1. Любое действие направлено на предмет (предметно) и подчинено определенной цели, которая зависит от потребностей организма и его предметного окружения (актуального,
наличного или представляемого, которое требуется обнаружить или создать в ходе деятельности).
• Предмет (цель) и мотив действия не совпадают между собой.
2. Всякое действие и всякая цель могут рассматриваться в объективных связях и отношениях как объективные значения.
3. Смысл действия для человека определяется мотивом деятельности («опредмеченной потребностью»), в состав которой действие входит.
4. Действие как составляющая деятельности позволяет реализовать предметные связи «организм — среда», с одной стороны, и познакомиться с реальными свойствами среды — с другой.
5. Реализация любого действия включает совокупность ориентировочных (познавательных), исполнительных и контрольных операций.
• Следует различать: а) приспособительные операции, которые формируются неосознанно, путем приспособления движений к условиям выполнения действия; б) сознательные операции, которые формируются путем автоматизации и объединения действий.
|
|
6. В действии на основе ориентировочных операций порождается и развивается образ окружающего мира путем активного «уподобления» движений органов чувств предметному окружению. По мере своего формирования образ, в свою очередь, начинает во многом предопределять протекание действий и ориентировать их в процессе реализации.
7. Действие по мере своего развития может преобразовываться в нескольких направлениях.
• Как процесс, исходно зависящий от актуальной естественной потребности м непосредственного предметного окружения, действие может принимать культурные, опосредствованные орудиями и знаками формы, приобретая все более надситуативный характер.
• Как составляющая деятельности действие может преобразовываться:
— путем автоматизации в операцию — способ выполнения других более сложных действий;
— путем приобретения личностного смысла для субъекта («осознаваемый мотив-цель») — в самостоятельную деятельность (механизм сдвига мотива на цель).
• Как активный, живой, протекающий в предметной среде процесс внешнее практическое действие может преобразовываться в действие «идеальное», протекающее во внутреннем, умственном плане сознания.
Теория исторического развития психических функций человека в ходе общественно-исторической дифференциации различных видов деятельностей
В работах А. Н. Леонтьева теоретически развивается тезис об общественно-исторических (культурно-исторических) закономерностях формирования и развития психических функций человека. Содержательная конкретизация этого тезиса представляет разработку социально-психологической теории исторического развития психических функций человека по мере дифференциации исходной совместной деятельности, направленной на удовлетворение естественных потребностей во множестве производных типов и видов человеческих действий с их последующим выделением в самостоятельные типы деятельностей.
|
|
7. Чем характеризуется развитие человеческой деятельности в процессе исторического развития человеческого общества?
Деятельность — это процесс, который развивается в ходе исторического развития человечества и в котором осуществляется жизнь каждого ниьо! о поколения людей.
• Общественно-исторический опыт исходно порождается в процессах развития человеческих действий и деятельно-
стей и фиксируется в форме объективных значений в продуктах материальной человеческой культуры, в орудийных и знаково-символических средствах.
• В процессах усложнения действий и деятельностей у каждого поколения людей совершенствуется система значений, частичное присвоение которых каждым человеком образует индивидуальный психический образ мира.
• Психический образ мира вторично выступает ориентировочной основой для организации все более эффективных действий и деятельностей.
2. Чем характеризуются исторически первичные формы человеческой деятельности?
Исторически первична совместная практическая деятельность, где имеется общий мотив для всех участников деятельности и общие цели действий.
• Общение между субъектами исходно служит непосредственному ситуативному планированию, организации и управлению совместной деятельностью и распределению отдельных действий между членами сообщества. Исходно практическая сторона деятельности и общение составляют единый процесс и являются слитыми.
• Позднее от деятельности отделяется собственно коммуникативная сторона по мере совершенствования и дифференциации жестовых и речевых средств общения.
3. Какие психологические основания лежат в основе общественного разделения труда?
Специализация субъектов в выполнении отдельных действий ведет к разделению труда и дифференциации все новых видов человеческой деятельности.
• Любое действие включает: а) этап ориентировки и планирования; б) этап исполнения и реализации, в) этап контроля и коррекции (рефлексия)
• По мере технологического усложнения и фиксирования в языковых и знаково-символических средствах способов организации и выполнения действий отдельные операции
в их составе осознаются и преобразуются в новые самостоятельные действия.
• Субъекты начинают специализироваться в выполнении
различных операций и действий при реализации совместных видов деятельн остей: а) операций и действий предварительной ориентировки и организации совместной деятельности; б) исполнительных операций и действий, реализующих деятельность и обеспечивающих получение конкретного продукта; в) действий контроля, оценки, распределения полученных продуктов.
• По механизму сдвига мотива на цель формируются производные виды деятельности — деятельности планирования, организации, исполнения, контроля.