Деятельность — это единица жизни (см. выше), опосредствованная психическим отражением, психической ориентировкой, которая представляет системный процесс:
а) имеющий сложное функциональное строение, б) развивающийся на основе внутренних и внешних движущих противоречий, в) порождающий психику — «образ мира».
Реальная жизнь людей — это иерархия сменяющих друг друга деятельностей. Анализ человеческой деятельности может иметь:
• исполнительно-технологический характер, когда деятельность анализируется на основе внешне наблюдаемых результатов и способов их получения: деятельность — действия —
операции;
• смысловой (собственно психологический) характер, где любая активность человека: а) по отношению к мотиву субъекта выступает в качестве деятельности, имеющей личностный смысл; б) по отношению к поставленным субъектом целям — в качестве действия или системы действий; в) по отношению к конкретным способам психической ориентировки, планирования и исполнения в конкретных предметных условиях — как операция или система операций (см., напр.: Иванников, 1998).
|
|
J. Какие важнейшие основания следует использовать для психологического анализа действий и деятельности?
В психологическом анализе структуры действий и дея-тельностей следует выделять:
• мотивационную (интенциональную) сторону — то, что побуждает и направляет деятельность и действия — мотивы, цели и их формирование;
• операциональную сторону — способы и средства достижения целей, реализации мотивов и удовлетворения потребностей в различных предметных условиях.
С точки зрения фазовой динамики действий и деятельности следует выделять:
• фазу ориентировки и планирования действий и деятельности;
• фазу исполнения действий и деятельностей в соответствии с планом;
• фазу контроля и коррекции получаемых результатов в процессе выполнения действий.
4. Какие составляющие компоненты включаются в психологическую структуру человеческой деятельности?
Психологическая структура деятельности включает ряд
составляющих компонентов.
Потребность — внутреннее побуждение организма к активности, в основе которого лежит нужда организма в каких-либо внешних предметах или условиях.
• Исходно потребности запускают ненаправленное поисковое поведение, которое обеспечивает обнаружение предметов, удовлетворяющих потребности.
• Предметы, обеспечивающие удовлетворение потребностей, в последующем начинают направлять активность организма, преобразуясь в мотивы.
Мотив — «опредмеченная потребность» — предмет (воспринимаемый или представляемый), который удовлетворяет потребность и на который направляется активность (деятельность).
|
|
• Развитие предметного содержания потребностей и мотивов в процессах реализации деятельности есть процесс развития потребностно-мотивационной сферы человека.
• В человеческом обществе мотивы формируются и развиваются через производство новых предметов и овладение
способами их использования.
• Человека могут мотивировать к деятельности различные
стороны одного предмета.
• Мотивы в деятельности человека выполняют побудительную, направляющую и смыслообразующую функции.
• Один и тот же мотив (предмет) может удовлетворять разные потребности; одна и та же потребность может удовлетворяться через разные мотивы (предметы).
Осознаваемые цели, которые достигаются посредством действий, благодаря чему реализуется процесс деятельности.
• Процесс деятельности реализуется посредством действий, каждое из которых подчиняется промежуточной осознаваемой цели и включает ориентировочную и исполнительную части.
• По отношению к любому текущему целенаправленному действию человека мотивы выстраиваются в иерархические отношения и связи друг с другом.
• Всякое действие и всякую цель можно рассматривать: а) в объективных предметных связях и отношениях — как имеющие объективные значения; б) в отношении к потребностям и мотивам субъекта — как приобретающие субъективный личностный смысл.
Автоматизированные, неосознанно реализуемые способы ориентировки, планирования, исполнения, контроля и коррекции в составе целенаправленных действий — операции.
• Каждое действие складывается из операций, которые представляют собой автоматизированные способы ориентировки, планирования, реализации, контроля и коррекции целенаправленного действия.
• Следует условно различать технологические, исполнительные операции и психические операции, обеспечивающие предварительную ориентировку и планирование действий.
• Используемые операции зависят: а) от внешних средств и условий, в которых действие реализуется; б) от имеющихся у субъекта автоматизированных способов ориентировки, планирования и автоматизированных способов реализации действий.
5. Что такое психический образ предметного мира и как он образуется?
В качестве ориентировочной основы в организацию и осуществление любого действия или деятельности включается образ предметного мира. Образ мира — это психическое образование, производное от реализуемых субъектом действий и операций.
• Ориентировочные операции и действия, исходно выполняемые субъектом посредством органов чувств по отношению к объектам, являются средством формирования образа. Образ исходно есть продукт, результат определенных ориентировочных операций и действий.
• Внешние (предметные) и внутренние (умственные) операции выступают психологическим механизмом порождения и существования образа: актуализация образа — это процесс сокращенного выполнения тех операций, которые лежат в основе построения образа.
• Использование образа в процессе решения различных задач происходит путем включения его в то или иное действие в качестве ориентировочной основы.