1. Личность — опыт, который человек приобретает в течение жизни путем воздействия на него внешнего окружения по схеме 5 — К.
2. Развитие личности (и ее изучение) есть установление взаимоотношений между поведением организма и результатами, последствиями поведения, которые выступают в качестве подкрепления. Последующее поведение становится обусловленным.
3. Существует два типа обусловливания (научения):
• классическое обусловливание (научение) — ситуационные стимулы приобретают характер сигналов, которые свидетельствуют о вероятном (возможном) получении подкрепления или удовлетворения определенной потребности в данной ситуации;
• оперантное обусловливание (научение) — определяется событиями, которые являются следствиями поискового и пробующего поведения. Последствия собственного поведения действуют как подкрепляющие стимулы, повышая частоту предшествующего поведения.
4. Существует ряд основных характеристик подкреплений, которые лежат в основе научения и определяют личностные особенности и поведение разных людей.
• Режимы подкрепления: а) непрерывное подкрепление, б) прерывистое, частичное подкрепление.
• Параметры режимов подкрепления: а) в зависимости от временного интервала (временное подкрепление) -с постоянным интервалом или с вариативным интервалом (более эффективно); б) в зависимости от количества реакций (пропорциональное подкрепление) -с постоянным соотношением или с вариативным соотношением.
• Два типа подкрепления: а) первичное - само по себе обладающее подкрепляющими свойствами; б) вторичное - ассоциируется с первичным на основе прошлого опыта.
• Существуют негативные и позитивные подкрепления и наказания.
Средства | Позитивное | Негативное |
Подкрепление | Предъявление положительного стимула | Удаление отрицательного (аверсивного) стимула |
Наказание | Предъявление отрицательного (аверсивного) стимула | Удаление положительного стимула |
• Наказание - неэффективное средство контроля поведения, т. к. поведение возобновляется при возможности избежать наказания в других условиях.
5. Существует возможность формирования поведения путем последовательно подкрепляемого приближения к требуемому образцу.