Глагол и его роль в тексте

А.Н. Толстой писал: «Движение и его выражение - глагол - являются основой языка. Найти верный глагол для фразы - это значит дать движение фразе».

Н. Греч отметил, что глагол «придает речи жизнь», «присутствием своим животворит отдельные слова».

Глагол - единственная из ч.р., которая представляет действие как процесс в грамматических формах времени, лица, наклонения, залога.

Глагол обладает широкими возможностями описания жизни в ее развитии, движении, но в разных стилях глаголу отводится неодинаковая роль.

Минимум глагольных форм в официально-деловом стиле, который отличается наиболее ярко выраженным именным характером речи.

В научном стиле - составляет чуть больше

В художественной речи - чаще всего (для передачи движения, выражающего динамику окружающего мира и духовной жизни человека)

Например: Перед самым рассветом Сотников не выдержал и только задремал на сиденье, как громовой взрыв на обочине вырвал его из сна. Комбата обдало землей и горячей волной взрыва, он тут же вскочил: «Комсомолец» сильно осел на правую гусеницу. И тут началось... Танки расстреливали полк на дороге.

Речь, насыщенная глаголами, выразительно рисует стремительно разворачивающиеся события, создает энергию и напряженность повествования.

Изображая героя через его действия, писатель не только создает реальный образ, но и проникает в его психологию, внутренний мир, так как из отдельных поступков складывается поведение человека, а в нем отражаются чувства, желания и даже тайные помыслы.

Для характеристики героя имеет выбор наиболее выразительных, «ключевых» глаголов. Например, при передаче диалога писатели часто отказываются от употребления глаголов «говорения» (сказал, отвечал, повторил, спросил), а стараются найти слова, изображающие действия, которые сопровождают речь: «Как!» - вспыхнула Дуня.

Глагол более, чем любая другая часть речи, пригоден для «одушевления» предметов при олицетворении.

А.В. Кольцова «Лес » (Почернел ты весь,// Затуманился...// Одичал, замолк...//Только в непогодь// Воешь жалобу //На безвременье.) Лес похож на насупившегося, нахмурившегося человека

Время глагола. а) глаголы в форме прошедшего времени, описывают минувшее (окончил, сидел, писал);

Формы давно прошедшего времени с суффиксами -а-, -ва-, -ива- (-ыва-) указывают на повторяемость и длительность действий в далеком прошлом: Бывало, писывала кровью она в альбомы нежных дев (П.) и усиливаются сочетанием их частицей бывало или вводным словом

Формы прошедшего времени мгновенно-произвольного действия: Поехал Симеон Петрович с пряжей в Москву, дорогой и заболей (М.-П.) - указывают на быстрое действие, совершавшееся в прошлом, подчеркивая его внезапность и стремительность.

К экспрессивным формам прошедшего времени относятся и глагольно-междометные формы внезапно-мгновенного действия со значением стремительного движения или звучания - прыг, бух, толк, стук, бац, бах, тюк.

б ) настоящее - указывают на факты, не связанные с временной протяженностью (они [папки]

напоминают)

- повторяющиеся действия, не связанные с конкретным моментом (приносят

[писатели]),

- для характеристики постоянного свойства предмета ([рукопись] читается с

интересом);

в) форма будущего времени, чтобы назвать предстоящие действия (дадим, поработаете).

Очень оживляет повествование включение пошедшего времени совершенного вида в контекст будущего, что позволяет представить ожидаемые события как уже свершившиес я: Ну, в головы ты вылезешь, - кричит отец, - мундир на тебя, дубину, наденут. Надел ты, дурак, мундир, нацепил медали… А потом что? (Усп.)

1. С частицей как г лагол в форме будущего времени совершенного вида, указывает на внезапное наступление действия, отличающегося особой интенсивностью: Иван Иванович берется читать и… как захохочет! (Троеп.)

2. Глаголы с суффиксом - ану -, имеющие просторечную окраску и выделяющиеся оттенком резкости, неожиданности и интенсивности действия: резануть, рубануть,

3. Глаголы совершенного вида с суффиксом - ну -: кольнуть, свистнуть, крикнуть, стукнуть - лишены просторечного оттенка

4. Глаголы несовершенного видапрерывисто-смягчительного способа действия, образованные с помощью приставки по- и суффиксов -ва-, -ива- (-ыва-): повизгивать, позевывать, покрикивать – носят разговорный характер.

5. Забегаться, заждаться, загоститься, загуляться ( такие глаголы обозначают действие, выходящее за пределы обычного или допустимого, отражая увлеченность, поглощенность субъекта действием);

6. Загнать, заласкать, заездить, закормить (эти глаголы указывают на результативность, которая иногда бывает осложнена оттенком такой полноты и интенсивности действия, что доводит объект до какого-то крайнего, выходящего из обычных границ состояния);

7. Убегаться, упрыгаться, уходиться, уездиться (глаголы этой группы обозначают действие, которое вызывает усталость, бессилие субъекта);

8. Избегаться, изголодаться, исстрадаться (у этих глаголов подчеркнуты длительность, интенсивность и исчерпанность действия).

9. Наигрывать, напевать, насвистывать. (называют длительное и в то же время ослабленное, приглушенное действие и употребляются преимущественно в разговорном стиле).

Формы повелительного и сослагательного наклонения.

Вид глагола в повелительном наклонении: формы несовершенного вида имеют оттенок приглашения, а формы совершенного вида – более категоричное выражение побуждения. Это скорее приказание, чем просьбу; ср.: Рассказывайте, рассказывайте, мы внимательно слушаем! - А ну, расскажи, как ты там жил в эти два года (М. Г.).

Повелительное наклонение принадлежит преимущественно разговорной речи. В научно-популярной помогает автору установить контакт с читателем, воздействовать на восприятие текста, вызвать интерес, усилить внимание: Не забывайте, что мы с вами перенеслись на несколько столетий назад. Этот прием оживляет речь, увеличивает читательскую активность.





Подборка статей по вашей теме: