ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ФИЛОСОФИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ
Глава 4
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ В
ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ
Исторический контекст исследования проблем философии и методологии науки предполагает анализ доминирующих в конкретные исторические периоды представлений о науке как социокультурном явлении, правилах и нормах деятельности по приращению и систематизации научного знания, а также о критериях его истинности и научности. Анализ эволюции этих представлений позволит сделать определенные выводы об основных тенденциях в развитии философско-методологической рефлексии над наукой и научным знанием, степени полноты такого рода рефлексии и ее адекватности реальным процессам научного исследования. Тот факт, что в дисциплинарно-отрефлексированном варианте методология науки сложилась лишь в XX в., не дает основания для скептической точки зрения относительно существования знаний по методологии науки в предшествующие периоды, поскольку в каждом из них определенным образом осмысливалась деятельность по приращению и систематизации научных знаний, привносилось что-то новое в представления о рационально обоснованных путях их получения. Эта работа выполнялась преимущественно в рамках философских систем (гносеологических концепций и философской методологии) усилиями философов, а также передовых ученых и периодически сталкивалась с.необходимостью пересматривать общепринятые представления о стандартах научного исследования.