Альберт Бандура (1925—1988) Необихевиоризм. Теория социального научения

1. Существует взаимный детерминизм между поведени­ем, личностными особенностями и социальными воздейст­виями.

2. Большая часть новых форм поведения приобретается человеком в отсутствие внешнего подкрепления путем научения через наблюдение за образцами поведения других людей.

• Быстрота и эффективность научения зависят от психоло­гической доступности предмета подражания и эффектив­ности словесного кодирования наблюдаемого поведения.

3. Человек активно организует свое поведение, опираясь на когнитивные процессы, важнейшими из которых являются:

а) ожидание и прогнозирование субъектом эффективно­сти (неэффективности) собственного поведения, уве­ренность в том, что он может (не может) осуществить определенное поведение — самоэффективность;

б) ожидание и прогнозирование возможного результата при реализации определенного типа поведения или неуверенность в возможности получить желаемый ре­зультат.

• При высоком ожидании результата и высоком ожидании самоэффективности субъект реализует уверенные адекват­ные действия при социально направленной активности.

• При высоком ожидании результата и низком ожидании са­моэффективности поведение субъекта характеризуется са­мообесцениванием и отчаянием.

• При низком ожидании результата и высоком ожидании са­моэффективности поведение субъекта характеризуется протестами, жалобами или стремлением изменить условия своей жизни.

• При низком ожидании результата и низком ожидании са­моэффективности поведение субъекта характеризуется пессимизмом и апатией.

4. Индивидуальные особенности прогнозирования и ожидания возможных результатов и последствий поведения складываются на основе:

• косвенных наблюдений за социальными моделями пове­дения других людей, которые могут: а) вести к успеху или неудаче; б) наказываться или поощряться другими людьми;

• следования вербальным правилам и инструкциям, кото­рые задаются другими людьми;

• самонаблюдения и опыта собственных успехов и неудач.

5. Представления личности о самоэффективности в вы­полнении различных действий и организации собственного поведения (уверенности, что «я могу») зависят:

• от самонаблюдения и опыта собственных успехов и неудач при выполнении действий в определенных ситуациях;

• характера используемых субъектом речевых самоинструк­ций;

• текущего эмоционального состояния;

• наблюдения образцов такого поведения у других людей.

5. Субъект способен самостоятельно планировать и со­здавать благоприятные условия для реализации определен­ного типа поведения:

• путем установления и изменения «планки достижений» (уро­вень притязаний), зависящей от особенностей самооценки;

• путем самопоощрений или самонаказаний, которые могут служить:

а) избавлением от внутреннего дискомфорта;

б) средством уменьшения негативных реакций других;

в) целью получения похвалы от других.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: