| Компетентностный подход | Традиционный подход |
| Университет педагогических знаний и лекторий | |
| Вкачестве лекторов могут быть привлечены родители, специализирующиеся по тем или иным проблемам. Занятия должны быть практико-ориентированными, включать элементы тренинга и упражнений с детьми | Как и лектории, университеты педагоги- ческих знаний (УПЗ) создаются в системе лекционной пропаганды знаний. Лек- тории могут быть эпизодическими (либо проводиться циклами лекций), а посещение их — свободным. В отличие от них УПЗ — это своеобразные учебные за ведения, которые имеют организующее ядро (ректорат); постоянный состав слу- шателей, определенную учебную про- грамму, преподавательский лекторский состав и т. п. Задачи университетов: вооружить родителей основами педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей в семье; обеспечить единство воспитательных воз- действий детского сада и семьи; обобщить и распространить положительный опыт семейного воспитания; предупредить наиболее распространенные ошибки воспитания в семье; привлечь родите- лей к воспитательной работе в дошкольных учреждениях |
| Киноуниверситет или кинолекторий | |
| Фильмы монтируются, озвучиваются специалистами и предлагаются родителям для домашнего просмотра. Использование видеокамеры помогает родителям увидеть своих детей в новой, закрытой для них обстановке и сделать соответствующие выводы | Эта форма педагогической пропаганды позволяет широко использовать как короткометражные научно-популярные и хроникально-документальные фильмы, так и полнометражные художественные. В настоящее время используются видео записи реальной жизни ДОУ Работа ки- ноуниверситета строится на основе опре- деленного учебного плана и соответству- ющей программы. К каждому занятию подбирается тематический фильм |
| Школы для родителей | |
| Подобные школы должны содержать эле- менты школы родителей: когда семья вы ступает не только в качестве объекта учения, но и обучающего (других родите- лей) субъекта | Школы для родителей создаются при детских садах и ставят своей целью освещать вопросы воспитания и ухода за детьми от рождения до семи лет, подготовки их к школе. В некоторых дошкольныхучреждениях в зависимости от специфики района города могут оказаться более актуальными, например, «Школа молодых родителей», «Школа будущих мам и пап», «Университет отца». Особенно перспективно создание таких школ совместно с женскими консультациями, среднеобра-зовательными школами, профессиональными училищами |
| Читательские конференции по книгам о воспитании | |
| Организаторами конференций выступают родители; дети и педагоги являются участниками конференций | Читательские конференции организуются в библиотеках и проводятся по книгам и публикациям современных педагогов и психологов. На них могут выступать социологи, писатели, поэты. В детских библиотеках организуются дни сказок, обсуждения произведений детских писателей, на которые приглашаются родители вместе с детьми |
| Тематические выставки | |
| Выставки содержат материал о творчестве родителей, детей. Площадки для выставок предоставляют родители, например банк, магазин, приемная администрации, офис компании и т. д., в зависимости от места работы родителей. Данная форма презентации творческих работ ребенка становится частью его портфолио (в том числе сам факт организации подобных выставок) | Выставки, организуемые в ближайших клубах, кинотеатрах, домах культуры, домоуправлениях, поликлиниках, выставочных залах пропагандируют общественное дошкольное воспитание, лучший опыт семейной педагогики, рассказывают о лучших воспитателях района |
| Информационные бюллетени | |
| Бюллетени содержат информацию от родителей, могут быть подготовлены семьями воспитанников | Бюллетени вывешиваются (по договоренности) на предприятии, а также в близлежащих магазинах игрушек, книг, детской одежды, спортивного инвентаря. В бюллетенях покупателям даются рекомендации: какая игрушка нужна ребенку в определенном возрасте; как организовать игровой уголок дома; какие книги нужны дошкольнику; какие одежда и обувь нужны ребенку для определенных занятий и в разные времена года и т. п. |
| Дни открытых дверей в дошкольных учреждениях | |
| Презентация групп проходит с участием родителей и воспитанников | На мероприятия по педагогическому просвещению приглашаются родители, име- ющие детей дошкольного возрасти и про- живающие в том микрорайоне, где распо- лагается ДОУ |
| Родительские конференции | |
| Родительские конференции инициируются самими родителями. Организаторами выступают родительские комитеты, а пе- дагоги являются тьюторами1 и кураторами2 конференций. Дошкольное учреждение предоставляет помещение для проведения мероприятия | Их организуют дошкольные учреждения на базе клубов, библиотек, домов культуры. Участвуют в них педагоги, учителя, юристы, писатели. Темы конференций многообразны и могут быть посвящены физическому, умственному, эстетическому, нравственному воспитанию детей, а также тем вопросам, которые наиболее актуальны, особо интересуют родителей. |
| Консультации для родителей | |
| Организация общественной приемной для консультирования как педагогов, так и родителей. Создание консультационного пункта на базе ДОУ на общественных началах. Организаторами могут быть юристы, экономисты, педагоги, люди творческих профессий из числа родителей | К ним привлекаются не только педагоги, но и учителя, врачи, художники, представители других профессий (в зависимости от содержания вопросов, с которыми обратились родители) |
| Библиотечки для родителей при дошкольных учреждениях | |
| Библиотечка создается самими родителями. Может быть виртуальной. Комплектация курируется родителями | Их услугами могут пользоваться и родители детей, не посещающих детский сад. В ряде случаев это платная услуга 1 |
| Выступление воспитанников детских садов | |
| Создается программа выступлений детей и родителей по принципу «Минуты славы». Программа составляется родителями, однако активно привлекаются тренеры, пе- дагоги центров дополнительного образования, учителя музыкальных школ, которые посещают дети. Участие ребенка в празднике, утреннике, выступлении перед ветеранами становится частью его портфолио | Песни, танцы, чтение стихотворений, игры-хороводы, инсценировки и др. могут быть иллюстрацией к той или иной теме, освещаемой в лектории, школе для родителей и т. д. Цель их — показать результаты воспитания в общественных детских учреждениях |
| Выступление педагогов (а также врачей, учителей, юристов, писателей, самих родителей) по радио и телевидению, в местной и центральной печати | |
| Реклама опыта педагогической деятельности дошкольного учреждения, успехов в реализации той или иной педагогической технологии носит направленный характер (позиционирование деятельности ДОУ в городе, селе и т. д.), осуществляется по инициативе родителей | Педагогические проблемы, обсуждаемые в местной печати, на радио, по телевидению, имеют в основном практический характер. Раскрываются педагогические ситуации, даются советы о том, как поступать в том или ином случае |






