Обучающие программы для школьников

Школьный возраст расширяет возможности форм обучения. М. Липман, дирек­тор Института по развитию философии для детей (США), участник создания про­грамм преподавания философии в школе предлагает интеллектуальный подход, ос­нованный на когнитивной работе и формировании ненасильственных ценностей. Эта работа включает в себя несколько этапов: обсуждение на конкретных примерах содержания понятий «мир» и «насилие»; описание через обсуждение и дискуссию с детьми соответствующей феноменологии — каковы они, «мир» и «насилие»; обсуждение возможных средств достижения позитивных ценностей и избегания негатив­ных; обсуждение потенциальных причин процветания тех или иных ценностей и др. (Липман, 1995).

Считается важным развитие как навыков понимания конфликтов, так и эффек­тивных средств разрешения или управления конфликтами. Дж. Леви считает необ­ходимым отражать в учебной программе обучения разрешению конфликтов вопро­сы, связанные, с одной стороны, с возникновением и причинной обусловленностью конфликтов, с другой — с предупреждением, разрешением конфликтов и управле­нием ими. Начинается учебный курс обычно с определения понятий конфликта и обсуждения несовместимости интересов людей и их поведения. Далее вводятся ос­новные представления об источниках конфликтов и их типах — внутриличностном и интерперсональном (между двумя и более людьми, группами, представителями разных культур и т. д.). К изложению основного материала могут привлекаться све­дения из области теории игр, коммуникации, ценностного анализа, группового вза­имодействия, коллективных переговоров и кросс-культурного взаимодействия, а также анализ конфликтных теорий из биологии, истории, психологии, социологии, политических наук, экономики, образования и других областей. Теоретическая и практическая части обучения строго не разделяются, теоретические рассуждения снабжаются примерами, на которых часто строится обучение навыкам разрешения конфликтов. Практическое обучение включает ролевые игры, анализ конкретных случаев, моделирование ситуаций и т.д. Наряду с этим считается важной практика

в слушании, решении проблем, совершенствовании речи и критическом мышле­нии. Вводятся правила, типичные для группового обучения (кооперативная атмо­сфера, уважение к мнениям и чувствам другого, сохранение конфиденциальности происходящего в группе, поддержка учеников со стороны друг друга и преподавате­ля и т. д.).

В качестве примера Леви приводит следующие варианты занятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: