Как влияют очаговые поражения мозга на реализацию субъектом высших психических функций?

При очаговых поражениях мозга нарушения высших психических функций подчиняются ряду закономерно­стей.

• В зависимости от того, какой отдел мозга в нейрофункцио-нальной системе поврежден, одна и та же ВПФ будет нару­шаться в различной степени: а) может частично или пол­ностью распадаться; б) функционально перестраиваться на основе использования других способов нейродинами-ческой организации.

• Поражение одного и того же отдела мозга может одновре­менно вести к специфическим нарушениям множества разных ВПФ и проявляется как множество одновременно возникающих симптомов — как синдром.

В разные возрастные периоды организация ВПФ разли­чаются: а) по психологическому составу входящих в них ори­ентировочных и исполнительных операций и действий; б) по функционально-структурным особенностям нейрофизио­логических механизмов, обеспечивающих их реализацию. Эффект поражения определенного участка мозга на разных этапах развития ВПФ будет различным:

• на ранних этапах онтогенеза ВПФ будет страдать высший по отношению к пораженному участку мозговой «центр», т. к. его формирование и развитие основывается на функ­циях нижележащих «центров»;

на стадии уже сложившейся ВПФ и мозговой функцио­нальной системы при поражении того же участка коры будет преимущественно страдать низший по отношению к пораженному участку (регулируемый) «центр».

6.2. Информационно-кибернетический подход к анализу и объяснению психических явлений в когнитивной психологии

Современная когнитивная психология как научное на­правление исследования психики с собственной методоло­гией сложилась в США на основе достижений бихевиориз­ма, необихевиоризма, развития информационно-киберне­тических технологий, а также европейских психологических исследований в гештальтпсихологии и в школе Ж. Пиаже. В основу этого подхода заложено предположение о том, что психические явления можно анализировать и объяснять как систему сложных процессов и механизмов обработки ин­формации, имеющихся у живого организма.

Понятие «когнитивная психология» ввел Ульрик Найс-сер, который считается одним из основателей данного на­правления. В настоящее время когнитивная психология становится популярным направлением исследований и в России. Так, Л. М. Веккер (1998) является создателем ори­гинальной общепсихологической отечественной теории психических явлений как системы организации информа­ционных процессов. Многие отечественные психологи в

последнее время начинают объяснять и интерпретировать результаты психологических исследований с теоретиче­ских позиций когнитивной психологии.

Информационно-кибернетический подход к анализу психических явлений

1. Психика выполняет в организме функции управления и регуляции поведения.

• Психика выступает управляющей системой, а организм и поведение — управляемой системой, объектом управления.

2. Процесс управления осуществляется как обмен инфор­мацией между управляющей системой и объектом управле­ния.

• От управляющей системы к объекту управления по кана­лам прямой связи поступает информация, в соответствии с которой осуществляются действия и операции.

• От объекта управления к управляющей системе по каналам обратной связи поступает информация о результатах вы­полнения действий и операций.

3. Явление обмена информацией есть отображение мно­жества элементов источника информации во множество со­стояний носителя информации.

4. Обладая психикой, живой организм представляет со­бой самоактуализирующуюся и саморегулирующуюся сис­тему, которая способна самостоятельно создавать и изменять программы своих действий.

Ульрик Найссер

1. Психика человека — это активная система, обеспечи­вающая процессы познания на основе обработки информа­ции из внешнего мира.

• Познание представляет собой непрерывный процесс про­верки когнитивных гипотез.

2. Познание обеспечивается когнитивными схемами, ко­торые:

• позволяют ассимилировать информацию об окружающей среде, отделяя известное от неизвестного;

• носят амодальный обобщенный характер и поэтому позво­ляют обрабатывать и ассимилировать информацию, имею­щую различную модальность.

3. При этом познавательная активность носит цикличе­ский, разворачивающийся во времени характер («познава­тельный цикл»).

Процессы исследования, прогноза и планирования определяют выбор внешних объектов, которые имеют значение для субъекта в данный момент.

Внешние объекты через органы чувств модифицируют име­ющиеся в памяти субъекта познавательные схемы.

Модифицированные познавательные схемы направляют и ор­ганизуют процессы исследования, прогноза и планирова­ния поведения и т. д.

4. Субъект воспринимает целостные сцены жизни, кото­рые хранятся в памяти и используются для регуляции пове­дения (фреймы).

Дж. Андерсон, Р. Л. Солсо Теоретические основания когнитивной психологии

Предмет изучения когнитивной психологии — приобре­тение, преобразование, репрезентация, хранение и воспро­изведение знаний, а также влияние знаний на внимание, установки, поведение, эмоционально-ценностные и моти-вационные отношения.

• Психические явления можно рассматривать как множест­во этапов обработки информации, получаемой человеком из внешнего мира.

• На каждом из этапов выполняется особая функция, кото­рая требует своего выявления и исследования.

Анализировать психические процессы можно в двух взаимодополнительных направлениях:

1. Анализ психики по аналогии с этапами переработки ин­формации в устройствах компьютера — ^компьютерная метафора».

• Человек избирательно извлекает (внимание) информацию из окружающего мира (восприятие), которая помещается в кратковременную память.

• Информация трансформируется, перерабатывается, ин­терпретируется (мышление) в зависимости: а) от имею­щихся у субъекта целей (и мотивов); б) от накопленного опыта (долговременная память).

• В процессе переработки информация используется для принятия решений и планирования действий.

2. Анализ психики по аналогии с особенностями переработ­ки информации в программном обеспечении «инфор­мационная метафора». Реализуется в двух направлениях:

2.1. Линейно-последовательный подход.

• Психика — это система функциональных блоков, которые последовательно, линейно перерабатывают информацию (кодирование, перекодирование, декодирование).

• На каждом этапе переработки взаимодействуют потоки ин­формации, идущие: а) от органов чувств («входов») к цент­ральным механизмам хранения и переработки информа­ции; б) от центра к «входам» и «выходам» — исполнитель­ным действиям.

• Каждый блок выполняет определенную систему функций:

формирования альтернатив и критериев отбора при обра­ботке информации, принятия решения о действии на основе имеющихся альтернатив, прогнозирования и пла­нирования действий и т. д.

2.2. Структурно-уровневый подход.

Каждому следующему этапу переработки информации соот­ветствует новый уровень — новая функциональная структура. Функциональные структуры высших уровней интегриру­ют в себе структуры нижележащих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow