Как формируются умственные действия и умственные

формы человеческих деятельностей?

Компоненты общественной деятельности, связанные с планированием, организацией и контролем, оказываются отделенными во времени и пространстве от деятельности практической, исполнительной. Формируется труд умствен­ный.

• Появляется необходимость и возникают условия для того, чтобы речь выделилась из межсубъектного общения и при­обрела новые функции — организации индивидуальной

умственной деятельности.

• Новые функции речи делают необязательной ее внешнюю

развернутую форму.

• Речевые действия приобретают характер внутренних

средств для организации умственных действий над значе­ниями (представлениями и понятиями) — формируется индивидуальный внутренний план умственной деятельно­сти.

• Субъект становится носителем индивидуального сознания.

5. К каким последствиям в формировании и развитии чело­веческих типов деятельности ведет отделение ориентацией-но-планирующих компонентов от исполнительных, с одной

стороны, и умственных индивидуальных форм организации и реализации действий от исходно внешних совместных дейст­вий, с другой стороны?

Внутренние опосредствованные речью действия и опера­ции предварительной ориентировки и планирования прак­тических видов деятельности преобразуются в познаватель­но-исследовательскую деятельность (механизм сдвига моти­ва на цель).

Коммуникативно-организационные аспекты речевого

общения преобразуются в ряд специализированных видов профессиональной деятельности, заключающихся в речевом воздействии на других людей: учебную, идеологическую, по­литическую.

С. Л. Рубинштейн (1889-1960) Субъектно-деятельностная теория психики

1. Человека с его психикой исходно следует рассматри­вать «внутри бытия», а не противопоставлять окружающему

миру.

2. Предметом изучения психологии являются психиче­ские функции в их отношениях и связях с миром и деятель­ностью человека в мире.

• Всякая внешняя активность живого существа содержит в себе психические составляющие, посредством которых

осуществляется ее регуляция.

• Следует различать: а) деятельность, в которой присутству­ют психические функции, когда реализуются жизненные отношения человека к окружающему миру; б) собственно психические функции — психические процессы.

3. В процессе взаимодействия субъекта с миром внешние факторы всегда действуют через внутренние условия. Такие условия представляют собой внутреннюю психическую ак­тивность субъекта, которая имеет врожденный характер.

• Психика детерминируется одновременно «органическим субстратом» мозга и внешним предметным миром.

4. Деятельность всегда есть взаимодействие субъекта и объекта: не может быть бессубъектной деятельности и дея­тельности без предмета.

• В деятельности всегда в большей или меньшей мере при­сутствуют активность, творчество, самостоятельность.

5. Субъект в своих деяниях, актах творческой самодея­тельности не только обнаруживается и проявляется, но со­зидается и определяется в них.

• Субъект есть то, что он делает: направления деятельности формируют и изменяют самого субъекта.

• Каждая новая функция в поведении и психике субъекта перестраивает все остальные функции в новую функцио­нальную структуру.

• В деятельности человек сам создает условия для своей жиз­ни.

6. Сознание человека формируется и развивается в дея­тельности и по мере развития начинает оказывать влияние на организацию деятельности (принцип единства сознания и деятельности).

7. Психика представляет собой непрерывный, контину­ально-генетический процесс. Прерывны и дискретны толь­ко результаты психических процессов.

8. Основным механизмом психики выступает анализ че­рез синтез: познаваемый объект включается во все новые межпредметные связи и потому выступает во все новых каче­ствах, которые фиксируются в новых представлениях, поня­тиях.

Некоторые расхождения в теоретических позициях

В отечественной психологии можно встретить упомина­ния о «принципиальных» расхождениях во взглядах Л. С. Вы­готского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, П. Я. Гальпери­на. Такие расхождения обнаруживаются только в том случае, если «вырывать» позиции, которые занимали авторы теорий в

разное время, из контекста развития единого общепсихологи­ческого теоретического подхода. В настоящее время большая часть таких противоречий преодолена, но их место занимают другие противоречия и трудности. Это естественный путь раз­вития любой «живой», развивающейся системы теоретиче­ских знаний в науке. При этом принципиальных методологи­ческих расхождений, которые бы требовали радикального пе­ресмотра деятельностного подхода, между указанными авторами теорий нет.

Укажем некоторые из расхождений, ссылки на которые можно обнаружить в психологической литературе.

А. Н, Леонтьев о необходимости изменения единицы анали­за психических явлений, используемой в работах Л. С. Выгот­ского (Леонтьев А. Я., 1998)

Л. С. Выготский', внутри «практического» процесса жизни ребенок сталкивается с особым историческим продуктом — с общественным сознанием и мышлением, овеществленными в языке, орудиях, продуктах человеческой культуры.

• Единицей сознания выступает значение, которое лежит за словом, а слово выступает носителем значения.

• Овладение значением есть результат общения, в ходе кото­рого происходит овладение ребенком значениями и смыс­лами, имеющимися в общественном сознании и культуре.

А. Я. Леонтьев'. положение Л. С. Выготского о том, что со­знание есть продукт речевого общения ребенка в условиях его деятельности по отношению к окружающей его вещной действительности, необходимо обернуть: сознание ребенка есть продукт его человеческой деятельности по отношению к объективной действительности, совершающейся в условиях языка, в условиях речевого общения.

• Единицей анализа психики становится действие, в кото­ром открываются для субъекта и порождаются значения (и смыслы), которые могут фиксироваться языковыми сред­ствами.

Критические замечания С. Л. Рубинштейна к теории А. Н. Леонтьева

• Слишком преувеличена роль внешних причин формиро­вания сознания. Не учитывается роль уже имеющихся пси­хических процессов. «Внешние причины всегда действуют через внутренние условия». Нельзя считать верным, что процесс интериоризации полностью обеспечивает форми­рование внутреннего плана умственных действий.

• Интериоризация ведет не от материальной внешней дея­тельности, лишенной внутренних психических компо­нентов, а от одного способа существования психических явлений — в качестве составляющих внешнего практиче­ского действия — к другому способу их существования, относительно независимому от внешнего материального действия.

• Не следует в качестве предмета психологии рассматривать действие. Действие может служить только «объяснитель­ным принципом». Деятельность не может входить в пред­мет психологии. Предметом психологии может быть толь­ко психическая сторона деятельности (см. также ниже:

П. Я. Гальперин).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: