собственно ликвидации кризисной ситуации, а в крайних случаях хотя бы обеспечения минимально необходимой жизнедеятельности важнейших систем предприятия.

Информационную среду можно делить на внешнюю, которая включает в себя совокупность информационных каналов, потоков, сообщений за пределами организации и внутреннюю информационную среду — это вся информационная составляющая организации. Информация применительно к антикризисным процессам организации – это сведения о значимых фактах (лицах, действиях, событиях), которые служат основой для принятия антикризисных решений, а также для подготовки предложений и рекомендаций по выходу из кризисной ситуации.

Информация является основой управления организацией, связующее звено всех управленческих процессов: планирования, реализации, координирования, оценки, контроля, корректировки и т.д. Кроме этого, информация является полноценным рыночным механизмом, который наряду с ценой и полезностью влияет на определение оптимального и равновесного состояния организации как экономической системы, при этом становясь одним из наиболее важных факторов в антикризисном управлении.

Работа в области кризисных коммуникаций включает в себя: составление списка возможных проблем; прогнозирование возможных реакций в результате кризисного развития той или иной проблемы; разработку совместно с руководством и группами специалистов оперативных стратегий после возможных кризисных ситуаций; анализ ситуации с выявлением возможных последствий того или иного события для предприятия и его окружения; составление плана информирования сотрудников, населения, партнеров и т.д. о возникшей ситуации; реализацию программы действий.

Главным антикризисным средством является информационная открытость.

В числе первоочередных коммуникационных предприятий является открытие специальной кризисной информационной службы, «горячего телефона», постоянно действующей службы для прессы, в которую можно обратиться для получения расширенной информации.

В отделе корпоративных коммуникаций на возможный случай кризисной ситуации должны быть проработаны варианты информации для: общественности в целом. Эта информация распространяется через СМИ; сотрудников предприятия; акционеров и инвесторов, а также тех, чье мнение непосредственно влияет на котировки акций; государственных органов и органов местного самоуправления; поставщиков, партнеров и посредников предприятия; клиентов и потребителей.

Специальные информационные мероприятия должны быть подготовлены также на случай значительного сокращения на предприятии рабочих мест. В условиях рыночной экономики такое сокращение может быть вызвано прекращением или досрочным прекращением выпуска какого-либо вида продукции, сменой собственника, ликвидацией подструктуры и прочее.

Проводя информационные антикризисные мероприятия необходимо учитывать ряд факторов: необходимо продемонстрировать, что кризисная ситуация находится под контролем; информация о кризисе должна исходить из одного источника. Это важно также для недопущения слухов. Каналы распространения информации должны быть максимально сужены; параллельную информацию о кризисе лучше исключить; во взаимоотношениях с журналистами использовать принцип доверительной открытости. Информационный голод может побудить журналистов к самостоятельному поиску фактов и неблагоприятному их комментированию; публичные извинения и признание заслуженной вины предприятия не вредят его авторитету. Честные открытые диалоги помогут вернуть доверие общественности. Деятельность антикризисного управляющего многофункциональна. Ему приходится решать целый спектр разнообразных задач: от комплексной диагностики проблем предприятия на разных стадиях проведения процедуры банкротства, до нахождения наиболее приемлемых и максимально эффективных путей. Для антикризисного управляющего необходимо овладение коммуникативной функцией, т. е. умение общаться с людьми, налаживать контакты с сотрудниками, партнерами, представителями внешних организаций и государственных структур, а также умение слушать собеседника, входить в его положение, владеть письменной и устной речью, контролировать собственные эмоции.

Антикризисному управляющему необходима разработка собственных коммуникативных стратегий при работе с разными субъектами, включенными в процесс антикризисного управления (кредиторами, трудовым коллективом, инвесторами, представителями местной администрации, другими заинтересованными лицами и сторонами). Таким образом, складывается сфера коммуникативной компетенции антикризисного управляющего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: