1. В качестве движущей силы поведения человека выступают две группы инстинктов: а) инстинкты жизни, продолжения рода, связанные с переживанием удовольствия, - либидо; б) инстинкты смерти, разрушения, преодоления препятствий, связанные с переживанием гнева и стремлением к энтропии, - танатос.
• Инстинкты характеризуются: а) наличием потребности и стремлением к ее удовлетворению (редукции); б) объекта ми, которые потенциально обеспечивают редукцию потребности; г) количеством энергии, необходимой для удовлетворения потребности.
2. Существует три уровня функционирования психики и сознания человека.
• Уровень актуально осознаваемого — все, на что в данный момент направлено внимание человека и в чем он себе отдает отчет.
• Уровень предсознательного - опыт, который при необходимости может быть актуализирован из памяти.
• Бессознательное, которое включает: а) инстинктивные побуждения; б) вытесненные из сознания социально запрещенные побуждения, стремления, переживания, которые сохраняют эмоциональную и мотивационную напряженность.
3. Структура личности включает три составляющие:
• «Ид» («Оно») - врожденные инстинктивные компоненты личности, вызывающие напряжение и требующие немедленной разрядки, а также вытесненные в течение жизни социально запрещенные переживания и желания.
(Подчиняется принципу удовольствия.)
• «Эго» («Я») - компоненты личности, регулирующие и реализующие связи с внешним миром; обеспечивают сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов.
(Подчиняется принципу реальности.)
• «Супер-Эго» («Сверх-Я») — компоненты личности, формирующиеся на основе родительских и социальных ожиданий, ограничений и контроля, которые преобразуются во внутренний самоконтроль. Включает две подсистемы: а) запреты и ограничения, которые переживаются как совесть и чувство вины; б) эго-идеал — внутренние стандарты поведения.
(Подчиняется принципу необходимости.)
4. «Эго» выполняет несколько функций.
• Предупреждения человека о возможной угрозе путем переживания разных форм тревоги:
- реалистической тревоги — реалистичной оценки опасностей внешнего мира;
- моральной тревоги — эмоционального ответа на угрозу со стороны «Супер-Эго», которая может перерастать в
12*
социальную тревогу, в иррациональный страх смерти и возмездия;
- невротической тревоги — эмоционального ответа на опасность того, что неприемлемые импульсы со стороны «Ид» станут осознанными.
• Реализация защитных механизмов с целью устранить переживание тревоги.
Две основные характеристики защитных механизмов: неосознанность их использования (самообман) и искажение восприятия реальности и самого себя.
Вот содержание некоторых защитных механизмов.
• Вытеснение (подавление) -удаление из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдание.
• Отрицание каких-либо травматических событий или угроз в личном опыте.
• Проекция — приписывание своих собственных неприемлемых мыслей, чувств, поведения другим людям или социальному окружению.
• Замещение — переадресовка инстинктивного импульса от более угрожающего объекта на менее угрожающий.
• Рационализация — ложное обоснование, объяснение причин своего иррационального поведения.
• Реактивное образование — защита от запретных импульсов путем выражения в поведении и мыслях противоположных побуждений.
• Регрессия — возврат к детским моделям поведения.
• Сублимация — конструктивная стратегия перевода энергии инстинктов на другие объекты и виды деятельности.
5. Онтогенетическое развитие личности подчиняется ряду закономерностей.
• Человек рождается с определенным количеством энергии либидо, которая проходит в своем развитии несколько психосексуальных стадий.
Оральная стадия: рождение — 18 месяцев. Зона сосредоточения либидо — рот. Основная задача — отделение от материнского тела, отвыкание от груди.
Анальная стадия: 18 месяцев — 3 года. Зона сосредоточения либидо — анус. Основная задача — приучение к туалету, самоконтроль за органами испражнения.
Фаллическая стадия: 3—6 лет. Зона сосредоточения либидо — собственные половые органы (мастурбация). Основные задачи: идентификация со взрослыми своего пола, выступающими в качестве образца для подражания; формирование «Супер-Эго»; преодоление желания обладать родителем противоположного пола и устранить родителя одноименного пола (Эдипов комплекс и комплекс Электры).
Латентная стадия: 6— 12 лет. Зона сосредоточения либидо отсутствует. Основная задача — расширение социальных контактов со сверстниками.
Генитальная стадия: после 12 лет. Зона сосредоточения либидо — половые органы. Основные задачи: половое созревание и установление интимных отношений на основе любви, способность к гетеросексуальным отношениям, трудовой вклад в общество.
• Переживания и опыт, полученные в раннем детстве и дошкольном возрасте, играют решающую роль в развитии взрослой личности и предопределяют различные черты характера.