| Языковые средства. Назначение в тексте |
| Неологизмы | Для создания оттенка необычности, новизны |
| Синонимы | В блоки однородных членов включаются синонимы и слова близкой семантики: "Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю" (К.Г.Паустовский). |
| Архаизмы -это устаревшие слова | Используются в речи, когда нужно создать колорит эпохи. Также архаизмы используются для создания высокого стиля речи. |
| Антонимы | Как выразительное средство создания контраста |
| Диалектизмы | В качестве средства выразительности Для создания местного колорита Для передачи особенностей речи жителей определённой местности |
| Игра слов | Привлечь внимание, сделать акцент на чём-либо |
| Синтаксис и его изобразительные возможности. |
| Вводные слова | С помощью вв.сл.говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает. Они придают экспрессивную окраску высказыванию. Выражение эмоциональной оценки сообщаемого Указание на экспрессивный характер высказывания Указание на последовательность изложения. В научном стиле, где главное – логика, вы будете использовать вводные слова, указывающие на порядок мысли и способ ее оформления. Призыв к читателю с целью привлечь его внимание к излагаемым фактам |
| Вопросительные предложения | Служат собственно вопросом Подчёркивают нужную мысль Выражают предположение Являются эмоциональным откликом на ситуацию |
| Восклицание | Выражение сильного чувства, волнения Выражение отношения автора Выражение эмоциональной прерывистости речи |
| Вставная конструкция | Дополнительное пояснение, уточнение Поправка, оговорка, попутное замечание. Добавочное сведение |
| Деепричастие и деепричастные обороты | Для выражения краткости, динамичности, добавочное действие к основному глаголу |
| Односоставные предложения. | Придают речи лаконизм, динамичность. Личная форма сказуемого активизирует восприятия читателя: автор как бы вовлекает читателя в решение поставленной проблемы, приобщает его к рассуждениям. Придают экспрессию газетным заголовкам, например: "Не верь глазам своим!". |
| Неопределенно-личные | Основная сфера употребления неопределенно-личных конструкций - разговорная речь (например, "Продают клубнику"), Нейтральны в стилистическом отношении и могут быть использованы в любом стиле. В н-л подчеркивается действие, например: "Сейчас за вами придут". Они акцентировать внимание на глаголе-сказуемом, в то время как субъект действия отодвигается на задний план. |
| Номинативные предложения. | Номинативные предложения по сути своей как бы созданы для описания: в них заложены большие изобразительные возможности. С их помощью рисуют картины природы, обстановку, описывают состояние героя, дают оценку окружающему миру: "Золото холодное луны, запах олеандра и левкоя..." (С.Есенин). Подобные описания не отражают динамики событий. Номинат предл. отражают одно мгновение: "Бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье стон..." (А.С.Пушкин).Они фиксируют только настоящее время. |
| Безличные предложения. | Инфинитивные предложения несут огромный экспрессивный заряд и выделяются особой напряженностью. Это и средство создания непринужденно-разговорной окраски речи: "Ну, куда тебе со мною тягаться!". Есть лирические по эмоциональной окраске, излюбленные поэтами конструкции: "И скучно, и грустно, и некому руку подать" (М.Ю.Лермонтов). Отличаются особым разнообразием конструкций и их стилистическим применением в речи. |
| Двусоставные предложения. | Двусоставные предложениям с подлежащим, выраженным местоимением, используются, когда необходимо подчеркнуть значение 1-ого или 2-ого лица как носителя действия ("Ты живешь в огромном городе" или "Он живет в огромном городе"). В подобных случаях подлежащее-местоимение выделяется в устной речи ударением. |
| Неполные предложения | С целью экономии языковых средств. Неполные предложения, представляющие собой реплики и ответы в момент беседы, характерны только для синтаксиса устной речи. Неполные предложения, образующие диалогические единства, создаются непосредственно в процессе живого общения. |
| Обобщённо-личные предложения | С целью образного выражения общих суждений, сентенций, часто воплощаемых в пословицах и поговорках. Такие конструкции наиболее характерны для разговорной и художественной речи. Выделяются из своей экспрессией: "Сердцу не прикажешь". |
| Сложные предложения. | Употребление сложных предложений - отличительная черта книжных стилей. Союзные сложные предложения кажутся неестественными в обстановке непринужденной беседы. Сложноподчиненные предложения в художественной речи, отражающей разговорную, встречаются редко. В книжных функциональных стилях широко используются сложные синтаксические конструкции с различными видами сочинительной и подчинительной связи. |
| СПП | В художественной речи сравнительные придаточные части сложноподчиненных предложений обычно становятся тропами, выполняя не только лексико-синтаксическую, но и экспрессивную функцию. Речь распространенная "плавная" дает читателю ясное представление о происходящем, о последовательности процесса |
| Прямая речь. | 1. Любовь Викторовна решила: "Добьюсь своего, чего бы это мне ни стоило!" (прямая речь)Прямая речь, как наиболее близкая к живой речи форма передачи чужого высказывания, выделяется особой эмоциональностью. Она не только заключает в себе ту или иную информацию, необходимую для развития сюжета, но и выступает в изобразительной функции, рисуя облик героя, у которого своя манера речевого поведения. По тому, как он выбирает и произносит слова, мы много узнаем о персонаже. |
| Косвенная речь. | 3. Любовь Викторовна решила, что любой ценой добьется выполнения своих намерений (косвенная речь)передает лишь содержание речи другого лица, не отражая ее стилистических особенностей и индивидуальных отличий. |
| Ремарки | Ремаркидополняют представление читателя о говорящем персонаже, уточняют его реплики, а в особых случаях помогают осмыслить их глубинный подтекст, понять скрытое в них значение. В них часто используются глаголы, указывающие на сам факт речи ("задумался", "растерялся", "удивился", "махнул рукой" и т.д.) |
| Образные выражения | С целью создать изложение живым, лёгким для восприятия |
| Однородные члены | Используются в речи для конкретизации и точности описания; показывают одновременность или последовательность действий. Бессоюзие при однородных чл. предл. придает отрывку впечатление стремительности, быстрой смены картин...) Многосоюзие при глаголах в роли однородных сказуемых позволяет замедлить темп, сделать строки плавными и размеренными. Если при перечислении последний член ряда дается без союза, то ряд однородных членов воспринимается как незаконченный, открытый для возможного дополнения (на что иногда указывают слова "и так далее", "и тому подобное"). Часто используются и "закрытые" ряды однородных членов с замыкающим союзом "и", который вносит значение исчерпанности, полноты охвата всех случаев: "Музыкальные звуки различаются по силе, высоте и тембру". Показ динамики действия Зарисовка общей картины как единого целого Создание гаммы красок, звуков Создание ряда эпитетов Создание ритмического рисунка Создание выразительной смысловой соотнесённости и своеобразной симметрии |
| Побудительное предложение | Для выражения волеизъявления говорящего |
| Повтор стилистический | Для подчёркивания каких-либо деталей Для создания экспрессивной окраски |
| Присоединительные конструкции | Для дополнительных замечаний или разъяснений, создающих экспрессивность Придают характер разговорности, непринуждённости |
| Прямая речь | Дословная передача чужого высказывания Средство характеристики говорящего Средство создания художественного образа |
| Разговорная лексика | Для создания атмосферы непринуждённости, непосредственности |
| Ряды синонимов | С целью указания смысловых оттенков Для характеристики экспрессии или эмоций |
| Сложные синтаксические конструкции | Как характеристика авторского стиля |
| Стилистически окрашенные слова | Для выражения отношения к предметам, поступкам Для выражения различных чувств В качестве комического средства при неуместности |
| Термины | Несут в себе информацию значительно большую, чем другие слова |
| Фразеологизмы | Для придания высказыванию выразительности Для создания образности |
| Цитирование | В целях дословной передачи чужих слов.В качестве достоверности. Однако чрезмерное увлечение цитатами обезличивает язык автора и лишает его самостоятельности. |
| Знаки препинания Их роль в тесте. По своим функциям прежде всего различаются знаки отделяющие(разделяющие) (точка; вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие) и выделяющие (две запятые, два тире, скобки, кавычки). |
| Запятая (,) | 1. для выделения (обособления): определений, обстоятельств, обращений, уточнений, междометий, вводных слов и т.д. 2. для разделения частей сложносочинённого, сложноподчинённого или сложного бессоюзного предложения; 3. между прямой речью и косвенной 4. при перечислении однородных членов (разделительная функция) |
| восклицательный знак (вопросительный, точка) | Восклицательный знак (вопросительный, точка) обозначает границу предложения. Следовательно, он разделяет предложения в тексте, помогая точно понимать написанное. Наличие восклицательного знака (вопросительного знака, точки) в конце предложений помогает автору передать восклицательную (вопросительную, повествовательную) интонацию (пример), душевное состояние героев (пример) и т.д. |
| двоеточие | Во-первых, этот знак ставят в бессоюзном сложном предложении со значением причины, пояснения, дополнения. Этим объясняется употребление двоеточия в предложении…, где вторая часть сложного предложения указывает на причину того, о чем сообщалось в первой части. Во-вторых, этот знак помогает оформить такие синтаксические конструкции, как слова автора и прямую речь (предложение…). В-третьих, двоеточие ставится после обобщающего слова при однородных членах (предложение…). |
| тире | Тире ставится: 1) Между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки 2) В неполном предложении на месте пропущенных членов предложения и их частей 3) Перед обобщающим словом 4) После перечисления, если им предложение не заканчивается 5) Для обозначения прямой речи 6) В бессоюзных сложных предложениях со значением противопоставления, времени, условия, следствия. 7) В сложных предложениях, если передается быстрая смена событий или их внезапность Помогает определить границы синтаксических единиц (их начало и / или конец), понять логику предложения, связь его частей, передать интонацию. |
| Точка с запятой | Ставится: 1. В бессоюзном сложном предложении между составляющими его частями (обычно если они значительно распространены и имеют внутри себя запятые). 2. В сложносочинённом предложении между его частями, если они значительно распространены или имеют внутри себя запятые. 3. Между сильно распространёнными однородными членами предложения, особенно если внутри хотя бы одного из них есть запятые. 4. Между соподчинёнными придаточными предложениями, если они значительно распространены, имеют внутри себя запятые и не связаны сочинительными союзами |
| Кавычки | 1.Они помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного. 2.Кавычки относятся к парным знакам препинания. Они применяются при введении в мысль одного лица чужого дословного высказывания. 3.В кавычки заключена прямая речь, а в предложении … - цитата. Этот знак как бы охраняет авторские права. 4.В кавычки заключаются слова, употреблённые в переносном значении (…), а также имена собственные, обозначающие названия журналов (…) (газет, книг, заводов, пароходов и т.д.). |
| Авторский знак | Авторские знаки препинания обычно не совпадают с теми, которые "полагаются" в данном месте по правилам грамматики. Использованный знак дает автору возможность выразить, а читателю уловить некоторый «добавочный» смысл. Индивидуализированная пунктуация несет в себе заряд экспрессии, она стилистически значима и помогает писателю и поэту в создании художественной выразительности. |
| | | |