При очаговых поражениях мозга нарушения высших психических функций подчиняются ряду закономерностей.
• В зависимости от того, какой отдел мозга в нейрофункцио-нальной системе поврежден, одна и та же ВПФ будет нарушаться в различной степени: а) может частично или полностью распадаться; б) функционально перестраиваться на основе использования других способов нейродинами-ческой организации.
• Поражение одного и того же отдела мозга может одновременно вести к специфическим нарушениям множества разных ВПФ и проявляется как множество одновременно возникающих симптомов — как синдром.
В разные возрастные периоды организация ВПФ различаются: а) по психологическому составу входящих в них ориентировочных и исполнительных операций и действий; б) по функционально-структурным особенностям нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих их реализацию. Эффект поражения определенного участка мозга на разных этапах развития ВПФ будет различным:
• на ранних этапах онтогенеза ВПФ будет страдать высший по отношению к пораженному участку мозговой «центр», т. к. его формирование и развитие основывается на функциях нижележащих «центров»;
|
|
на стадии уже сложившейся ВПФ и мозговой функциональной системы при поражении того же участка коры будет преимущественно страдать низший по отношению к пораженному участку (регулируемый) «центр».
6.2. Информационно-кибернетический подход к анализу и объяснению психических явлений в когнитивной психологии
Современная когнитивная психология как научное направление исследования психики с собственной методологией сложилась в США на основе достижений бихевиоризма, необихевиоризма, развития информационно-кибернетических технологий, а также европейских психологических исследований в гештальтпсихологии и в школе Ж. Пиаже. В основу этого подхода заложено предположение о том, что психические явления можно анализировать и объяснять как систему сложных процессов и механизмов обработки информации, имеющихся у живого организма.
Понятие «когнитивная психология» ввел Ульрик Найс-сер, который считается одним из основателей данного направления. В настоящее время когнитивная психология становится популярным направлением исследований и в России. Так, Л. М. Веккер (1998) является создателем оригинальной общепсихологической отечественной теории психических явлений как системы организации информационных процессов. Многие отечественные психологи в
последнее время начинают объяснять и интерпретировать результаты психологических исследований с теоретических позиций когнитивной психологии.
|
|
Информационно-кибернетический подход к анализу психических явлений
1. Психика выполняет в организме функции управления и регуляции поведения.
• Психика выступает управляющей системой, а организм и поведение — управляемой системой, объектом управления.
2. Процесс управления осуществляется как обмен информацией между управляющей системой и объектом управления.
• От управляющей системы к объекту управления по каналам прямой связи поступает информация, в соответствии с которой осуществляются действия и операции.
• От объекта управления к управляющей системе по каналам обратной связи поступает информация о результатах выполнения действий и операций.
3. Явление обмена информацией есть отображение множества элементов источника информации во множество состояний носителя информации.
4. Обладая психикой, живой организм представляет собой самоактуализирующуюся и саморегулирующуюся систему, которая способна самостоятельно создавать и изменять программы своих действий.
Ульрик Найссер
1. Психика человека — это активная система, обеспечивающая процессы познания на основе обработки информации из внешнего мира.
• Познание представляет собой непрерывный процесс проверки когнитивных гипотез.
2. Познание обеспечивается когнитивными схемами, которые:
• позволяют ассимилировать информацию об окружающей среде, отделяя известное от неизвестного;
• носят амодальный обобщенный характер и поэтому позволяют обрабатывать и ассимилировать информацию, имеющую различную модальность.
3. При этом познавательная активность носит циклический, разворачивающийся во времени характер («познавательный цикл»).
• Процессы исследования, прогноза и планирования определяют выбор внешних объектов, которые имеют значение для субъекта в данный момент.
• Внешние объекты через органы чувств модифицируют имеющиеся в памяти субъекта познавательные схемы.
• Модифицированные познавательные схемы направляют и организуют процессы исследования, прогноза и планирования поведения и т. д.
4. Субъект воспринимает целостные сцены жизни, которые хранятся в памяти и используются для регуляции поведения (фреймы).
Дж. Андерсон, Р. Л. Солсо Теоретические основания когнитивной психологии
Предмет изучения когнитивной психологии — приобретение, преобразование, репрезентация, хранение и воспроизведение знаний, а также влияние знаний на внимание, установки, поведение, эмоционально-ценностные и моти-вационные отношения.
• Психические явления можно рассматривать как множество этапов обработки информации, получаемой человеком из внешнего мира.
• На каждом из этапов выполняется особая функция, которая требует своего выявления и исследования.
Анализировать психические процессы можно в двух взаимодополнительных направлениях:
1. Анализ психики по аналогии с этапами переработки информации в устройствах компьютера — ^компьютерная метафора».
• Человек избирательно извлекает (внимание) информацию из окружающего мира (восприятие), которая помещается в кратковременную память.
• Информация трансформируется, перерабатывается, интерпретируется (мышление) в зависимости: а) от имеющихся у субъекта целей (и мотивов); б) от накопленного опыта (долговременная память).
• В процессе переработки информация используется для принятия решений и планирования действий.
2. Анализ психики по аналогии с особенностями переработки информации в программном обеспечении — «информационная метафора». Реализуется в двух направлениях:
2.1. Линейно-последовательный подход.
• Психика — это система функциональных блоков, которые последовательно, линейно перерабатывают информацию (кодирование, перекодирование, декодирование).
|
|
• На каждом этапе переработки взаимодействуют потоки информации, идущие: а) от органов чувств («входов») к центральным механизмам хранения и переработки информации; б) от центра к «входам» и «выходам» — исполнительным действиям.
• Каждый блок выполняет определенную систему функций:
формирования альтернатив и критериев отбора при обработке информации, принятия решения о действии на основе имеющихся альтернатив, прогнозирования и планирования действий и т. д.
2.2. Структурно-уровневый подход.
Каждому следующему этапу переработки информации соответствует новый уровень — новая функциональная структура. Функциональные структуры высших уровней интегрируют в себе структуры нижележащих.