1. Психология должна отказаться как от ментализма, так и от физиологизма.
• Воспринимать предмет или мыслить о нем - значит вести себя по отношению к нему определенным способом. При этом поведение контролируется свойствами предметов - различительными стимулами.
• Знания представляют собой либо действия, либо правила для выполнения действий.
2. Связь «стимул - реакция» в поведении нельзя трактовать только как причинно-следственную; причины формирования поведения могут заключаться и в обратной связи «реакция - стимул». Следует различать респондентное и оперантное поведение.
• Оперантное поведение: может быть не связанным с каким-либо наблюдаемым раздражителем; осуществляется как активное спонтанное воздействие на среду; подкреплением выступает обнаружение стимула - стимульный контингент подкрепления.
• Респондентное поведение: всегда запускается определенным стимулом; осуществляется как ответная реакция на стимул; подкреплением выступает «контингент подкрепления реакций».
|
|
3. Поведение организма в процессе научения преимущественно носит оперантный характер и подчиняется закону подкрепления: сила оперантного поведения возрастает, если поведение сопровождается подкрепляющим стимулом.
• Поведение организма в значительной степени определяется его прошлым поведением.
• Сложный акт поведения не сводится к последовательности определенных реакций; одно и то же подкрепление может быть добыто животным за счет последовательности различных реакций, объединенных в разные структуры - паттерны.
• Паттерны поведения детерминируются условиями среды.
4. Существуют разные схемы (режимы) подкрепления:
а) подкрепление с фиксированным интервалом времени;
б) подкрепление с фиксированной частотой реакций.
5. Для формирования определенных форм поведения наиболее эффективным способом является модификация поведения - использование положительного подкрепления в момент, когда живой организм совершает нужные движения в нужном направлении. Процедура научения обеспечивается рядом факторов:
• наличие достаточно сильного для данного животного подкреп-ляющего стимула;
• наличие у животного определенного уровня актуализации потребности (депривации);
последнее время начинают объяснять и интерпретировать результаты психологических исследований с теоретических позиций когнитивной психологии.
• время между желательным поведением животного и подкреплением должно быть минимальным;
• наиболее эффективно положительное подкрепление;
• подкрепляться должно малейшее движение животного, направленное к цели;
• нежелательное поведение должно угашаться путем отсутствия подкрепления;
• после обусловливания части сложного поведения подкрепляться должно требуемое движение, следующее за обусловленной частью.
6. Вербальное поведение (речь) у человека формируется и развивается путем оперантного научения.