Психологического анализа ?

Деятельность это единица жизни (см. выше), опо­средствованная психическим отражением, психической ориентировкой, которая представляет системный процесс:

а) имеющий сложное функциональное строение, б) разви­вающийся на основе внутренних и внешних движущих про­тиворечий, в) порождающий психику — «образ мира».

Реальная жизнь людей — это иерархия сменяющих друг друга деятельностей. Анализ человеческой деятельности мо­жет иметь:

• исполнительно-технологический характер, когда деятель­ность анализируется на основе внешне наблюдаемых резуль­татов и способов их получения: деятельность — действия —

операции;

• смысловой (собственно психологический) характер, где любая активность человека: а) по отношению к мотиву субъекта выступает в качестве деятельности, имеющей личностный смысл; б) по отношению к поставленным субъектом целям — в качестве действия или системы дей­ствий; в) по отношению к конкретным способам психиче­ской ориентировки, планирования и исполнения в конк­ретных предметных условиях — как операция или система операций (см., напр.: Иванников, 1998).

J. Какие важнейшие основания следует использовать для психологического анализа действий и деятельности?

В психологическом анализе структуры действий и дея-тельностей следует выделять:

• мотивационную (интенциональную) сторону — то, что по­буждает и направляет деятельность и действия — мотивы, цели и их формирование;

• операциональную сторону — способы и средства достиже­ния целей, реализации мотивов и удовлетворения потреб­ностей в различных предметных условиях.

С точки зрения фазовой динамики действий и деятельно­сти следует выделять:

• фазу ориентировки и планирования действий и деятельно­сти;

• фазу исполнения действий и деятельностей в соответствии с планом;

• фазу контроля и коррекции получаемых результатов в про­цессе выполнения действий.

4. Какие составляющие компоненты включаются в психо­логическую структуру человеческой деятельности?

Психологическая структура деятельности включает ряд

составляющих компонентов.

Потребность внутреннее побуждение организма к ак­тивности, в основе которого лежит нужда организма в ка­ких-либо внешних предметах или условиях.

• Исходно потребности запускают ненаправленное поиско­вое поведение, которое обеспечивает обнаружение пред­метов, удовлетворяющих потребности.

• Предметы, обеспечивающие удовлетворение потребно­стей, в последующем начинают направлять активность ор­ганизма, преобразуясь в мотивы.

Мотив «опредмеченная потребность» — предмет (вос­принимаемый или представляемый), который удовлетворя­ет потребность и на который направляется активность (дея­тельность).

• Развитие предметного содержания потребностей и моти­вов в процессах реализации деятельности есть процесс раз­вития потребностно-мотивационной сферы человека.

• В человеческом обществе мотивы формируются и развива­ются через производство новых предметов и овладение

способами их использования.

• Человека могут мотивировать к деятельности различные

стороны одного предмета.

• Мотивы в деятельности человека выполняют побудитель­ную, направляющую и смыслообразующую функции.

• Один и тот же мотив (предмет) может удовлетворять раз­ные потребности; одна и та же потребность может удовлет­воряться через разные мотивы (предметы).

Осознаваемые цели, которые достигаются посредством действий, благодаря чему реализуется процесс деятельности.

• Процесс деятельности реализуется посредством действий, каждое из которых подчиняется промежуточной осознава­емой цели и включает ориентировочную и исполнитель­ную части.

• По отношению к любому текущему целенаправленному действию человека мотивы выстраиваются в иерархиче­ские отношения и связи друг с другом.

• Всякое действие и всякую цель можно рассматривать: а) в объективных предметных связях и отношениях — как име­ющие объективные значения; б) в отношении к потребно­стям и мотивам субъекта — как приобретающие субъек­тивный личностный смысл.

Автоматизированные, неосознанно реализуемые способы ориентировки, планирования, исполнения, контроля и коррек­ции в составе целенаправленных действий — операции.

Каждое действие складывается из операций, которые представляют собой автоматизированные способы ориен­тировки, планирования, реализации, контроля и коррек­ции целенаправленного действия.

• Следует условно различать технологические, исполнитель­ные операции и психические операции, обеспечивающие предварительную ориентировку и планирование действий.

• Используемые операции зависят: а) от внешних средств и условий, в которых действие реализуется; б) от имеющихся у субъекта автоматизированных способов ориентировки, планирования и автоматизированных способов реализа­ции действий.

5. Что такое психический образ предметного мира и как он образуется?

В качестве ориентировочной основы в организацию и осуществление любого действия или деятельности включа­ется образ предметного мира. Образ мира — это психическое образование, производное от реализуемых субъектом дейст­вий и операций.

• Ориентировочные операции и действия, исходно выпол­няемые субъектом посредством органов чувств по отноше­нию к объектам, являются средством формирования обра­за. Образ исходно есть продукт, результат определенных ориентировочных операций и действий.

• Внешние (предметные) и внутренние (умственные) опера­ции выступают психологическим механизмом порожде­ния и существования образа: актуализация образа — это процесс сокращенного выполнения тех операций, кото­рые лежат в основе построения образа.

• Использование образа в процессе решения различных за­дач происходит путем включения его в то или иное дейст­вие в качестве ориентировочной основы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: