1. Существует взаимный детерминизм между поведением, личностными особенностями и социальными воздействиями.
2. Большая часть новых форм поведения приобретается человеком в отсутствие внешнего подкрепления путем научения через наблюдение за образцами поведения других людей.
• Быстрота и эффективность научения зависят от психологической доступности предмета подражания и эффективности словесного кодирования наблюдаемого поведения.
3. Человек активно организует свое поведение, опираясь на когнитивные процессы, важнейшими из которых являются:
а) ожидание и прогнозирование субъектом эффективности (неэффективности) собственного поведения, уверенность в том, что он может (не может) осуществить определенное поведение — самоэффективность;
б) ожидание и прогнозирование возможного результата при реализации определенного типа поведения или неуверенность в возможности получить желаемый результат.
• При высоком ожидании результата и высоком ожидании самоэффективности субъект реализует уверенные адекватные действия при социально направленной активности.
• При высоком ожидании результата и низком ожидании самоэффективности поведение субъекта характеризуется самообесцениванием и отчаянием.
• При низком ожидании результата и высоком ожидании самоэффективности поведение субъекта характеризуется протестами, жалобами или стремлением изменить условия своей жизни.
• При низком ожидании результата и низком ожидании самоэффективности поведение субъекта характеризуется пессимизмом и апатией.
4. Индивидуальные особенности прогнозирования и ожидания возможных результатов и последствий поведения складываются на основе:
• косвенных наблюдений за социальными моделями поведения других людей, которые могут: а) вести к успеху или неудаче; б) наказываться или поощряться другими людьми;
• следования вербальным правилам и инструкциям, которые задаются другими людьми;
• самонаблюдения и опыта собственных успехов и неудач.
5. Представления личности о самоэффективности в выполнении различных действий и организации собственного поведения (уверенности, что «я могу») зависят:
• от самонаблюдения и опыта собственных успехов и неудач при выполнении действий в определенных ситуациях;
• характера используемых субъектом речевых самоинструкций;
• текущего эмоционального состояния;
• наблюдения образцов такого поведения у других людей.
5. Субъект способен самостоятельно планировать и создавать благоприятные условия для реализации определенного типа поведения:
• путем установления и изменения «планки достижений» (уровень притязаний), зависящей от особенностей самооценки;
• путем самопоощрений или самонаказаний, которые могут служить:
а) избавлением от внутреннего дискомфорта;
б) средством уменьшения негативных реакций других;
в) целью получения похвалы от других.