| Компетентностный подход | Традиционный подход |
| Презентация дошкольного учреждения | |
| Возможна активизация родителей за счет включения их в различные виды деятельности; организации экспертизы со стороны родителей; принятия во внимание предложений семей | В результате такой формы работы родители получают достаточно полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами (логопедом, психологом, окулистом, инструктором по плаванию и закаливанию, социальным педагогом, психологом) |
| Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей | |
| Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ссылаясь на его компетентность в каких-то вопросах или, наоборот, стимулируя детей рассказать новое гостю) | Дают представления родителям о содержании и технологиях работы с детьми в ДОУ |
| Педагогический совет с участием родителей | |
| Плодотворен при условии участия роди- телей на всех этапах педсовета, в первую очередь при непосредственном проведении педсовета в присутствии воспитателей | Привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей |
| Интервью с родителями | |
| Эффективно не только при получении обратной связи, но и при условии ее использования, а также демонстрации причинно-следственных связей (между мнением родителей и принятыми в связи с этим управленческими решениями) | Помогает педагогам создать соответствующую атмосферу в общении с родителями и установить обратную связь в сфере влияния дошкольного учреждения на ребенка и семью |
| Педагогические ситуации | |
| Целесообразны при условии решения ти- личных для конкретной семьи ситуаций и при участии семей воспитанников | Обсуждение ситуаций активизирует родителей и делает их общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон |
| Телефон доверия | |
| Более эффективен, если реализуется принцип равноправности (родители спрашивают — педагоги отвечают, педагоги спрашивают — родители отвечают), на основе которого совместно планируется общая деятельность | В игровой форме родители могут задать любые интересующие их вопросы как вслух, так и в письменном виде. Записки рассматриваются, и на основе анализа планируется работа с родителями в соответствующей форме |
| Посещение семьи | |
| Активизация семьи возможна при непосредственном участии родителей в данном процессе: взаимопосещения, родительский десант и др. | Воспитатель каждой возрастной группы посещает семьи всех своих воспитанников для ознакомления с условиями жизни и воспитания детей в семье |
| Педагогические беседы с родителями | |
| Эффективны при целевом характере бесед (по запросам родителей), внесении элементов дискуссии и проблематизации | Эта форма установления связи педагога с семьей может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами, например беседа при посещении семьи, на родительском собрании, во время консультации |
| Тематические консультации | |
| Соблюдение принципа консультирования в сочетании с обратной связью и измерением отсроченных результатов | Консультации близки к беседам. Главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет. Плановые консультации проводятся в детском саду систематически: 3—4 консультации в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду согласно годовому плану. Продолжительность консультации — 30—40 минут. Внеплановые консультации возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон |
| Собрание-встреча, круглый стол с родителями | |
| Использование активизирующих методик: — метод групповой дискуссии, повы- шающий психолого-педагогическую грамотность родителей; — метод видеокоррекции, связанный с проигрыванием заданий; сопрово- ждается видеозаписью поведения родителя и ребенка, родителя и педагога, педагога и ребенка, которая затем просматривается и анализируется; — метод игры, моделирующий проб- лемы и решения в триаде «ребе- нок — педагог — родитель»; — метод совместных действий, осно- ванный на выполнении родителем и педагогом совместных действий, заданий; — метод конструктивного спора, ко- торый помогает сравнивать различ- ные точки зрения родителей и педагогов на воспитание ребенка, на разрешение проблемных ситуаций; — метод вербальной дискуссии, обу- чающий культуре диалога в семье, обществе | Обсуждение с родителями актуальных проблем воспитания с участием специалистов. На заседание круглого стола приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами |
| Конференции с родителями | |
| На конференции в занимательной форме педагоги, специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и способствует установлению доверительных отношений с педагогами и специалистами | Направлены на обобщение и распространение опыта воспитания детей в семье |
| Общее собрание родителей | |
| Активное собрание родителей может включать: —элементы тренинга; —мастер-класс; —семинар-практикум; —семинар; —видеотренинг; —видеопрезентацию; —показ занятий на видеозаписи. Организуя родительские собрания в рамках компетентного подхода, можно за короткое время добиться поразительных результатов: родители становятся активными, заинтересованными | Обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы всего дошкольного учреждения. Планирует и проводит общее родительское собрание заведующая детским садом совместно с родительским комитетом и воспитателями |
| Эпизодическое привлечение родителей к посещению детского сада | |
| С целью побывать в дошкольном учреждении не только в специально отведенные для этого дни проводятся дежурства. Дежурных родителей привлекают к участию в экскурсиях и прогулках детей за пределами детского сада, к организации досуга. Число дежурств в течение недели, месяца, года может устанавливаться по усмотрению руководства детского сада и родительского комитета, а также в зависимости от возможностей самих родителей. В ходе дежурства родители не должны вмешиваться в педагогический процесс. Свои соображения, замечания они могут высказать воспитателю, заведующей, позже записать в специальную тетрадь | Посещение детского сада с постановкой перед родителями конкретных педагогических задач: наблюдение за деятельностью воспитателя группы, отношениями между сверстниками, а также взрослыми и детьми, за играми, занятиями дошкольников, поведением собственного ребенка; ознакомление с бытовыми условиями в группе, детском саду |






