Примечания. Произведение Плеханова «К вопросу о роли личности в истории» впервые опубликовано в журнале «Научное обозрение» № 3 и 4 за 1898 г

Произведение Плеханова «К вопросу о роли личности в истории» впервые опубликовано в журнале «Научное обозрение» № 3 и 4 за 1898 г. Перепечатано в трех изданиях сборника «За двадцать лет» — в 1905, 1906 и 1908 гг. Вошло в VIII том Сочинений Плеханова.

В основу настоящего издания положен текст публикации работы в 1941 г., выверенный по полной, хорошо сохранившейся рукописи, по публикациям в «Научном обозрении» и в первом издании сборника «За двадцать лет», корректуры которого, согласно сохранившейся в архиве переписке, посылались Плеханову. При сверке с рукописью, помимо серьезных разночтений, выявился ряд грубых ошибок в именах и датах повторявшихся во всех прижизненных и посмертных изданиях. Все эти ошибки после тщательной проверки по разным источникам исправлены, и восстановлен подлинный плехановский текст.

  • 1 Бомарше восставал против классической трагедии, выводящей в качестве героев королей и придворную знать и заимствующей сюжеты главным образом из античной жизни. Он требовал реалистической драмы, изображающей обыкновенных, невыдуманных людей. Тьерри в «Lettres sur I ' histoire de France», Lettre I, Paris 1856, характе ризуя произведения, именуемые «Историей Франции», пишет: «В этих пышных повествованиях, где небольшое число привилегированных персонажей занимают целиком, всю историческую сцену, заслоняя всю массу нации придворными мантиями, мы не находим ни серьезного поучения, ни полезных уроков, адресованных нам, ни того интереса и симпатии, которые обычно вызывает в нас судьба нам подобных...» (стр. 13). Эти рассуждения перекликаются с высказываниями Бомарше (см. Настоящее издание, т. II, примечание 2 к стр. 173).
  • 2 В 20-х годах XIX столетия Тьер и Минье занялись историей французской буржуазной революции. Тьер написал многотомный труд «История французской революции (1788—1799)», выходивший с 1823 по 1827 Минье в 1824 г. опубликовал двухтомный труд — «История французской революции». Эти произведения явились первой реабилитацией революции с точки зрения буржуазии и первыми трудами по истории революции, проникнутыми идеей причинности.
    Во всех изданиях настоящей работы фамилия Тьера отсутствует, но в рукописи она имеется.
  • 3 Плеханов имеет в виду следующие высказывания Шатобриана близкие к теории Михайловского о «правде-истине» и «правде-справед ливости» (даем цитату в переводе): «Нет, если отделять моральную прав ду от человеческих действий, у нас не останется мерила для суждения о них; если отсекать моральную правду от правды политической, послед няя лишится своей базы; тогда не будет никаких оснований свободу предпочитать рабству, порядок — анархии. Мой интерес! — говорите вы. А кто вам сказал, что мой интерес в свободе и порядке?» и т. д. (Oeuvres completes de Chateaubriand, Paris 1860, t. VII, p. 59).
  • 4 Во всех изданиях ошибочно «Тьерри». Исправлено по рукописи.
  • 1 «Le Globe» («Глобус», или «Земной шар») — журнал, основанный в Париже в 1824 г. Пьером Леру. До 1830 г. он выходил как журнал чисто философский и литературный, в 1831 г. перешел к сен-симонистам. Издание прекратилось в 1832 г.
  • 2 Во всех изданиях, кроме издания 1941 г., частично исправленного по рукописи, ошибочно не «Тьера», а «Минье».
  • 1 Война за Австрийское наследство (1740—1748) велась между Ав стрией, которую поддерживали. Англия и Голландия, а затем я Россия, с одной стороны, и Пруссией, Испанией, Францией и некоторыми герман скими и итальянскими государствами — с другой. Противники Австрии оспаривали часть ее владений после смерти императора Карла VI. В ре зультате войны Австрия потеряла большую часть промышленной Силезии, отошедшую к Пруссии, и некоторые владения в Италии.
  • 2 По Ахенскому миру 1748 г. Франция должна была уступить не приятелю все свои завоевания в Нидерландах.
  • 3 Семилетняя война (1756—1763) — война между Пруссией, Англией и Португалией, с одной стороны, и Францией, Австрией, Россией, Сак сонией и Швецией — с другой. Главными причинами ее были: стремление Австрии вернуть Силезию (см. прим. 1 к этой же странице) и англо-фран цузское соперничество из-за колоний в Канаде и Индии.
  • 4 В результате Семилетней войны Франция была вытеснена Англией из Канады и Индии.
  • 1 Вступление на русский престол поклонника Фридриха II — Петра III, прекратившего войну, дало возможность Пруссии удержать Силезию по Губертусбургскому миру 1763 г.
  • 1 Приводим вариант этого места: «Эти возражения Сент-Бева могут считаться самыми удачными изо всех тех, которые до сих пор выдвигались против учения о законосообразности общественно-исторического развития. Они очень остроумны. Надо сознаться, что сторонники названного учения больше обходили, чем разбирали, эти возражения и по добные им, до сих пор часто приводимые в журнальных статьях и ученых сочинениях».
  • 1 Неорганизованным полчищам персов в греко-персидских войнах противопоставляются армии французского маршала Тюрэнна и шведского короля Густава II Адольфа в Тридцатилетней войне (1618—1648).
  • 1 Во всех изданиях ошибочно «madame du Haliffet». Исправлено по рукописи на «madame du Hausset», которая была камеристкой маркизы де Помпадур и оставила свои мемуары.
  • 1 21 января 1793 г. — день казни французского короля Людови ка XVI.
  • 2 Термидорианская реакция — политическая и социальная реакция, последовавшая после контрреволюционного переворота во Франции 27 июля 1794 г. (9 термидора), положившего конец диктатуре мелкой буржуазии и возведшего на эшафот ее вождя Робеспьера.
  • Термидор, флореаль, прериаль, мессидор, брюмер и т. д. — названия месяцев республиканского календаря, введенного Конвентом осенью 1793 г.
  • 3 Упорное сражение Наполеона с австрийцами 15—17 ноября 1796 г. при итальянском местечке Арколе дало французскому войску нравствен ный перевес над противником; Наполеон с этого времени повел свои войска от победы к победе вплоть до 1812 г., когда похоронил свою ар мию в русских снегах.
  • 4 18 брюмера (9 ноября 1799) — день государственного переворота, совершенного Наполеоном Бонапартом. Этот переворот привел к уничто жению режима Директории и созданию Консульства, а затем и империи.
  • 5 Директория — правительство, установившееся во Франции после 9 термидора и просуществовавшее от октября 1795 г. до ноября 1799 г.
  • 1 Во всех изданиях ошибочно: «генерал Журдан». Исправлено по рукописи. При Нови был убит генерал Жубер, и именно о нем гово рится в книге Брока, на которую ссылается Плеханов.
  • 2 Тюльери — королевский дворец в Париже. Во время буржуазной революции конца XVIII в. дворец был захвачен народом, и в нем заседал Конвент. В дальнейшем он снова стал императорской и королевской резиденцией.
  • 1 Дальше в рукописи идет следующее вычеркнутое место: «Кто знает, сколько военных талантов осталось бы в неизвестности благодаря «ста рому порядку», который делал доступными высшие места в армии одной аристократии. Кто знает, сколько великих научных и художественных способностей остается в состоянии незаметного зачатка в нашей крестьянской [среде]».
    Приводим вариант дальнейшего текста: «Давно уже было замечено, что таланты являются всюду, где возникает серьезный спрос на них. Это значит, что таланты являются везде, где есть условия, благоприятные д ля их развития. О талантах можно сказать, что они, как и несчастья, ходят толпой. Вспомните, какое множество военных талантов выдвину лось во Франции вместе с Наполеоном; какое огромное число выдающихся живописцев и скульпторов появилось в Италии во время Возрождения; как много замечательных драматургов было в Англии одновременно с Шекспиром. Разумеется, не все эти таланты были одинаково велики...».
  • 1 Сведения об упоминаемых в настоящем примечании лицах и датах их рождения (иногда неточные) заимствованы Плехановым из книги: Eugene Fromentin, Les Maitres d ' autrefois. Belgique — Hollande, 9 e d., Paris 1896, p. 174 [ E. Фромантэн, Старые бельгийские и голландские мастера, 9-е изд., Париж 1896, стр. 174]. Ошибочные даты исправлены пропуски восстановлены по источнику.
  • 1 «Systeme de la nature» («Система природы») — главное произве дение Гольбаха.
  • 1 Приводим вариант этого места: «Они склонны были думать, что исторические события ни в каком случае не могли бы пойти иначе, чем шли на самом деле. Гизо замечает в одной из своих политических брошюр, что Наполеон был силен только до тех пор, пока выражал собою обще ственные нужды Франции, а когда перестал выражать их, то одного дня (сражения при Ватерлоо) было достаточно, чтобы с этим покончить. И это, разумеется, верно. Но, возникнув как реакция против исторических взглядов восемнадцатого века, этот и подобные ему верные взгляды исто риков новой школы явились в виде резкой крайности, вовсе не оставляю щей места для той доли истины, которая заключалась в противоположной крайности».

[1] Статья Каблица опубликована в № 6 и 7 литературно-политической газеты «Неделя» за 1878 г. В 1882 г. упомянутая статья вошла в основной труд Каблица «Социологические очерки. Основы народничества».

[2] «Почтенный социолог» — Н. К. Михайловский, который сейчас же после опубликования статьи Каблица откликнулся на нее в своих «Литературных заметках 1878 г.» (см. Полное собрание сочинений, т. IV, Спб. 1897, стр. 539—546).

[3] Квиетизм — мистическая доктрина, появившаяся в конце XVII в., согласно которой все поступки человека определяются божественной волей. Отсюда фаталистическая проповедь безучастного, мистически созерцательного отношения к жизни, пассивности, «непротивления злу» и т. д.

[4] Спор с Прайсом зафиксирован в книге Пристли «Свободная дискуссия об учении материализма и о философской необходимости в пере писке между д-ром Прайсом и Пристли, к которой прибавлено д-ром Пристли введение, поясняющее сущность дискуссии, и письма к некоторым писателям, которые приняли участие в этой дискуссии, относящейся к материи и духу», Лондон 1778.

[5] Нецессарианцы — см. примечание 1 к стр. 194 Настоящего издания, т. II.

[христиан-нецессарианцев.] Француза XVIII века очень удивило бы такое сочетание материализма с религиозной догматикой. В Англии оно никому не казалось странным. Пристлей сам был очень религиозным человеком. Что город, то норов.

[6] См. русский перевод его «Истории французской литературы», т. I, стр. 511.

[7] Пуритане — сторонники кальвинизма в Англии и Шотландии в XVI и XVII вв. Сыграли большую роль в подготовке и проведении английской буржуазной революции XVII в.

[8] Известно, что, по учению Кальвина, все поступки людей пред определены богом. Praedestinationem vocamur aeternum Dei decretum, quo apud se constitutum habuit, quid de unoquoque homine fieri valet. [Предопределением мы называем определенное навеки богом, установленное им в отношении себя, что также имеет силу по отношению к отдельному человеку.] (Institutio, lib. III, cap. 5 [Наставление, кн. III, гл. 5].) По этому же учению, бог избирает некоторых из своих служителей для освобождения несправедливо угнетенных народов. Таков был, например, Моисей, освободитель израильского народа. По всему видно, что таким же орудием бога считал себя и Кромвель; он всегда и, вероятно, в силу совершенно искреннего убеждения называл свои действия плодом воли божьей. Все эти действия были наперед окрашены для него в цвет необходимости. Это не только не мешало ему стремиться от победы к победе, но придавало этому его стремлению неукротимую силу.

[9] [«На этом я стою и не могу иначе»]

[10] «C'est comme si 1'aiguille aimantee prenait plaisir de se tourner vers le nord car elle croirait tourner independamment de quelque autre cause, ne s'apercevant pas des mouvements insensibles de la matiere magnetique». Leibnitz, Theodicee, Lausanne MDCCLX, p. 598. [«Все равно как если бы магнитная стрелка находила удовольствие в том, чтобы поворачиваться на север, считая, что она это делает по собственной воле, независимо от какой-либо причины, не замечая мало ощутительных действий магнетизма». Лейбниц, Теодицея, Лозанна 1760, стр. 598.]

[11] Апогей — наибольшее, перигей — наименьшее отстояние Луны от Земли.

[12] Русские субъективисты, сторонники субъективного метода в социологии, Лавров, Михайловский, Кареев и др. считали, что в построении науки об обществе главную роль должно играть не понимание исторической необходимости, а критерий желаемого, «идеального» и т. п.

[13] Плеханов намекает здесь на рассказ Тургенева «Гамлет Щигровского уезда».

Приведем еще один пример, наглядно показывающий, как сильны чувства людей этой категории. Герцогиня Феррарская, Ренэ (дочь Людовика XII), говорит в письме к своему учителю Кальвину: «Нет, я не забыла того, что вы мне писали: что Давид питал смертельную ненависть к врагам божьим, и я сама никогда не стану поступать иначе; ибо если бы я знала, что король, мой отец, и королева, моя мать, и покойный господин мой муж (feu monsieur mon mari), и все мои дети были отвержены богом, я возненавидела бы их смертельною ненавистью и хотела бы, чтоб они попали в ад», и т. д. Какую страшную всесокрушающую энергия способны были обнаруживать люди, питавшие такие чувства! А ведь эти люди отрицали свободу воли.

[14] См. примечание 1 к стр. 237 Настоящего издания, т. II.

[15] «Die Notwendigkeit wird nicht dadurch zur Freiheit, dass sie verschwindet, sondern dass nur ihre noch innere Identitat manifestiert wird». Hegel, Wissenschaft der Logik, Nurnberg 1816, zweites Buch, S. 281. [«Необходимость становится свободой не в силу того, что она исчезает, а только в силу того, что ее пока еще внутреннее тождество проявляется». Гегель, Наука логики, Нюрнберг 1816, вторая книга, стр. 281.] См. Гегель, Соч., т. V, Соцэкгиз, 1937, стр. 693.

[16] Тот же старый Гегель прекрасно говорит в другом месте: «Die Freiheit ist dies, Nichts zu wollen als sich». Werke, B. 12, S. 98. (Philoso phie der Religion). [«Свобода есть не что иное, как утверждение самого себя». Соч., т. 12, стр. 98. (Философия религии).]

[17] [нечто, не заслуживающее внимания]

[18] В стремлении к синтезу нас опередил тот же г. Кареев. Но, к сожалению, он не пошел дальше сознания той истины, что человек состоит из души и тела.

[19] [страшно сказать!]

[20] Не касаясь других философско-исторических статей Лампрехта, мы имели и будем здесь иметь в виду его статью «Der Ausgang des Geschichtswissenschaftlichen Kampfes», «Die Zukunft», 1897, № 44. [«Исход научно-исторических битв», «Будущее», 1897, № 44. ]

[21] [«Историческом обозрении»]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: