Формы работы с семьей внутри детского сада

Компетентностный подход Традиционный подход
Презентация дошкольного учреждения
Возможна активизация родителей за счет включения их в различные виды деятель­ности; организации экспертизы со сто­роны родителей; принятия во внимание предложений семей В результате такой формы работы роди­тели получают достаточно полезную ин­формацию о содержании работы с деть­ми, платных и бесплатных услугах, ока­зываемых специалистами (логопедом, психологом, окулистом, инструктором по плаванию и закаливанию, социальным педагогом, психологом)
Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей
Воспитатель при проведении занятия мо­жет включить в него элемент беседы с родителями (ссылаясь на его компе­тентность в каких-то вопросах или, на­оборот, стимулируя детей рассказать но­вое гостю) Дают представления родителям о содер­жании и технологиях работы с детьми в ДОУ
Педагогический совет с участием родителей
Плодотворен при условии участия роди- телей на всех этапах педсовета, в пер­вую очередь при непосредственном про­ведении педсовета в присутствии воспи­тателей Привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуаль­ных потребностей
Интервью с родителями
Эффективно не только при получении об­ратной связи, но и при условии ее ис­пользования, а также демонстрации причинно-следственных связей (между мнением родителей и принятыми в свя­зи с этим управленческими решениями) Помогает педагогам создать соответству­ющую атмосферу в общении с родителя­ми и установить обратную связь в сфере влияния дошкольного учреждения на ре­бенка и семью
Педагогические ситуации
Целесообразны при условии решения ти- личных для конкретной семьи ситуаций и при участии семей воспитанников Обсуждение ситуаций активизирует ро­дителей и делает их общение с педаго­гами и специалистами полезным для обе­их сторон
Телефон доверия
Более эффективен, если реализуется принцип равноправности (родители спра­шивают — педагоги отвечают, педагоги спрашивают — родители отвечают), на основе которого совместно планируется общая деятельность В игровой форме родители могут задать любые интересующие их вопросы как вслух, так и в письменном виде. Записки рассматриваются, и на основе анализа планируется работа с родителями в со­ответствующей форме
Посещение семьи
Активизация семьи возможна при непо­средственном участии родителей в дан­ном процессе: взаимопосещения, роди­тельский десант и др. Воспитатель каждой возрастной группы посещает семьи всех своих воспитанни­ков для ознакомления с условиями жизни и воспитания детей в семье
Педагогические беседы с родителями
Эффективны при целевом характере бесед (по запросам родителей), внесении элементов дискуссии и проблематизации Эта форма установления связи педагога с семьей может использоваться как само­стоятельно, так и в сочетании с други­ми формами, например беседа при посе­щении семьи, на родительском собрании, во время консультации
Тематические консультации
Соблюдение принципа консультирования в сочетании с обратной связью и изме­рением отсроченных результатов Консультации близки к беседам. Глав­ное их отличие в том, что педагог, про­водя консультацию, стремится дать ро­дителям квалифицированный совет. Пла­новые консультации проводятся в дет­ском саду систематически: 3—4 консультации в год в каждой возрастной груп­пе и столько же общих консультаций по детскому саду согласно годовому пла­ну. Продолжительность консультации — 30—40 минут. Внеплановые консульта­ции возникают нередко во время обще­ния педагогов и родителей по инициати­ве обеих сторон
Собрание-встреча, круглый стол с родителями
Использование активизирующих методик: — метод групповой дискуссии, повы-­ шающий психолого-педагогическую грамотность родителей; — метод видеокоррекции, связанный с проигрыванием заданий; сопрово­- ждается видеозаписью поведения ро­дителя и ребенка, родителя и педагога, педагога и ребенка, которая затем просматривается и анализируется; — метод игры, моделирующий проб­- лемы и решения в триаде «ребе-­ нок — педагог — родитель»; — метод совместных действий, осно­- ванный на выполнении родителем и педагогом совместных действий, заданий; — метод конструктивного спора, ко-­ торый помогает сравнивать различ-­ ные точки зрения родителей и педагогов на воспитание ребенка, на раз­решение проблемных ситуаций; — метод вербальной дискуссии, обу­- чающий культуре диалога в семье, обществе Обсуждение с родителями актуальных проблем воспитания с участием специа­листов. На заседание круглого стола при­глашаются родители, письменно или уст­но выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами
Конференции с родителями
На конференции в занимательной фор­ме педагоги, специалисты и родители мо­делируют жизненные ситуации, проигры­вая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональ­ные знания в области воспитания детей, но и способствует установлению довери­тельных отношений с педагогами и спе­циалистами Направлены на обобщение и распростра­нение опыта воспитания детей в семье
Общее собрание родителей
Активное собрание родителей может включать: —элементы тренинга; —мастер-класс; —семинар-практикум; —семинар; —видеотренинг; —видеопрезентацию; —показ занятий на видеозаписи. Организуя родительские собрания в рам­ках компетентного подхода, можно за ко­роткое время добиться поразительных ре­зультатов: родители становятся активны­ми, заинтересованными Обсуждаются общие организацион­ные вопросы совместной работы все­го дошкольного учреждения. Планирует и проводит общее родительское собра­ние заведующая детским садом совмест­но с родительским комитетом и воспи­тателями
Эпизодическое привлечение родителей к посещению детского сада
С целью побывать в дошкольном учреж­дении не только в специально отведен­ные для этого дни проводятся дежурства. Дежурных родителей привлекают к уча­стию в экскурсиях и прогулках детей за пределами детского сада, к организации досуга. Число дежурств в течение неде­ли, месяца, года может устанавливать­ся по усмотрению руководства детско­го сада и родительского комитета, а так­же в зависимости от возможностей са­мих родителей. В ходе дежурства роди­тели не должны вмешиваться в педагоги­ческий процесс. Свои соображения, заме­чания они могут высказать воспитателю, заведующей, позже записать в специаль­ную тетрадь Посещение детского сада с постановкой перед родителями конкретных педагоги­ческих задач: наблюдение за деятельно­стью воспитателя группы, отношениями между сверстниками, а также взрослыми и детьми, за играми, занятиями дошколь­ников, поведением собственного ребен­ка; ознакомление с бытовыми условиями в группе, детском саду

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: